Пм больничный
Подборка наиболее важных документов по запросу Пм больничный (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88-14085/2024 (УИД 78RS0022-01-2021-001296-62)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении вреда, причиненного здоровью; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он получил травмы в результате падения по причине плохой освещенности придомовой территории.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело в данной части, с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в данной части не согласился, указав, что в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, при этом сам по себе факт того, что истец не оформлял листки нетрудоспособности, не свидетельствует об утрате им общей трудоспособности.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении вреда, причиненного здоровью; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он получил травмы в результате падения по причине плохой освещенности придомовой территории.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело в данной части, с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в данной части не согласился, указав, что в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, при этом сам по себе факт того, что истец не оформлял листки нетрудоспособности, не свидетельствует об утрате им общей трудоспособности.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 09.11.2022 N 33-9747/2022 (УИД 59RS0007-01-2021-010405-98)
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: О перерасчете страховых выплат.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его здоровью причинен вред вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего в период отбывания наказания и работы в исправительном учреждении ответчика-1, ответчиком-2 ему была назначена ежемесячная страховая выплата, с размером которой он не согласен. По мнению истца, ему назначена существенно заниженная заработная плата.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что размер заработной платы истца составляет настолько незначительную сумму, не свидетельствует само по себе о возникновении на стороне фонда социального страховая обязанности производить перерасчет страховой выплаты исходя из иной суммы, так как перерасчет размера выплаты не может быть произвольным, а приведенными положениями Закона N 125-ФЗ не предусмотрено право страховщика применять при расчете ежемесячной страховой выплаты размер прожиточного минимума либо исходить из размера минимальной заработной платы, как это предусмотрено для случаев расчета пособия по временной нетрудоспособности положениями статей 1.2 и 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: О перерасчете страховых выплат.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его здоровью причинен вред вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего в период отбывания наказания и работы в исправительном учреждении ответчика-1, ответчиком-2 ему была назначена ежемесячная страховая выплата, с размером которой он не согласен. По мнению истца, ему назначена существенно заниженная заработная плата.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что размер заработной платы истца составляет настолько незначительную сумму, не свидетельствует само по себе о возникновении на стороне фонда социального страховая обязанности производить перерасчет страховой выплаты исходя из иной суммы, так как перерасчет размера выплаты не может быть произвольным, а приведенными положениями Закона N 125-ФЗ не предусмотрено право страховщика применять при расчете ежемесячной страховой выплаты размер прожиточного минимума либо исходить из размера минимальной заработной платы, как это предусмотрено для случаев расчета пособия по временной нетрудоспособности положениями статей 1.2 и 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: С работника по исполнительному листу удерживаются алименты на ребенка 25% от заработка, но не ниже прожиточного минимума. Весь месяц он был на больничном. Какая сумма алиментов должна быть удержана, если за счет работодателя ему оплачено три дня - 9 000 руб. и выплачена материальная помощь на лечение - 20 000 руб.?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: С работника по исполнительному листу удерживаются алименты на ребенка 25% от заработка, но не ниже прожиточного минимума. Весь месяц он был на больничном. Какая сумма алиментов должна быть удержана, если за счет работодателя ему оплачено три дня - 9 000 руб. и выплачена материальная помощь на лечение - 20 000 руб.?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: С работника по исполнительному листу удерживаются алименты на ребенка 25% от заработка, но не ниже прожиточного минимума. Весь месяц он был на больничном. Какая сумма алиментов должна быть удержана, если за счет работодателя ему оплачено три дня - 9 000 руб. и выплачена материальная помощь на лечение - 20 000 руб.?
Статья: Европейская социальная хартия: процедуры мониторинга
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)По ст. 12 (пар. 1) принято решение о том, что ситуация в стране не удовлетворяет требованиям ЕСХ, поскольку размеры пособий по временной нетрудоспособности и по безработице ниже величины прожиточного минимума.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)По ст. 12 (пар. 1) принято решение о том, что ситуация в стране не удовлетворяет требованиям ЕСХ, поскольку размеры пособий по временной нетрудоспособности и по безработице ниже величины прожиточного минимума.
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер пособий и выплат гражданам, имеющим детей"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)4.2.1. Неработающие лица (абз. 6 - абз. 9 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ);
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)4.2.1. Неработающие лица (абз. 6 - абз. 9 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ);
Приказ Росстата от 10.04.2024 N 144
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"35. В отчет по форме N ПМ не включаются следующие расходы, которые не учитываются в фонде заработной платы и выплатах социального характера:
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"35. В отчет по форме N ПМ не включаются следующие расходы, которые не учитываются в фонде заработной платы и выплатах социального характера:
Статья: Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Статьей 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (до 01.07.2021)/право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет 6 и более недель, они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (с 01.07.2021 по 31.12.2022)/право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (с 01.01.2023) имеют нуждающиеся в социальной поддержке беременные женщины и лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории РФ, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона N 81-ФЗ, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Статьей 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (до 01.07.2021)/право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет 6 и более недель, они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (с 01.07.2021 по 31.12.2022)/право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (с 01.01.2023) имеют нуждающиеся в социальной поддержке беременные женщины и лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории РФ, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона N 81-ФЗ, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Типовая ситуация: Как удержать алименты
(Издательство "Главная книга", 2025)Потапов платит алименты в размере 25% дохода. Ему начислено пособие за первые 3 дня болезни по листку нетрудоспособности, закрытому в январе, - 3 900 руб.
(Издательство "Главная книга", 2025)Потапов платит алименты в размере 25% дохода. Ему начислено пособие за первые 3 дня болезни по листку нетрудоспособности, закрытому в январе, - 3 900 руб.
Статья: Спор о возмещении вреда здоровью (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При обращении в суд за разрешением спора о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни следует иметь в виду, что согласно требованиям ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При обращении в суд за разрешением спора о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни следует иметь в виду, что согласно требованиям ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Статья: Достойное социальное обеспечение как одна из стратегических целей Международной организации труда
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В целях повышения благосостояния семей и преодоления бедности в России необходимо пересмотреть систему надбавок на нетрудоспособных иждивенцев, назначаемых к фиксированной части страховой пенсии. Ее размер не должен быть ниже прожиточного минимума иждивенца, если последний не имеет иных источников средств существования. Аналогичные надбавки должны назначаться и к социальным пенсиям.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В целях повышения благосостояния семей и преодоления бедности в России необходимо пересмотреть систему надбавок на нетрудоспособных иждивенцев, назначаемых к фиксированной части страховой пенсии. Ее размер не должен быть ниже прожиточного минимума иждивенца, если последний не имеет иных источников средств существования. Аналогичные надбавки должны назначаться и к социальным пенсиям.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Напомним, соответствующие периоды в Табеле учета рабочего времени обозначаются кодами: "К" ("06"), "ПК" ("07"), "ПМ" ("08"), "ОТ" ("09"), "ОД" ("10"), "У" ("11"), "УВ" ("12");
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Напомним, соответствующие периоды в Табеле учета рабочего времени обозначаются кодами: "К" ("06"), "ПК" ("07"), "ПМ" ("08"), "ОТ" ("09"), "ОД" ("10"), "У" ("11"), "УВ" ("12");
Статья: Беременность как социально значимое состояние
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Действующим правовым регулированием в сфере социальной защиты и социального обеспечения устанавливаются определенные меры, адресованные беременным женщинам. Так, например, федеральным законодательством предусмотрено право на пособие по беременности и родам <12>; ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву <13>. В первом случае социальное пособие является страховым (в отличие от двух других), исчисляется из среднего заработка и предоставляется женщине из числа застрахованных лиц за весь период отпуска по беременности и родам. По смыслу положений Федерального закона N 255-ФЗ, социальное обеспечение ориентировано не просто на состояние беременности, но на факт осложнения его утратой заработка оставляющей работу беременной женщиной. Второй пример социального обеспечения говорит об ориентированности последнего на состояние беременности, осложненное реализовавшимся социальным риском бедности, поскольку положения Федерального закона N 81-ФЗ связывают возникновение права на данный вид пособия с недостижением уровнем дохода гражданки величины прожиточного минимума. Третий вид социального пособия "реагирует" на сочетание факта беременности гражданки с актуализировавшимся в ее жизни состоянием одиночества в силу прохождения супругом военной службы. Так, на федеральном уровне законодательство не "распознает" беременную женщину без осложнений статуса как получателя социального обеспечения.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Действующим правовым регулированием в сфере социальной защиты и социального обеспечения устанавливаются определенные меры, адресованные беременным женщинам. Так, например, федеральным законодательством предусмотрено право на пособие по беременности и родам <12>; ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву <13>. В первом случае социальное пособие является страховым (в отличие от двух других), исчисляется из среднего заработка и предоставляется женщине из числа застрахованных лиц за весь период отпуска по беременности и родам. По смыслу положений Федерального закона N 255-ФЗ, социальное обеспечение ориентировано не просто на состояние беременности, но на факт осложнения его утратой заработка оставляющей работу беременной женщиной. Второй пример социального обеспечения говорит об ориентированности последнего на состояние беременности, осложненное реализовавшимся социальным риском бедности, поскольку положения Федерального закона N 81-ФЗ связывают возникновение права на данный вид пособия с недостижением уровнем дохода гражданки величины прожиточного минимума. Третий вид социального пособия "реагирует" на сочетание факта беременности гражданки с актуализировавшимся в ее жизни состоянием одиночества в силу прохождения супругом военной службы. Так, на федеральном уровне законодательство не "распознает" беременную женщину без осложнений статуса как получателя социального обеспечения.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) по уходу за ребенком до полутора лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обучающимся по очной форме обучения в образовательных (профессиональных, высшего и дополнительного профессионального образования) и научных организациях, - в той части, в какой установленные этими нормами размеры выплат способны обеспечить государственную поддержку материнства и детства хотя бы на уровне прожиточного минимума.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) по уходу за ребенком до полутора лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обучающимся по очной форме обучения в образовательных (профессиональных, высшего и дополнительного профессионального образования) и научных организациях, - в той части, в какой установленные этими нормами размеры выплат способны обеспечить государственную поддержку материнства и детства хотя бы на уровне прожиточного минимума.
Обзор: "Основные изменения законодательства в 2022 году для бухгалтера бюджетной организации"
(КонсультантПлюс, 2022)Если взыскатель направил работодателю должника исполнительный документ на сумму не более 100 тыс. руб., нужно сравнить размер зарплаты с прожиточным минимумом, рассчитанным для должника и его иждивенцев. Если зарплата не превышает эту величину, удерживать долги нельзя.
(КонсультантПлюс, 2022)Если взыскатель направил работодателю должника исполнительный документ на сумму не более 100 тыс. руб., нужно сравнить размер зарплаты с прожиточным минимумом, рассчитанным для должника и его иждивенцев. Если зарплата не превышает эту величину, удерживать долги нельзя.
Статья: Алименты: исчисление, удержание, отражение. "Алиментарно"?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 6)Справочно. Сейчас установлено, что если нет соглашения между родителями, то алименты взыскиваются ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка родителя. Это менять не предполагалось, но при этом депутатами предложено было оговорить, что размер алиментов на каждого ребенка не должен быть меньше 50% регионального прожиточного минимума на детей. Право суда менять указанные доли также должно было бы ограничиваться этим лимитом. Объяснение: если у алиментщика официальная зарплата на уровне МРОТ, то алименты на одного ребенка составляют сейчас 3 917 рублей, а это - всего 28% от величины российского прожиточного минимума на ребенка, подсчитали авторы проекта. И тогда остающаяся сумма - 10 027 рублей (72% прожиточного минимума) должна быть обеспечена родителем, на попечении которого находится ребенок. То есть тогда родители не равноценно участвуют в содержании ребенка. Законопроект N 322358-8 еще не отклонен официально, но на него уже представлены отрицательные отзывы.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 6)Справочно. Сейчас установлено, что если нет соглашения между родителями, то алименты взыскиваются ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка родителя. Это менять не предполагалось, но при этом депутатами предложено было оговорить, что размер алиментов на каждого ребенка не должен быть меньше 50% регионального прожиточного минимума на детей. Право суда менять указанные доли также должно было бы ограничиваться этим лимитом. Объяснение: если у алиментщика официальная зарплата на уровне МРОТ, то алименты на одного ребенка составляют сейчас 3 917 рублей, а это - всего 28% от величины российского прожиточного минимума на ребенка, подсчитали авторы проекта. И тогда остающаяся сумма - 10 027 рублей (72% прожиточного минимума) должна быть обеспечена родителем, на попечении которого находится ребенок. То есть тогда родители не равноценно участвуют в содержании ребенка. Законопроект N 322358-8 еще не отклонен официально, но на него уже представлены отрицательные отзывы.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Вопрос: Исходя из какого заработка нужно рассчитать среднедневной заработок для начисления отпускных, если за предшествующий год у сотрудника не было ни одного рабочего дня, но он имел фактические начисления в виде единовременной премии и годовой премии за 2023 г., начисленной в 2024 г., также ежемесячные начисления "Прирост прожиточного минимума в месяц", рассчитываемые независимо от фактически отработанного времени?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Вопрос: Исходя из какого заработка нужно рассчитать среднедневной заработок для начисления отпускных, если за предшествующий год у сотрудника не было ни одного рабочего дня, но он имел фактические начисления в виде единовременной премии и годовой премии за 2023 г., начисленной в 2024 г., также ежемесячные начисления "Прирост прожиточного минимума в месяц", рассчитываемые независимо от фактически отработанного времени?