ПНО
Подборка наиболее важных документов по запросу ПНО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Исполнение публичных нормативных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Исполнение публичных нормативных обязательств
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФВместе с тем в статье 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда возникают постоянные разницы, постоянные налоговые расходы (доходы) и как они отражаются в бухучете
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда возникают постоянные разницы, постоянные налоговые расходы (доходы) и как они отражаются в бухучете
Типовая ситуация: ПБУ 18/02: применение, проводки и примеры
(Издательство "Главная книга", 2025)ПНР (бывшие ПНО) возникают, если расходы отражены в бухгалтерском учете, но никогда не будут учтены в налоговом. Другой вариант - доходы признаны только в налоговом учете. Для расчета ПНР умножьте расход или доход на ставку налога на прибыль (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).
(Издательство "Главная книга", 2025)ПНР (бывшие ПНО) возникают, если расходы отражены в бухгалтерском учете, но никогда не будут учтены в налоговом. Другой вариант - доходы признаны только в налоговом учете. Для расчета ПНР умножьте расход или доход на ставку налога на прибыль (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н
(ред. от 20.11.2018)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)7. Для целей Положения под постоянным налоговым расходом (доходом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
(ред. от 20.11.2018)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)7. Для целей Положения под постоянным налоговым расходом (доходом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н
(ред. от 08.11.2010)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
(ред. от 08.11.2010)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Расходное обязательство возникает в результате принятия закона, иного нормативного правового акта, заключения договора (соглашения). Оно порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства из соответствующего бюджета (ст. ст. 6, 84, 85 БК РФ). Разновидностью расходных обязательств выступают публичные и публично-нормативные обязательства, которые подлежат исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере и (или) должны иметь порядок расчета размера (индексации). На их основе рассчитывается объем средств, предоставляемых из соответствующего бюджета.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Расходное обязательство возникает в результате принятия закона, иного нормативного правового акта, заключения договора (соглашения). Оно порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства из соответствующего бюджета (ст. ст. 6, 84, 85 БК РФ). Разновидностью расходных обязательств выступают публичные и публично-нормативные обязательства, которые подлежат исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере и (или) должны иметь порядок расчета размера (индексации). На их основе рассчитывается объем средств, предоставляемых из соответствующего бюджета.
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Постоянные налоговые расходы >>>
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вместо терминов "постоянное налоговое обязательство (актив)" появятся понятия "постоянный налоговый расход (доход)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вместо терминов "постоянное налоговое обязательство (актив)" появятся понятия "постоянный налоговый расход (доход)".
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Согласно ч. 1 ст. 265 БК РФ "Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". Как видим, законодатель делает здесь акцент на цели осуществления и предметную характеристику контроля ("что проверяют"), без привязки к содержанию самой деятельности и без упоминания субъектов ее осуществления ("кто проверяет").
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Согласно ч. 1 ст. 265 БК РФ "Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". Как видим, законодатель делает здесь акцент на цели осуществления и предметную характеристику контроля ("что проверяют"), без привязки к содержанию самой деятельности и без упоминания субъектов ее осуществления ("кто проверяет").
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации <1> на субфедеральном уровне осуществляется государственный финансовый контроль, в том числе внешний, который проводится контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Следует оговориться, что в БК РФ используется именно термин "государственный финансовый контроль", который подразумевает более широкое наполнение, однако фактически имеется в виду бюджетный контроль. Такой подход законодателя обоснованно критикуется в литературе <2>. Синонимичность использования этих терминов в БК РФ подтверждается и тем, что в указанной статье Кодекса раскрывается содержание данного вида контроля, под которым понимается "контроль, осуществляемый в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В связи с этим в данной публикации понятия "внешний бюджетный контроль" и "внешний государственный финансовый контроль" будут использоваться как равнозначные.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации <1> на субфедеральном уровне осуществляется государственный финансовый контроль, в том числе внешний, который проводится контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Следует оговориться, что в БК РФ используется именно термин "государственный финансовый контроль", который подразумевает более широкое наполнение, однако фактически имеется в виду бюджетный контроль. Такой подход законодателя обоснованно критикуется в литературе <2>. Синонимичность использования этих терминов в БК РФ подтверждается и тем, что в указанной статье Кодекса раскрывается содержание данного вида контроля, под которым понимается "контроль, осуществляемый в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета". В связи с этим в данной публикации понятия "внешний бюджетный контроль" и "внешний государственный финансовый контроль" будут использоваться как равнозначные.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Дебет 99, субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит 68
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Дебет 99, субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит 68