Подарок в антикоррупционном законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Подарок в антикоррупционном законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Глава местной администрации
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет доходов и расходов проверяемого лица при реализации прокурором полномочий по предъявлению исков в сфере законодательства о контроле за расходами
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Объем подлежащих учету обстоятельств при сопоставлении расходов и доходов служащего весьма обширен и не ограничивается перечисленными в настоящей статье. В частности, финансирование приобретений может осуществляться за счет денежных подарков от родственников, кредитных средств, поступлений от продажи жилых и нежилых помещений, транспортных средств, ценных бумаг, если эти объекты приобретены с соблюдением требований антикоррупционного законодательства. В ходе каждой проверки важно получить подробные объяснения проверяемого лица и тщательно изучить его доводы. Необходимо детально выяснять имущественное и финансовое положение не только самого служащего, но и его близких родственников, а также других лиц, в отношении которых есть информация об их аффилированности, и только после всесторонней проверки рассматривать вопрос о предъявлении искового заявления в суд.
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Объем подлежащих учету обстоятельств при сопоставлении расходов и доходов служащего весьма обширен и не ограничивается перечисленными в настоящей статье. В частности, финансирование приобретений может осуществляться за счет денежных подарков от родственников, кредитных средств, поступлений от продажи жилых и нежилых помещений, транспортных средств, ценных бумаг, если эти объекты приобретены с соблюдением требований антикоррупционного законодательства. В ходе каждой проверки важно получить подробные объяснения проверяемого лица и тщательно изучить его доводы. Необходимо детально выяснять имущественное и финансовое положение не только самого служащего, но и его близких родственников, а также других лиц, в отношении которых есть информация об их аффилированности, и только после всесторонней проверки рассматривать вопрос о предъявлении искового заявления в суд.
Статья: Особенности реализации антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Помимо этого, следует признать, что противодействие политической коррупции в стране носит фрагментарный характер. Во-первых, в Бразилии субъекты противодействия коррупции практически не осуществляют взаимодействие <12>, а специально уполномоченных органов по контролю за этой системой не существует <13>. Во-вторых, незначительное внимание к антикоррупционным мероприятиям в рамках служебных правоотношений подтверждается отсутствием законодательного регулирования принятия государственными служащими подарков. При этом в качестве "мягкой силы" действует Кодекс поведения государственного служащего, предписывающий воздержаться от любого рода подарков, имеющих ценность, за исключением, например, пробных образцов продукции или в рамках протокольных мероприятий. Запреты распространяются и на услуги имущественного характера.
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Помимо этого, следует признать, что противодействие политической коррупции в стране носит фрагментарный характер. Во-первых, в Бразилии субъекты противодействия коррупции практически не осуществляют взаимодействие <12>, а специально уполномоченных органов по контролю за этой системой не существует <13>. Во-вторых, незначительное внимание к антикоррупционным мероприятиям в рамках служебных правоотношений подтверждается отсутствием законодательного регулирования принятия государственными служащими подарков. При этом в качестве "мягкой силы" действует Кодекс поведения государственного служащего, предписывающий воздержаться от любого рода подарков, имеющих ценность, за исключением, например, пробных образцов продукции или в рамках протокольных мероприятий. Запреты распространяются и на услуги имущественного характера.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363
(ред. от 24.03.2023)
"Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности"Стороны и любые лица, действующие от их имени или в их интересах, не будут прямо или косвенно в рамках деловых отношений в сфере предпринимательской деятельности или деловых отношений с государственным сектором предлагать, вручать или осуществлять платеж, подарок, иную привилегию, а также соглашаться на предложение, вручение или осуществление (самостоятельно или в согласии с другими лицами) какого-либо платежа, подарка или иной привилегии с целью исполнения (воздержания от исполнения) каких-либо условий настоящего договора, если указанные действия нарушают законодательство о противодействии коррупции.
(ред. от 24.03.2023)
"Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности"Стороны и любые лица, действующие от их имени или в их интересах, не будут прямо или косвенно в рамках деловых отношений в сфере предпринимательской деятельности или деловых отношений с государственным сектором предлагать, вручать или осуществлять платеж, подарок, иную привилегию, а также соглашаться на предложение, вручение или осуществление (самостоятельно или в согласии с другими лицами) какого-либо платежа, подарка или иной привилегии с целью исполнения (воздержания от исполнения) каких-либо условий настоящего договора, если указанные действия нарушают законодательство о противодействии коррупции.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)У должностных лиц правоохранительных органов на практике возникало немало трудностей по соблюдению антикоррупционных ограничений, например при получении подарка на протокольных и иных официальных мероприятиях. В этой связи законодательно закреплены понятия "протокольные и иные официальные мероприятия", "подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия", а также в четыре раза повышена допустимая стоимость такого подарка (до двадцатикратного размера базовой величины) <9>.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)У должностных лиц правоохранительных органов на практике возникало немало трудностей по соблюдению антикоррупционных ограничений, например при получении подарка на протокольных и иных официальных мероприятиях. В этой связи законодательно закреплены понятия "протокольные и иные официальные мероприятия", "подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия", а также в четыре раза повышена допустимая стоимость такого подарка (до двадцатикратного размера базовой величины) <9>.
Вопрос: Как разработать правила и утвердить кодекс корпоративной этики?
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)большинство рассмотренных документов по соблюдению требований не содержат достаточных положений о гостеприимстве (например, требование сообщать о подарках или пороговые значения для приемлемых подарков, которые "могут выполнять роль ширмы в целях ухода от налогов и других экономических правонарушений" <9>);
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)большинство рассмотренных документов по соблюдению требований не содержат достаточных положений о гостеприимстве (например, требование сообщать о подарках или пороговые значения для приемлемых подарков, которые "могут выполнять роль ширмы в целях ухода от налогов и других экономических правонарушений" <9>);
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Агентство посредством издания подзаконных нормативных правовых актов осуществляет конкретизацию некоторых законодательно установленных антикоррупционных ограничений и запретов. В качестве примера можно отметить приказ директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан от 11 марта 2023 г. N 54 "Об утверждении Положения о стоимости подарка, который может быть получен в связи со служебными командировками, международными и другими официальными мероприятиями государственным гражданским служащим, а также о порядке распоряжения им".
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Агентство посредством издания подзаконных нормативных правовых актов осуществляет конкретизацию некоторых законодательно установленных антикоррупционных ограничений и запретов. В качестве примера можно отметить приказ директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан от 11 марта 2023 г. N 54 "Об утверждении Положения о стоимости подарка, который может быть получен в связи со служебными командировками, международными и другими официальными мероприятиями государственным гражданским служащим, а также о порядке распоряжения им".
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Республике Исландия
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 11)<29> Например, согласно ст. 109 УК Исландии "дача, обещание или предложение государственному служащему подарка или иных выгод за совершение им действий (бездействие), относящихся к его служебным обязанностям, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или, при смягчающих обстоятельствах, штрафом. Также наказываются подобные действия в отношении иностранного должностного лица или служащего публичной международной организации за заключение или сохранение сделки или иную незаконную выгоду в ведении международной торговли". Подробнее об этом см.: Бирюков П.Н., Долгов М.А. Антикоррупционное законодательство Исландии // Московский журнал международного права. 2007. N 3(67). С. 77 - 86.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 11)<29> Например, согласно ст. 109 УК Исландии "дача, обещание или предложение государственному служащему подарка или иных выгод за совершение им действий (бездействие), относящихся к его служебным обязанностям, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или, при смягчающих обстоятельствах, штрафом. Также наказываются подобные действия в отношении иностранного должностного лица или служащего публичной международной организации за заключение или сохранение сделки или иную незаконную выгоду в ведении международной торговли". Подробнее об этом см.: Бирюков П.Н., Долгов М.А. Антикоррупционное законодательство Исландии // Московский журнал международного права. 2007. N 3(67). С. 77 - 86.
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)В отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих должности глав муниципальных образований и осуществляющих полномочия на непостоянной основе, введен ряд ограничений, связанных в том числе с запретом замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц; принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)В отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих должности глав муниципальных образований и осуществляющих полномочия на непостоянной основе, введен ряд ограничений, связанных в том числе с запретом замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц; принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Так, по инициативе прокуратуры в связи с утратой доверия прекращены досрочно полномочия депутата областной думы, представившего неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и нарушившего запрет получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения или подарки от физических и юридических лиц.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Так, по инициативе прокуратуры в связи с утратой доверия прекращены досрочно полномочия депутата областной думы, представившего неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и нарушившего запрет получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения или подарки от физических и юридических лиц.
Статья: Права и обязанности членов совета директоров
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Член Совета директоров обязан соблюдать положения утвержденных в Обществе политик и процедур, применимых в деятельности Совета директоров, в том числе Кодекса делового поведения и этики, Политики по соблюдению антикоррупционного законодательства, Политики по управлению конфликтом интересов" (п. 2.3.6, 2.3.7) <27>. Также при избрании в совет директоров ПАО "МТС" кандидаты в совет директоров предоставляют обществу в том числе письменное подтверждение кандидатом того, что он не совершал действий, запрещенных российским и иным применимым законодательством по противодействию коррупции (п. 2.6.9), дополнительно к этому в согласии на выдвижение кандидатуры для избрания в совет директоров кандидат берет на себя обязательства в рамках выполнения обязанностей члена совета директоров соблюдать перечисленные в согласии принципы и требования, направленные на противодействие коррупции.
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Член Совета директоров обязан соблюдать положения утвержденных в Обществе политик и процедур, применимых в деятельности Совета директоров, в том числе Кодекса делового поведения и этики, Политики по соблюдению антикоррупционного законодательства, Политики по управлению конфликтом интересов" (п. 2.3.6, 2.3.7) <27>. Также при избрании в совет директоров ПАО "МТС" кандидаты в совет директоров предоставляют обществу в том числе письменное подтверждение кандидатом того, что он не совершал действий, запрещенных российским и иным применимым законодательством по противодействию коррупции (п. 2.6.9), дополнительно к этому в согласии на выдвижение кандидатуры для избрания в совет директоров кандидат берет на себя обязательства в рамках выполнения обязанностей члена совета директоров соблюдать перечисленные в согласии принципы и требования, направленные на противодействие коррупции.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Сформированный в нормативных правовых актах Республики Казахстан институт прекращения государственной службы по отрицательным мотивам имеет множество сходных черт с отечественным институтом увольнения в связи с утратой доверия. Как известно, в законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции <189> увольнение в связи с утратой доверия рассматривается как крайняя антикоррупционная санкция вследствие непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной в котором он является. Вместе с тем казахстанская модель прекращения государственной службы по нереабилитирующему основанию отрицательных мотивов увольнения все же шире. В частности (как показано выше), в Законах Республики Казахстан о государственной службе, о специальных государственных органах и о воинской службе по таким мотивам увольнения представлен более объемный перечень оснований. Закон Республики Казахстан о противодействии коррупции увольнение с государственной службы по отрицательным мотивам связывает с нарушением со стороны государственного служащего антикоррупционных запретов, ограничений и требований. В числе последних указываются, например, занятие деятельностью, несовместимой с выполнением государственных функций, открытие и наличие счетов в иностранных банках за пределами государства, конфликт интересов, принятие материального вознаграждения, подарков или услуг за действия (бездействие) в пользу предоставивших их лиц <190>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Сформированный в нормативных правовых актах Республики Казахстан институт прекращения государственной службы по отрицательным мотивам имеет множество сходных черт с отечественным институтом увольнения в связи с утратой доверия. Как известно, в законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции <189> увольнение в связи с утратой доверия рассматривается как крайняя антикоррупционная санкция вследствие непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной в котором он является. Вместе с тем казахстанская модель прекращения государственной службы по нереабилитирующему основанию отрицательных мотивов увольнения все же шире. В частности (как показано выше), в Законах Республики Казахстан о государственной службе, о специальных государственных органах и о воинской службе по таким мотивам увольнения представлен более объемный перечень оснований. Закон Республики Казахстан о противодействии коррупции увольнение с государственной службы по отрицательным мотивам связывает с нарушением со стороны государственного служащего антикоррупционных запретов, ограничений и требований. В числе последних указываются, например, занятие деятельностью, несовместимой с выполнением государственных функций, открытие и наличие счетов в иностранных банках за пределами государства, конфликт интересов, принятие материального вознаграждения, подарков или услуг за действия (бездействие) в пользу предоставивших их лиц <190>.
Статья: Тенденции и ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса в странах Ближнего Востока
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.