Пленум примирение
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум примирение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 139 "Заключение мирового соглашения" АПК РФ"По смыслу статьи 139 АПК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, то есть сделку, к которой, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (статья 421 ГК РФ). Таким соглашением, если оно утверждено арбитражным судом, стороны прекращают спор (полностью или в части) на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебное примирение онлайн
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Относительно второй группы правоотношений обратим внимание на то, что при регулировании порядка проведения судебного примирения Пленум Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном Регламенте закрепил ряд положений, открывающих сторонам широкие возможности самостоятельно устанавливать наиболее комфортные и удобные для них правила и порядок проведения примирительной процедуры, что не характерно для императивности гражданской процессуальной формы, в которую облекается судебная деятельность. В преамбуле, п. 1 ст. 3, ст. 5, п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 16, п. 2, 3 ст. 17, п. 3 ст. 18 Регламента предусмотрены права сторон вносить предложения и самим определять порядок и правила проведения судебного примирения, и этим правам корреспондируется обязанность судебного примирителя согласовывать со сторонами решение основных организационно-процедурных вопросов. Такой подход к определению порядка и правил проведения судебного примирения направлен на создание благоприятной атмосферы для переговоров, что имеет крайне важное значение для достижения их результата - примирения сторон.
(Тимофеев Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Относительно второй группы правоотношений обратим внимание на то, что при регулировании порядка проведения судебного примирения Пленум Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном Регламенте закрепил ряд положений, открывающих сторонам широкие возможности самостоятельно устанавливать наиболее комфортные и удобные для них правила и порядок проведения примирительной процедуры, что не характерно для императивности гражданской процессуальной формы, в которую облекается судебная деятельность. В преамбуле, п. 1 ст. 3, ст. 5, п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 16, п. 2, 3 ст. 17, п. 3 ст. 18 Регламента предусмотрены права сторон вносить предложения и самим определять порядок и правила проведения судебного примирения, и этим правам корреспондируется обязанность судебного примирителя согласовывать со сторонами решение основных организационно-процедурных вопросов. Такой подход к определению порядка и правил проведения судебного примирения направлен на создание благоприятной атмосферы для переговоров, что имеет крайне важное значение для достижения их результата - примирения сторон.
Статья: Условия эффективности судебного примирения
(Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Правовое закрепление в России судебное примирение получило в 2019 г., когда были внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Однако фактически данная процедура заработала с 2020 г., после разработки и принятия необходимых правовых актов: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 41 "Об утверждении Регламента судебного примирения", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 1 "Об утверждении списка судебных примирителей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 504 "Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей". С этого момента были созданы правовые условия для применения процедуры судебного примирения.
(Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Правовое закрепление в России судебное примирение получило в 2019 г., когда были внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Однако фактически данная процедура заработала с 2020 г., после разработки и принятия необходимых правовых актов: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 41 "Об утверждении Регламента судебного примирения", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 1 "Об утверждении списка судебных примирителей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 504 "Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей". С этого момента были созданы правовые условия для применения процедуры судебного примирения.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50
"О примирении сторон в арбитражном процессе"ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О примирении сторон в арбитражном процессе"ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)24 июля 2002 года N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)24 июля 2002 года N 95-ФЗ
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ожидаемой реакцией на доктринальные замечания об отсутствии норм права, которые регламентировали бы саму возможность института примирения, а также порядок примирения сторон, стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ <1>, которым был утвержден Регламент проведения судебного примирения, в котором в том числе довольно подробно урегулированы вопросы заключения мирового соглашения.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ожидаемой реакцией на доктринальные замечания об отсутствии норм права, которые регламентировали бы саму возможность института примирения, а также порядок примирения сторон, стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ <1>, которым был утвержден Регламент проведения судебного примирения, в котором в том числе довольно подробно урегулированы вопросы заключения мирового соглашения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В КАС РФ установлены фактически три вида примирительных процедур, которые могут использоваться при урегулировании публичных споров: переговоры, медиация и судебное примирение (ст. 137.3 КАС РФ). Примирение с использованием переговоров или медиации происходит без участия суда. По некоторым категориям административных дел медиация как способ примирения не допускается, например по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. В соответствии со ст. 137.6 КАС РФ публично-правовой спор между сторонами может быть урегулирован путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя. Определяющими принципами использования такого способа примирения применительно к судебному примирителю, которым является судья в отставке, считаются его: 1) независимость; 2) беспристрастность; 3) добросовестность. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определен в КАС РФ, законодательстве о статусе судей в Российской Федерации, Регламенте проведения судебного примирения (утв. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41). Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В КАС РФ установлены фактически три вида примирительных процедур, которые могут использоваться при урегулировании публичных споров: переговоры, медиация и судебное примирение (ст. 137.3 КАС РФ). Примирение с использованием переговоров или медиации происходит без участия суда. По некоторым категориям административных дел медиация как способ примирения не допускается, например по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. В соответствии со ст. 137.6 КАС РФ публично-правовой спор между сторонами может быть урегулирован путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя. Определяющими принципами использования такого способа примирения применительно к судебному примирителю, которым является судья в отставке, считаются его: 1) независимость; 2) беспристрастность; 3) добросовестность. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определен в КАС РФ, законодательстве о статусе судей в Российской Федерации, Регламенте проведения судебного примирения (утв. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41). Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения.
Статья: Проблемы эффективности судебного примирения в российском цивилистическом процессе
(Трезубов Е.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Введение. С 25 октября 2019 г. в отечественном цивилистическом процессе появился новый вид примирительной процедуры - судебное примирение, являющийся вариантом интегрированной <1> в судебную систему процедуры посредничества. Поскольку судебное примирение предполагает деятельность посредников особого рода - судей в отставке, включенных в перечень судебных примирителей на основании Постановления Пленума ВС РФ, а примирение осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным этим же органом <2>, судебное примирение является примером интегрированной модели посредничества. В литературе отмечается, что для интегрированной в судебную систему модели посредничества непременным условием должно быть закрепление правил примирения процессуальным законом, поэтому факт утверждения Регламента судебного примирения Постановлением Пленума ВС РФ исключает возможность отнести судебное примирение к интегрированной модели посредничества <3>. Между тем исключительно позитивистское восприятие федерального закона как единственного источника цивилистического процессуального права не отвечает интересам текущей ситуации <4>, де-факто необходимо говорить о значении источника процессуального права применительно к утверждаемым органами судейского сообщества и судебными органами обязательным для применения правилам. Об интегрированном характере данной модели посредничества свидетельствует и то, что судебными примирителями выступают судьи, пребывающие в отставке, т.е. все еще являющиеся в силу их правового статуса членами судейского сообщества (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").
(Трезубов Е.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Введение. С 25 октября 2019 г. в отечественном цивилистическом процессе появился новый вид примирительной процедуры - судебное примирение, являющийся вариантом интегрированной <1> в судебную систему процедуры посредничества. Поскольку судебное примирение предполагает деятельность посредников особого рода - судей в отставке, включенных в перечень судебных примирителей на основании Постановления Пленума ВС РФ, а примирение осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным этим же органом <2>, судебное примирение является примером интегрированной модели посредничества. В литературе отмечается, что для интегрированной в судебную систему модели посредничества непременным условием должно быть закрепление правил примирения процессуальным законом, поэтому факт утверждения Регламента судебного примирения Постановлением Пленума ВС РФ исключает возможность отнести судебное примирение к интегрированной модели посредничества <3>. Между тем исключительно позитивистское восприятие федерального закона как единственного источника цивилистического процессуального права не отвечает интересам текущей ситуации <4>, де-факто необходимо говорить о значении источника процессуального права применительно к утверждаемым органами судейского сообщества и судебными органами обязательным для применения правилам. Об интегрированном характере данной модели посредничества свидетельствует и то, что судебными примирителями выступают судьи, пребывающие в отставке, т.е. все еще являющиеся в силу их правового статуса членами судейского сообщества (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").
Статья: Назначение судебного примирителя в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебный примиритель является участником такой примирительной процедуры, как судебное примирение. Проведение судебного примирения возможно на любой стадии рассмотрения арбитражного и гражданского дела, а также при исполнении судебного акта, если законом не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 3, ч. 4 ст. 153.1, ст. 153.3, ч. 1 ст. 153.6 ГПК РФ; ч. 8 ст. 4, ч. 4 ст. 138, ст. 138.2, ч. 1 ст. 138.5 АПК РФ; ст. 12 Регламента проведения судебного примирения, утв. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41 (далее - Регламент судебного примирения)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебный примиритель является участником такой примирительной процедуры, как судебное примирение. Проведение судебного примирения возможно на любой стадии рассмотрения арбитражного и гражданского дела, а также при исполнении судебного акта, если законом не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 3, ч. 4 ст. 153.1, ст. 153.3, ч. 1 ст. 153.6 ГПК РФ; ч. 8 ст. 4, ч. 4 ст. 138, ст. 138.2, ч. 1 ст. 138.5 АПК РФ; ст. 12 Регламента проведения судебного примирения, утв. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41 (далее - Регламент судебного примирения)).
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Содержание указанного акта Высшего Арбитражного Суда РФ свидетельствует об очевидной взаимосвязи с проектом Высшего Арбитражного Суда РФ 2009 г. Ряд положений законопроекта нашли отражение в Постановлении о примирении как разъяснения процессуального закона. Более того, в указанном акте проявляются позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по ряду процессуальных вопросов, связанных с примирением сторон. Высший Арбитражный Суд РФ в преддверии прекращения деятельности, не имея возможности продолжать участие в сфере законотворчества, закрепил выработанные подходы к примирению в арбитражном процессе в содержании Постановления Пленума о примирении <1>.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Содержание указанного акта Высшего Арбитражного Суда РФ свидетельствует об очевидной взаимосвязи с проектом Высшего Арбитражного Суда РФ 2009 г. Ряд положений законопроекта нашли отражение в Постановлении о примирении как разъяснения процессуального закона. Более того, в указанном акте проявляются позиции Высшего Арбитражного Суда РФ по ряду процессуальных вопросов, связанных с примирением сторон. Высший Арбитражный Суд РФ в преддверии прекращения деятельности, не имея возможности продолжать участие в сфере законотворчества, закрепил выработанные подходы к примирению в арбитражном процессе в содержании Постановления Пленума о примирении <1>.