Пленум вс РФ нормативные правовые акты
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум вс РФ нормативные правовые акты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК РФ"Положения названной статьи подлежат применению в системном единстве с положениями иных нормативных актов, в частности Лесного кодекса Российской Федерации и основанных на нем подзаконных актов. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации, разъясняя, что следует понимать под незаконной рубкой указанных насаждений, предписывает судам выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения, со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья) (пункты 1 и 16 постановления от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иерархия источников права России: анализ законодательства и доктрины через сравнительно-правовую призму болгарского права
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)- по содержанию постановления Пленума Верховного Суда РФ носят практически нормативный характер, тогда как прецеденты характеризуются индивидуальностью (не случайно, что ряд ученых относят постановления Пленума Верховного Суда РФ к нормативным правовым актам судебной власти).
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)- по содержанию постановления Пленума Верховного Суда РФ носят практически нормативный характер, тогда как прецеденты характеризуются индивидуальностью (не случайно, что ряд ученых относят постановления Пленума Верховного Суда РФ к нормативным правовым актам судебной власти).
Статья: К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Российское законодательство не содержит легальных дефиниций решения, действия и бездействия, которые могут выступать объектами административного спора. Данный пробел на данный момент восполняется постановлениями Пленума Верховного Суда РФ. Признаки нормативного правового акта (нормативного решения) даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений <11>.
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Российское законодательство не содержит легальных дефиниций решения, действия и бездействия, которые могут выступать объектами административного спора. Данный пробел на данный момент восполняется постановлениями Пленума Верховного Суда РФ. Признаки нормативного правового акта (нормативного решения) даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений <11>.
Нормативные акты
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ <1> генеральные планы признаются нормативно-правовыми актами и подлежат оспариванию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ <1> генеральные планы признаются нормативно-правовыми актами и подлежат оспариванию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Однако это определения, лишь соответствующие юридической доктрине, то есть эти определения не являются официальными (легальными). Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <57>: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как разъяснено там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Однако это определения, лишь соответствующие юридической доктрине, то есть эти определения не являются официальными (легальными). Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <57>: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как разъяснено там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Статья: Длящиеся и продолжаемые преступления: новые правовые позиции (научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях" от 12 декабря 2023 года N 43)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)Однако не следует забывать и о ч. 2 ст. 9 УК РФ, где установлено, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Более того, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" отмечается, что под днем совершения преступления, с которого начинается течение и исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности, следует понимать день совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (п. 17). Если следовать противоречивой логике Пленума Верховного Суда Российской Федерации, то закон, ухудшающий положение виновного, должен применяться и к материальным составам преступлений (особенно с отдаленными последствиями), в которых общественно опасные последствия наступили после его вступления в силу, и к сложносоставным преступлениям, в которых некоторые действия, образующие объективную сторону преступления, были совершены до вступления такого закона в силу, а некоторые - после. Однако на практике этого не происходит <3>. Как уже отмечалось, положений о продолжаемых и длящихся преступлениях нет в УК РФ, это целиком научный конструкт, а постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами. Кроме того, во время принятия Постановления 1929 г. в УК РСФСР 1926 г. отсутствовала норма, подобная ч. 2 ст. 9 УК РФ. Таким образом, толкование Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части применения положений ст. ст. 9, 10 УК РФ к длящимся и продолжаемым преступлениям не основано на законе. В силу п. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В соответствии со ст. 10 УК РФ к лицу, совершившему длящееся или продолжаемое преступление, должен применяться самый мягкий из законов, действовавших на момент начала и окончания преступления.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)Однако не следует забывать и о ч. 2 ст. 9 УК РФ, где установлено, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Более того, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" отмечается, что под днем совершения преступления, с которого начинается течение и исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности, следует понимать день совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (п. 17). Если следовать противоречивой логике Пленума Верховного Суда Российской Федерации, то закон, ухудшающий положение виновного, должен применяться и к материальным составам преступлений (особенно с отдаленными последствиями), в которых общественно опасные последствия наступили после его вступления в силу, и к сложносоставным преступлениям, в которых некоторые действия, образующие объективную сторону преступления, были совершены до вступления такого закона в силу, а некоторые - после. Однако на практике этого не происходит <3>. Как уже отмечалось, положений о продолжаемых и длящихся преступлениях нет в УК РФ, это целиком научный конструкт, а постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами. Кроме того, во время принятия Постановления 1929 г. в УК РСФСР 1926 г. отсутствовала норма, подобная ч. 2 ст. 9 УК РФ. Таким образом, толкование Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части применения положений ст. ст. 9, 10 УК РФ к длящимся и продолжаемым преступлениям не основано на законе. В силу п. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В соответствии со ст. 10 УК РФ к лицу, совершившему длящееся или продолжаемое преступление, должен применяться самый мягкий из законов, действовавших на момент начала и окончания преступления.
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)перед обращением в суд с требованием о расторжении договора перевозки пассажира нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). В нормативно-правовых актах, регулирующих перевозку определенными видами транспорта, могут быть схожие нормы, причем иногда уточняющие, что речь идет о предъявлении претензии. Например, по искам в связи с перевозкой внутренним водным транспортом пассажир должен предъявить досудебную претензию к перевозчику (п. 1 ст. 161 КВВТ РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)перед обращением в суд с требованием о расторжении договора перевозки пассажира нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). В нормативно-правовых актах, регулирующих перевозку определенными видами транспорта, могут быть схожие нормы, причем иногда уточняющие, что речь идет о предъявлении претензии. Например, по искам в связи с перевозкой внутренним водным транспортом пассажир должен предъявить досудебную претензию к перевозчику (п. 1 ст. 161 КВВТ РФ);
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения беременной при истечении срочного трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Если срок трудового договора беременной работницы истек в связи с выходом основного работника, предложите женщине другую работу, на которую ее можно временно перевести (до окончания беременности) с учетом состояния ее здоровья. Только если у вас такой работы нет или работница отказалась от перевода, вы можете оформить увольнение в связи с истечением срока трудового договора (ч. 3 ст. 261 ТК РФ, абз. 2 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1, Доклад, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2019 г. (утв. Рострудом)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если срок трудового договора беременной работницы истек в связи с выходом основного работника, предложите женщине другую работу, на которую ее можно временно перевести (до окончания беременности) с учетом состояния ее здоровья. Только если у вас такой работы нет или работница отказалась от перевода, вы можете оформить увольнение в связи с истечением срока трудового договора (ч. 3 ст. 261 ТК РФ, абз. 2 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1, Доклад, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2019 г. (утв. Рострудом)).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Смысл выяснения такого факта разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации: "При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя" <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, согласно п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Смысл выяснения такого факта разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации: "При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя" <1>.
Статья: Юридическое значение согласия суррогатной матери на запись заказчиков родителями ребенка в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"
(Митрякова Е.С.)
("Российский судья", 2021, N 3)Учитывая, что принятое в 2017 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ не является нормативным правовым актом, В.М. Ашура и Е.Л. Невзгодина считают, что процедура установления происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, требует не разъяснений, а законодательных изменений <17>.
(Митрякова Е.С.)
("Российский судья", 2021, N 3)Учитывая, что принятое в 2017 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ не является нормативным правовым актом, В.М. Ашура и Е.Л. Невзгодина считают, что процедура установления происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, требует не разъяснений, а законодательных изменений <17>.