ПЛЕНУМ вс РФ ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Подборка наиболее важных документов по запросу ПЛЕНУМ вс РФ ОСПАРИВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФВопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции верно приняты во внимание разъяснения, приведенные в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым акт имеющий нарушения порядка принятия не влечет правовых последствий, не может регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке и подлежит признанию недействующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 208 "Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Оставляя определение судьи первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что из поступивших материалов очевидно усматривается, что оспариваемый административный истцами нормативный правовой акт не может нарушать права административных истцов, является недействующим, административно-территориальное деление регламентируется иными нормативами актами, а потому в силу положений пункта 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в принятии административного иска законный и обоснованный, соответствует требованиям процессуальных норм права и разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О значении писем Федеральной антимонопольной службы и Банка России в правовой системе России
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)<14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума ВС РФ об оспаривании НПА).
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)<14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума ВС РФ об оспаривании НПА).
Статья: Необходимые (обязательные) доказательства в административном судопроизводстве
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 к необходимым доказательствам отнес текст оспариваемого нормативного правового акта.
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 к необходимым доказательствам отнес текст оспариваемого нормативного правового акта.
Нормативные акты
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В п. 1.1 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (отменено с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") прямо указывался в качестве примера нормативного акта ППТиПМ. Сейчас его нормативный характер можно вывести из общих разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В п. 1.1 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (отменено с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") прямо указывался в качестве примера нормативного акта ППТиПМ. Сейчас его нормативный характер можно вывести из общих разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50.
Статья: О некоторых проблемах реализации права на оспаривание нормативных правовых актов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Возможность оспаривания нормативного правового акта законодатель и Пленум Верховного Суда Российской Федерации связали с обстоятельством, которое не зависит от воли лица, обращающегося за судебной защитой, - прекращением действия нормативного правового акта.
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Возможность оспаривания нормативного правового акта законодатель и Пленум Верховного Суда Российской Федерации связали с обстоятельством, которое не зависит от воли лица, обращающегося за судебной защитой, - прекращением действия нормативного правового акта.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Смысл выяснения такого факта разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации: "При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя" <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Смысл выяснения такого факта разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации: "При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя" <1>.