Пленум ВС КОАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум ВС КОАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Субъективная сторона административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 2.1 КоАП РФ, Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, Постановление КС РФ от 14.04.2020 N 17-П, п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 2.1 КоАП РФ, Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, Постановление КС РФ от 14.04.2020 N 17-П, п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем за несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным или муниципальным служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по данной статье - шесть лет, что следует, в частности, из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 (подробнее об ответственности см. разд. 3 настоящего материала).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем за несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным или муниципальным служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности по данной статье - шесть лет, что следует, в частности, из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 (подробнее об ответственности см. разд. 3 настоящего материала).
Статья: Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования: подходы, выработанные в судебной практике
(Харламов Д.Д.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Хотя применительно к ч. 2 ст. 14 УК РФ в отличие от ст. 2.9 КоАП РФ Пленум Верховного Суда никогда не ограничивал круг деяний, которые можно признать малозначительными, особая значимость правосудия как объекта уголовно-правовой охраны исключает возможность вывода об отсутствии общественной опасности в соответствующих действиях <12>.
(Харламов Д.Д.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Хотя применительно к ч. 2 ст. 14 УК РФ в отличие от ст. 2.9 КоАП РФ Пленум Верховного Суда никогда не ограничивал круг деяний, которые можно признать малозначительными, особая значимость правосудия как объекта уголовно-правовой охраны исключает возможность вывода об отсутствии общественной опасности в соответствующих действиях <12>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В п. 5 постановления от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)В п. 5 постановления от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: проблемы квалификации и отграничения от смежных и конкурирующих составов
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, может выражаться в распространении материалов, признанных экстремистскими, если в них содержится информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности <15>. Внешне такие действия могут полностью совпадать с массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, за что установлена административная ответственность в ст. 20.29 КоАП РФ. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 11 разъяснил, что преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности. По наличию или отсутствию такой специальной цели в действиях виновного и следует отграничивать уголовно наказуемые призывы от упомянутого административного деликта.
(Кунашев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, может выражаться в распространении материалов, признанных экстремистскими, если в них содержится информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности <15>. Внешне такие действия могут полностью совпадать с массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, за что установлена административная ответственность в ст. 20.29 КоАП РФ. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 11 разъяснил, что преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности. По наличию или отсутствию такой специальной цели в действиях виновного и следует отграничивать уголовно наказуемые призывы от упомянутого административного деликта.
Статья: К вопросу о расширении пенализации и криминализации жестокого обращения с детьми
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)<7> О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 (в ред. от 23.12.2021) // СПС "КонсультантПлюс". Электронный ресурс. Доступно на сайте: URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2024).
(Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.)
("Современный юрист", 2024, N 3)<7> О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5 (в ред. от 23.12.2021) // СПС "КонсультантПлюс". Электронный ресурс. Доступно на сайте: URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2024).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., например: п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // СПС "КонсультантПлюс".
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., например: п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о понятиях конфискации и обращения имущества в доход государства как основаниях для прекращения права собственности
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)15. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 // Российская газета. 2005. N 80.
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)15. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 // Российская газета. 2005. N 80.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с тем в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5) разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с тем в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5) разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Ранее извещение посредством СМС-сообщений было введено в гражданский процесс, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях по правилам, установленным КоАП РФ (п. 2 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Ранее извещение посредством СМС-сообщений было введено в гражданский процесс, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях по правилам, установленным КоАП РФ (п. 2 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации").
Готовое решение: Какова процедура увольнения работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение каждого срока выплат, допущенное в отношении нескольких работников, которым выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, квалифицируется как одно правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение каждого срока выплат, допущенное в отношении нескольких работников, которым выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, квалифицируется как одно правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За ряд нарушений могут привлечь к ответственности как заказчика, так и его должностное лицо. При этом по общему правилу за одно и то же нарушение одновременно могут быть наказаны оба (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)За ряд нарушений могут привлечь к ответственности как заказчика, так и его должностное лицо. При этом по общему правилу за одно и то же нарушение одновременно могут быть наказаны оба (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).
Готовое решение: Как выплачивать отпускные работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы своевременно подадите в банк платежное поручение о перечислении работнику отпускных и на вашем расчетном счете достаточно средств для перечисления нужной суммы, ответственности за задержку выплаты вы не несете. Дата фактического зачисления денег на счет работника уже не имеет значения в смысле наступления ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы своевременно подадите в банк платежное поручение о перечислении работнику отпускных и на вашем расчетном счете достаточно средств для перечисления нужной суммы, ответственности за задержку выплаты вы не несете. Дата фактического зачисления денег на счет работника уже не имеет значения в смысле наступления ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Кроме того, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, относится к компетенции судей судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении (ст. 23.12 КоАП РФ), передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Кроме того, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 5.27, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, относится к компетенции судей судов общей юрисдикции в случае, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении (ст. 23.12 КоАП РФ), передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").