Плодородный слой
Подборка наиболее важных документов по запросу Плодородный слой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредоставление первичных статистических данных (отчетности)
(КонсультантПлюс, 2025)...в нарушение требований законодательства общество сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2023 год, оформленные в определенном порядке и в установленные сроки, не представило в Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора...
(КонсультантПлюс, 2025)...в нарушение требований законодательства общество сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2023 год, оформленные в определенном порядке и в установленные сроки, не представило в Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учитывая, что состав административного правонарушения по уничтожению плодородного слоя почвы, порче земель - материальный, для привлечения субъекта к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учитывая, что состав административного правонарушения по уничтожению плодородного слоя почвы, порче земель - материальный, для привлечения субъекта к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь представления статистической отчетности на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных (ст. 56 ЗК РФ);
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных (ст. 56 ЗК РФ);
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)- получение дохода от реализации снятого при подготовке к строительству недвижимости плодородного слоя почвы.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)- получение дохода от реализации снятого при подготовке к строительству недвижимости плодородного слоя почвы.
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)Это мероприятия по предупреждению деградации земель (то есть ухудшения их качества) и (или) восстановлению их плодородия. В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием. Такие мероприятия проводятся в том числе путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Это мероприятия по предупреждению деградации земель (то есть ухудшения их качества) и (или) восстановлению их плодородия. В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием. Такие мероприятия проводятся в том числе путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Статья: Мелиорация земель как объект бухгалтерского учета: современное состояние и перспективы развития
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)На наш взгляд, данные виды оценок требуют уточнения применительно к мелиоративным работам и земельным активам сельскохозяйственного назначения. По нашему мнению, в основе оценки земельных участков должна быть переоцененная стоимость, именно потому, что поддержание плодородного слоя земли требует проведения мелиоративных работ, которые должны увеличивать стоимость сельскохозяйственных угодий. Таким образом, в основе справедливой стоимости земельных участков, а также их обесценения должно быть увеличение либо уменьшение плодородия почв.
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)На наш взгляд, данные виды оценок требуют уточнения применительно к мелиоративным работам и земельным активам сельскохозяйственного назначения. По нашему мнению, в основе оценки земельных участков должна быть переоцененная стоимость, именно потому, что поддержание плодородного слоя земли требует проведения мелиоративных работ, которые должны увеличивать стоимость сельскохозяйственных угодий. Таким образом, в основе справедливой стоимости земельных участков, а также их обесценения должно быть увеличение либо уменьшение плодородия почв.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует много вариантов рекультивации земель с использованием отходов. Так, проектом рекультивации может предусматриваться использование собственных отходов, использование отходов, принимаемых от сторонних организаций, использование отходов, находящихся на рекультивируемых земельных участках от прошлой деятельности сторонних организаций (отвалы горных пород, шлаковый отвал), использование отходов, собственники которых неизвестны. Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемые при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются, например, отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При рекультивации земель с использованием отходов V класса опасности соответствующая лицензия не потребуется. При этом используемые/утилизируемые при рекультивации земель отходы (вид по ФККО, количество и класс опасности) должны одновременно соотноситься и с проектом рекультивации, и с лицензионными условиями (возможность утилизации отходов конкретного наименования, вида (по ФККО) и класса опасности на конкретной территории определяется в приложении к соответствующей лицензии), и с документами, подтверждающими учет и движение отходов. Важно помнить, что при рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные действующим законодательством и прежде всего федеральными законами. Например, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров; не допускается захоронение токсичных вскрышных пород при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации; не допускается использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы; необходимо проводить государственную экологическую экспертизу проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления; проектов ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проектов рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности и др.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует много вариантов рекультивации земель с использованием отходов. Так, проектом рекультивации может предусматриваться использование собственных отходов, использование отходов, принимаемых от сторонних организаций, использование отходов, находящихся на рекультивируемых земельных участках от прошлой деятельности сторонних организаций (отвалы горных пород, шлаковый отвал), использование отходов, собственники которых неизвестны. Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемые при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются, например, отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При рекультивации земель с использованием отходов V класса опасности соответствующая лицензия не потребуется. При этом используемые/утилизируемые при рекультивации земель отходы (вид по ФККО, количество и класс опасности) должны одновременно соотноситься и с проектом рекультивации, и с лицензионными условиями (возможность утилизации отходов конкретного наименования, вида (по ФККО) и класса опасности на конкретной территории определяется в приложении к соответствующей лицензии), и с документами, подтверждающими учет и движение отходов. Важно помнить, что при рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные действующим законодательством и прежде всего федеральными законами. Например, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров; не допускается захоронение токсичных вскрышных пород при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации; не допускается использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы; необходимо проводить государственную экологическую экспертизу проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления; проектов ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проектов рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности и др.
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также с отходами производства и потребления;
(КонсультантПлюс, 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также с отходами производства и потребления;
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, отделом муниципального земельного контроля городского округа по результатам проверки установлено неиспользование спорного участка по целевому назначению. На участке обнаружены признаки очагового навала бытового и строительного мусора; следов проведения обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородного слоя почвы, не обнаружено.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;