Пленум о содействии третЕйским судам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум о содействии третЕйским судам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 225 "Содержание определения суда" ГПК РФ"Кроме того, в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не привел в обжалуемом определении мотивы, по которым отклонил заявленные ФИО4 возражения о том, что согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" заемщик вправе заключить третейское соглашение о разрешении спора по договору потребительского кредита (займа) только после возникновения оснований для предъявления иска, а в силу п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" арбитражная оговорка, включенная до возникновения оснований для предъявления иска в договор потребительского кредита (займа), является недействительной (л.д. 153).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 233 "Основания для отмены решения третейского суда" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации (п. 51 Постановления Пленума ВС РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража").
(Арбитражный суд Уральского округа)Под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации (п. 51 Постановления Пленума ВС РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" и судебная практика его применения
(Черникова И.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)В выявлении вопросов, требующих разъяснений со стороны ВС РФ, принял участие широкий круг экспертов в области третейского разбирательства. Так, например, в рамках VI Всероссийского форума альтернативного разрешения споров 17 мая 2019 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол "О подготовке Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей", модераторами которого выступили судья ВС РФ Н.В. Павлова и главный редактор журнала "Третейский суд" Г.В. Севастьянов <2>.
(Черникова И.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)В выявлении вопросов, требующих разъяснений со стороны ВС РФ, принял участие широкий круг экспертов в области третейского разбирательства. Так, например, в рамках VI Всероссийского форума альтернативного разрешения споров 17 мая 2019 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол "О подготовке Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей", модераторами которого выступили судья ВС РФ Н.В. Павлова и главный редактор журнала "Третейский суд" Г.В. Севастьянов <2>.
Статья: Обеспечение доказательств в цивилистическом процессе: развитие теории, законодательства и практики
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Как известно, в 2015 г. в России произошла реформа законодательства об арбитраже. Верховный Суд РФ отметил, что в результате реформирования законодательства об арбитраже были усовершенствованы, в частности, положения, регулирующие порядок реализации судами функций содействия третейским судам по обеспечению доказательств <72>. В последующих разъяснениях Пленум ВС РФ указал на то, что процессуальным законодательством не исключается возможность рассмотрения судом вопроса об обеспечении доказательств по заявлению стороны третейского разбирательства <73>.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Как известно, в 2015 г. в России произошла реформа законодательства об арбитраже. Верховный Суд РФ отметил, что в результате реформирования законодательства об арбитраже были усовершенствованы, в частности, положения, регулирующие порядок реализации судами функций содействия третейским судам по обеспечению доказательств <72>. В последующих разъяснениях Пленум ВС РФ указал на то, что процессуальным законодательством не исключается возможность рассмотрения судом вопроса об обеспечении доказательств по заявлению стороны третейского разбирательства <73>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" разъяснено, что решение третейского суда, вынесенное по спору о правах на недвижимое имущество, в том числе не требующее принудительного приведения в исполнение, само по себе не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статья 43 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" разъяснено, что решение третейского суда, вынесенное по спору о правах на недвижимое имущество, в том числе не требующее принудительного приведения в исполнение, само по себе не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статья 43 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации").
Статья: Публичные интересы и защитные оговорки в международном частном праве
(Шулаков А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<13> "Под публичным порядком в целях применения названных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации (статья 1192 Гражданского кодекса Российской Федерации), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц" (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража").
(Шулаков А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<13> "Под публичным порядком в целях применения названных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства. К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации (статья 1192 Гражданского кодекса Российской Федерации), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц" (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража").
Статья: Переоценка обстоятельств, установленных третейским судом, и пересмотр третейского решения по существу
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража".
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража".
Статья: Международный коммерческий арбитраж и государственные суды: союзники или оппоненты?
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 2)Как известно, в развитие этого и ряда других законоположений в декабре 2019 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража". Именно оно, как думается автору, стало наиболее значимым событием в сфере третейского разбирательства за прошедшие пять лет, несмотря на обилие других новелл.
(Гребельский А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 2)Как известно, в развитие этого и ряда других законоположений в декабре 2019 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража". Именно оно, как думается автору, стало наиболее значимым событием в сфере третейского разбирательства за прошедшие пять лет, несмотря на обилие других новелл.
Статья: Применение обеспечительных мер в третейском разбирательстве
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)Согласно ч. 3 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) и ч. 3 ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) арбитражный суд и суд общей юрисдикции могут принять по заявлению стороны третейского разбирательства обеспечительные меры. Такое заявление рассматривается по правилам гл. 8 АПК РФ и гл. 13 ГПК РФ. Принятие компетентным судом обеспечительных мер по спору, рассматриваемому третейским судом, согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. N 53 <5> (далее - Постановление N 53), относится к делам о выполнении функций содействия по отношению к третейским судам, имеющим своей целью обеспечение основополагающих принципов арбитража, таких как состязательность и равноправие сторон <6>, гарантий эффективности данной альтернативной формы разрешения споров.
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)Согласно ч. 3 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) и ч. 3 ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) арбитражный суд и суд общей юрисдикции могут принять по заявлению стороны третейского разбирательства обеспечительные меры. Такое заявление рассматривается по правилам гл. 8 АПК РФ и гл. 13 ГПК РФ. Принятие компетентным судом обеспечительных мер по спору, рассматриваемому третейским судом, согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. N 53 <5> (далее - Постановление N 53), относится к делам о выполнении функций содействия по отношению к третейским судам, имеющим своей целью обеспечение основополагающих принципов арбитража, таких как состязательность и равноправие сторон <6>, гарантий эффективности данной альтернативной формы разрешения споров.
Статья: Толкование арбитражных оговорок. Сравнительно-правовой аспект: Россия, Великобритания и США
(Васильева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 53 от 10.12.2019) // СПС "КонсультантПлюс". Дата обращения на 06.04.2021.
(Васильева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 53 от 10.12.2019) // СПС "КонсультантПлюс". Дата обращения на 06.04.2021.
Статья: Новый вектор развития арбитража в России: actum ut supra
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)На постсоветском пространстве имеются примеры нормативного закрепления категории публичный порядок, и надо признать, в весьма похожем понимании. Так, например, нетрудно отыскать определение публичного порядка в законодательстве Республики Казахстан <8>. Так, может, в новых постановлениях Конституционный Суд РФ в развитие занятой позиции укажет законодателю на необходимость дать нормативную дефиницию понятию "публичный порядок", хотя, конечно, и сегодня нельзя говорить о его неясности (для специалистов), "недопустимой с точки зрения конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства"? Тем более что такая дефиниция уже давно вызрела в судебной практике. В п. 51 Постановления от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал прекрасное определение:
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)На постсоветском пространстве имеются примеры нормативного закрепления категории публичный порядок, и надо признать, в весьма похожем понимании. Так, например, нетрудно отыскать определение публичного порядка в законодательстве Республики Казахстан <8>. Так, может, в новых постановлениях Конституционный Суд РФ в развитие занятой позиции укажет законодателю на необходимость дать нормативную дефиницию понятию "публичный порядок", хотя, конечно, и сегодня нельзя говорить о его неясности (для специалистов), "недопустимой с точки зрения конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства"? Тем более что такая дефиниция уже давно вызрела в судебной практике. В п. 51 Постановления от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал прекрасное определение:
Статья: Конституционализация публичного правопорядка в современной России
(Гаврилов Д.А., Гаврилова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<16> Пункт 51 Постановления Пленума ВС РФ "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" от 10 декабря 2019 г. N 53 // Бюллетень ВС РФ. 2020. N 3.
(Гаврилов Д.А., Гаврилова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<16> Пункт 51 Постановления Пленума ВС РФ "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" от 10 декабря 2019 г. N 53 // Бюллетень ВС РФ. 2020. N 3.
Статья: Если арбитраж ad hoc осуществляется, значит - это кому-то нужно?
(Трезубов Е.С.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" // Российская газета. 2019. N 291.
(Трезубов Е.С.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" // Российская газета. 2019. N 291.
Статья: Компетенция судов и подсудность гражданских дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 33 АПК РФ). Например, согласно п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 33 АПК РФ). Например, согласно п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Статья: Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)<4> Пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" // СПС "КонсультантПлюс".
(Лямпорт А.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)<4> Пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 г. N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража" // СПС "КонсультантПлюс".