Пленум ВС административных
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум ВС административных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
(КонсультантПлюс, 2025)"...В целях обеспечения единства практики применения судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации... постановляет дать следующие разъяснения...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Разъяснение прав по КоАП РФ (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно абзацу второму пункта 18 [Постановления - ред.] Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5) нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы...
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно абзацу второму пункта 18 [Постановления - ред.] Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5) нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Готовое решение: Как оформить временный перевод на должность работника на период его отпуска по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, совершившее правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если оно больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, его могут наказать и после прекращения деятельности в качестве ИП. В обоих случаях необходимо, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, совершившее правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если оно больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, его могут наказать и после прекращения деятельности в качестве ИП. В обоих случаях необходимо, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия уполномоченным органом мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; п. 5.1 Административного регламента; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия уполномоченным органом мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; п. 5.1 Административного регламента; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Определения Конституционного Суда РФ: от 27.10.2022 N 2679-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" и пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"; от 27.02.2024 N 528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новисова Бориса Соломоновича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1, а также частями 8, 9, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Определения Конституционного Суда РФ: от 27.10.2022 N 2679-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" и пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"; от 27.02.2024 N 528-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новисова Бориса Соломоновича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 16.1, а также частями 8, 9, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как провести обучение по электробезопасности неэлектротехнического персонала
(КонсультантПлюс, 2025)Такое административное нарушение, как допуск работника без обучения и проверки знаний, влечет наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. За повторное аналогичное правонарушение наказание, например, должностному лицу, назначают по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ независимо от того, совершил он их по одному месту работы или в разных организациях. Важное условие - не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45);
(КонсультантПлюс, 2025)Такое административное нарушение, как допуск работника без обучения и проверки знаний, влечет наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. За повторное аналогичное правонарушение наказание, например, должностному лицу, назначают по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ независимо от того, совершил он их по одному месту работы или в разных организациях. Важное условие - не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45);
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Характеризуя в п. 42 составляющие категории "моральный вред" применительно к случаям незаконного или необоснованного уголовного или административного преследования, Пленум Верховного Суда РФ основывается на достижениях доктрины о правах личности, применимой к правовому статусу гражданина России. Многие из составляющих морального вреда могут быть связаны с нарушением прав, относящихся к "ядру личности" [10]. В примерном перечне эмоциональных страданий перечисляются "страдания в результате нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц прав и свобод человека и гражданина, испытываемое унижение достоинства истца как добросовестного и законопослушного гражданина, иное дискомфортное состояние, связанное с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни, лишением возможности общаться с родственниками и оказывать им помощь". Можно говорить о том, что понимание морального вреда российским правоприменителем (как многоаспектного явления) приближается к тому, которое существует в зарубежном праве [17, с. 133 - 137].
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Характеризуя в п. 42 составляющие категории "моральный вред" применительно к случаям незаконного или необоснованного уголовного или административного преследования, Пленум Верховного Суда РФ основывается на достижениях доктрины о правах личности, применимой к правовому статусу гражданина России. Многие из составляющих морального вреда могут быть связаны с нарушением прав, относящихся к "ядру личности" [10]. В примерном перечне эмоциональных страданий перечисляются "страдания в результате нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц прав и свобод человека и гражданина, испытываемое унижение достоинства истца как добросовестного и законопослушного гражданина, иное дискомфортное состояние, связанное с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни, лишением возможности общаться с родственниками и оказывать им помощь". Можно говорить о том, что понимание морального вреда российским правоприменителем (как многоаспектного явления) приближается к тому, которое существует в зарубежном праве [17, с. 133 - 137].
Готовое решение: Можно ли работать дистанционно в декрете - отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на пособие по уходу за ребенком (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо, совершившее такие правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если этот сотрудник больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, то его могут наказать в том числе после прекращения деятельности в качестве ИП. Важно, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
(КонсультантПлюс, 2023)Должностное лицо, совершившее такие правонарушения, можно привлечь к ответственности, даже если этот сотрудник больше не работает в организации. Если правонарушения допустил работодатель-ИП, то его могут наказать в том числе после прекращения деятельности в качестве ИП. Важно, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).
Статья: "Общественная опасность" как категория личности виновного: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)В отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые в период отбытия уголовного наказания не утратили своей общественной опасности, в соответствии с основаниями, предусмотренными ч. 1 и ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, устанавливается административный надзор. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что административное ограничение, установленное в порядке административного надзора, "не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, посредством осуществления административного надзора" <19>.
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)В отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые в период отбытия уголовного наказания не утратили своей общественной опасности, в соответствии с основаниями, предусмотренными ч. 1 и ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, устанавливается административный надзор. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что административное ограничение, установленное в порядке административного надзора, "не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, посредством осуществления административного надзора" <19>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с тем в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5) разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Вместе с тем в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5) разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.