Подача уведомления о втором гражданстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Подача уведомления о втором гражданстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ правового регулирования вопросов двойного гражданства в странах межгосударственного объединения БРИКС
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Право на гражданство закреплено в Конституции Южно-Африканской Республики (далее - ЮАР) 1996 г. Статья 3 Конституции ЮАР предусматривает общее южноафриканское гражданство и закрепляет, что все граждане имеют равные права, привилегии и преимущества гражданства, а также в равной степени подчиняются обязанностям и ответственности гражданина. В ст. 20 Билля о правах (части Конституции ЮАР) закреплено: "Ни один гражданин не может быть лишен гражданства" <20>. Закон о гражданстве ЮАР N 88 от 6 октября 1995 г. не запрещает двойное гражданство, однако предусматривает, что граждане Южной Африки должны обратиться к министру за освобождением от потери гражданства ЮАР, если они хотят получить другое гражданство или сражаться в вооруженных силах другой страны против Южной Африки (§ 3 (6) (b) Закона) <21>. В противном случае такие лица автоматически потеряют гражданство ЮАР, как и их несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет. В отношении натурализованных граждан предусмотрено автоматическое прекращение гражданства, если такой гражданин ЮАР работает под флагом другой страны, участвует в войне, которую Республика не поддерживает <22>. Кроме того, лица, подающие заявление на натурализацию, должны доказать, что страна их текущего гражданства позволяет им иметь двойное гражданство, или они должны отказаться от этого гражданства <23>.
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Право на гражданство закреплено в Конституции Южно-Африканской Республики (далее - ЮАР) 1996 г. Статья 3 Конституции ЮАР предусматривает общее южноафриканское гражданство и закрепляет, что все граждане имеют равные права, привилегии и преимущества гражданства, а также в равной степени подчиняются обязанностям и ответственности гражданина. В ст. 20 Билля о правах (части Конституции ЮАР) закреплено: "Ни один гражданин не может быть лишен гражданства" <20>. Закон о гражданстве ЮАР N 88 от 6 октября 1995 г. не запрещает двойное гражданство, однако предусматривает, что граждане Южной Африки должны обратиться к министру за освобождением от потери гражданства ЮАР, если они хотят получить другое гражданство или сражаться в вооруженных силах другой страны против Южной Африки (§ 3 (6) (b) Закона) <21>. В противном случае такие лица автоматически потеряют гражданство ЮАР, как и их несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет. В отношении натурализованных граждан предусмотрено автоматическое прекращение гражданства, если такой гражданин ЮАР работает под флагом другой страны, участвует в войне, которую Республика не поддерживает <22>. Кроме того, лица, подающие заявление на натурализацию, должны доказать, что страна их текущего гражданства позволяет им иметь двойное гражданство, или они должны отказаться от этого гражданства <23>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"6. Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства подается не позднее чем в течение шестидесяти календарных дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Гражданин Российской Федерации, приобретший гражданство (подданство) иностранного государства либо получивший вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и не подавший уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в срок, установленный настоящей частью, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, обязан подать уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства не позднее шестидесяти календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"6. Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства подается не позднее чем в течение шестидесяти календарных дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Гражданин Российской Федерации, приобретший гражданство (подданство) иностранного государства либо получивший вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и не подавший уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в срок, установленный настоящей частью, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, обязан подать уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства не позднее шестидесяти календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Статья: Натурализация мигрантов: современные тенденции
(Васильева Т.А.)
("Закон", 2024, N 3)Был проведен ряд интересных опросов, связанных с миграцией и гражданством. Так, весной 2018 года в Норвегии на вопросы социологов отвечали коренные жители страны и мигранты в первом и втором поколении в возрасте от 20 до 36 лет <49>. Исследовалось их отношение к существующим и наилучшим критериям предоставления гражданства. Вопросы касались необходимого срока проживания в стране, владения языком, знания норвежского общества, экономической самодостаточности, двойного гражданства, заявления о лояльности. Представители всех групп сошлись на том, что для получения гражданства соискатель должен проживать не менее 5 лет в стране, пройти экзамен на знание норвежского языка и общества, иметь работу, сделать заявление об уважении законов страны, также должно допускаться двойное гражданство. По мнению участников опроса, существующие критерии <50> справедливы по отношению к мигрантам, способствуют их интеграции в норвежское общество и учитывают интересы страны. При этом граждане третьих стран оценивали действующие критерии более позитивно, чем коренные жители и мигранты из стран ЕС.
(Васильева Т.А.)
("Закон", 2024, N 3)Был проведен ряд интересных опросов, связанных с миграцией и гражданством. Так, весной 2018 года в Норвегии на вопросы социологов отвечали коренные жители страны и мигранты в первом и втором поколении в возрасте от 20 до 36 лет <49>. Исследовалось их отношение к существующим и наилучшим критериям предоставления гражданства. Вопросы касались необходимого срока проживания в стране, владения языком, знания норвежского общества, экономической самодостаточности, двойного гражданства, заявления о лояльности. Представители всех групп сошлись на том, что для получения гражданства соискатель должен проживать не менее 5 лет в стране, пройти экзамен на знание норвежского языка и общества, иметь работу, сделать заявление об уважении законов страны, также должно допускаться двойное гражданство. По мнению участников опроса, существующие критерии <50> справедливы по отношению к мигрантам, способствуют их интеграции в норвежское общество и учитывают интересы страны. При этом граждане третьих стран оценивали действующие критерии более позитивно, чем коренные жители и мигранты из стран ЕС.
Статья: Би- и полипатризм в международном праве
(Аджба Д.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Советское законодательство довольно категорично относилось к бипатризму: Закон "О гражданстве СССР" запрещал гражданам Союза ССР состоять в гражданстве иностранного государства <19>. Такая позиция, очевидно продиктованная правившей идеологией, стала основой для заключенных в последующем договоров об урегулировании ситуаций с двойным гражданством. Лицам, состоявшим в гражданстве обеих договаривающихся сторон, предоставлялась возможность самостоятельного выбора гражданства. В случае отсутствия письменного заявления о выборе одного из гражданств они автоматически считались лишь гражданами того государства, на территории которого проживали. Так, например, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства закрепила намерение договорившихся государств "ликвидировать на основе добровольного выбора гражданства заинтересованными лицами имеющиеся случаи двойного гражданства, а также предотвратить возникновение случаев двойного гражданства в будущем" <20>.
(Аджба Д.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Советское законодательство довольно категорично относилось к бипатризму: Закон "О гражданстве СССР" запрещал гражданам Союза ССР состоять в гражданстве иностранного государства <19>. Такая позиция, очевидно продиктованная правившей идеологией, стала основой для заключенных в последующем договоров об урегулировании ситуаций с двойным гражданством. Лицам, состоявшим в гражданстве обеих договаривающихся сторон, предоставлялась возможность самостоятельного выбора гражданства. В случае отсутствия письменного заявления о выборе одного из гражданств они автоматически считались лишь гражданами того государства, на территории которого проживали. Так, например, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Румынии о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства закрепила намерение договорившихся государств "ликвидировать на основе добровольного выбора гражданства заинтересованными лицами имеющиеся случаи двойного гражданства, а также предотвратить возникновение случаев двойного гражданства в будущем" <20>.
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Особенно актуальными и ранее не имеющими прецедентов в отечественном законодательстве являются изменения, которые коснулись оснований отклонения заявлений о приеме в российское гражданство. Одним из них является военная служба в вооруженных силах иностранных государств. В настоящее время такой факт, как военная служба в иных государствах, не всегда является безусловным основанием отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. Например, у России есть Соглашение с Южной Осетией от 20 сентября 2021 года об урегулировании вопросов двойного гражданства, где сказано: "Заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, поданные гражданами Республики Южная Осетия, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах Республики Южная Осетия, не могут отклоняться в связи с пребыванием таких граждан на указанной службе". В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2022 года N 440 <18> основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство России граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, граждан Украины и апатридов, постоянно проживающих на соответствующей территории, которые состоят "на военной службе, на службе в органах безопасности либо правоохранительных органах Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, не может являться пребывание таких лиц на военной службе".
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Особенно актуальными и ранее не имеющими прецедентов в отечественном законодательстве являются изменения, которые коснулись оснований отклонения заявлений о приеме в российское гражданство. Одним из них является военная служба в вооруженных силах иностранных государств. В настоящее время такой факт, как военная служба в иных государствах, не всегда является безусловным основанием отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. Например, у России есть Соглашение с Южной Осетией от 20 сентября 2021 года об урегулировании вопросов двойного гражданства, где сказано: "Заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, поданные гражданами Республики Южная Осетия, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах Республики Южная Осетия, не могут отклоняться в связи с пребыванием таких граждан на указанной службе". В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2022 года N 440 <18> основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство России граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, граждан Украины и апатридов, постоянно проживающих на соответствующей территории, которые состоят "на военной службе, на службе в органах безопасности либо правоохранительных органах Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, не может являться пребывание таких лиц на военной службе".
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Дети, рожденные в смешанных браках граждан России и граждан других стран, и ранее могли получать российское гражданство вне зависимости от места рождения, однако это происходило не автоматически - имеющий такое право должен обратиться к российским властям. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка подавалось родителем ребенка, имеющим гражданство Российской Федерации по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка. Теперь такой ребенок российское гражданство получит автоматически. Однако данная норма может вызвать сложности при возникновении споров между родителями с разным гражданством, если между государствами, гражданами которых они являются, нет международного договора о двойном гражданстве.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Дети, рожденные в смешанных браках граждан России и граждан других стран, и ранее могли получать российское гражданство вне зависимости от места рождения, однако это происходило не автоматически - имеющий такое право должен обратиться к российским властям. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка подавалось родителем ребенка, имеющим гражданство Российской Федерации по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка. Теперь такой ребенок российское гражданство получит автоматически. Однако данная норма может вызвать сложности при возникновении споров между родителями с разным гражданством, если между государствами, гражданами которых они являются, нет международного договора о двойном гражданстве.
Статья: Договорное регулирование отношений, связанных с множественным и двойным гражданством
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Двусторонние соглашения, регулирующие порядок несения военной службы би- и полипатридами, весьма многочисленны и содержат, как правило, единый подход к решению данной проблемы. В первую очередь предусматривается необходимость несения военной службы лишь в одном из государств гражданства, и зачастую выбор делается в пользу того государства, где индивид постоянно проживает, однако большинством конвенций предусмотрена возможность выбора самими лицами одного из государств гражданства, в котором такое лицо хотело бы пройти военную службу путем подачи соответствующего заявления. Подобные договоры заключались между Данией и Францией [7], Испанией и Италией [8], Нидерландами и Италией [9] и другими странами.
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Двусторонние соглашения, регулирующие порядок несения военной службы би- и полипатридами, весьма многочисленны и содержат, как правило, единый подход к решению данной проблемы. В первую очередь предусматривается необходимость несения военной службы лишь в одном из государств гражданства, и зачастую выбор делается в пользу того государства, где индивид постоянно проживает, однако большинством конвенций предусмотрена возможность выбора самими лицами одного из государств гражданства, в котором такое лицо хотело бы пройти военную службу путем подачи соответствующего заявления. Подобные договоры заключались между Данией и Францией [7], Испанией и Италией [8], Нидерландами и Италией [9] и другими странами.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Рассмотрение по существу дел об усыновлении (удочерении) ребенка относится к компетенции районного суда как суда первой инстанции, если заявителями выступают граждане Российской Федерации. Суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела об усыновлении по первой инстанции, если заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства независимо от места их жительства. Если граждане имеют двойное гражданство, в том числе гражданство Российской Федерации, то на них распространяются нормы о гражданах Российской Федерации.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Рассмотрение по существу дел об усыновлении (удочерении) ребенка относится к компетенции районного суда как суда первой инстанции, если заявителями выступают граждане Российской Федерации. Суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела об усыновлении по первой инстанции, если заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства независимо от места их жительства. Если граждане имеют двойное гражданство, в том числе гражданство Российской Федерации, то на них распространяются нормы о гражданах Российской Федерации.
Ситуация: Возможно ли иметь в РФ двойное гражданство?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время договор о двойном гражданстве заключен Российской Федерацией, например, с Республикой Таджикистан (п. 1 ст. 1 Договора между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995; Закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время договор о двойном гражданстве заключен Российской Федерацией, например, с Республикой Таджикистан (п. 1 ст. 1 Договора между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995; Закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ).
Вопрос: Как провести сделку с участием лиц из недружественных стран?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Для граждан РФ, в том числе имеющих вид на жительство в недружественной стране или двойное гражданство (при осуществлении сделок с лицами, не подпадающими под действие названных Указов).
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Для граждан РФ, в том числе имеющих вид на жительство в недружественной стране или двойное гражданство (при осуществлении сделок с лицами, не подпадающими под действие названных Указов).