Пленум ВС РФ по административным
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум ВС РФ по административным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Подсудность по выбору административного истца" КАС РФ"Таким образом, исходя из системной взаимосвязи статей 22, 24 КАС РФ, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, настоящие административные исковые требования, могут быть предъявлены в суд либо по месту жительства истца, либо по адресу нахождения спорного объекта недвижимости, на который распространяются полномочия Управления Росреестра по адрес"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Указанное выше демонстрирует как минимум практическую потребность в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по применению административного законодательства в части рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, характеристики сущности и отличительных признаков таких дел.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Указанное выше демонстрирует как минимум практическую потребность в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по применению административного законодательства в части рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, характеристики сущности и отличительных признаков таких дел.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Как оформить временный перевод на должность работника на период его отпуска по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, совершившее правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если оно больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, его могут наказать и после прекращения деятельности в качестве ИП. В обоих случаях необходимо, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, совершившее правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если оно больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, его могут наказать и после прекращения деятельности в качестве ИП. В обоих случаях необходимо, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала
(КонсультантПлюс, 2025)Такое административное нарушение, как допуск работника без обучения и проверки знаний, влечет наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. За повторное аналогичное правонарушение наказание, например, должностному лицу, назначают по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ независимо от того, совершил он их по одному месту работы или в разных организациях. Важное условие - не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45);
(КонсультантПлюс, 2025)Такое административное нарушение, как допуск работника без обучения и проверки знаний, влечет наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. За повторное аналогичное правонарушение наказание, например, должностному лицу, назначают по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ независимо от того, совершил он их по одному месту работы или в разных организациях. Важное условие - не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45);
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Готовое решение: Можно ли работать дистанционно в декрете - отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на пособие по уходу за ребенком (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо, совершившее такие правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если этот сотрудник больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, то его могут наказать в том числе после прекращения деятельности в качестве ИП. Важно, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо, совершившее такие правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если этот сотрудник больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, то его могут наказать в том числе после прекращения деятельности в качестве ИП. Важно, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Определения Конституционного Суда РФ: от 27.10.2022 N 2679-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" и пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"; от 27.02.2024 N 528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новисова Бориса Соломоновича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1, а также частями 8, 9, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Определения Конституционного Суда РФ: от 27.10.2022 N 2679-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" и пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"; от 27.02.2024 N 528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новисова Бориса Соломоновича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1, а также частями 8, 9, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедевым подчеркивается факт принятия в 2018 г. 15 постановлений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам административного судопроизводства, содержащих свыше 600 правовых позиций <1>, например Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2>. В частности, В.М. Лебедевым отмечается сформулированный в данном Постановлении подход, согласно которому неопределенность толкования нормативного акта является основанием для признания его недействующим, что, по его мнению, способствует повышению качества нормативных актов <3>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В.М. Лебедевым подчеркивается факт принятия в 2018 г. 15 постановлений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам административного судопроизводства, содержащих свыше 600 правовых позиций <1>, например Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2>. В частности, В.М. Лебедевым отмечается сформулированный в данном Постановлении подход, согласно которому неопределенность толкования нормативного акта является основанием для признания его недействующим, что, по его мнению, способствует повышению качества нормативных актов <3>.
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия уполномоченным органом мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; п. 5.1 Административного регламента; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия уполномоченным органом мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; п. 5.1 Административного регламента; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).