Пленум нпа
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум нпа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 128 "Отказ в принятии административного искового заявления" КАС РФ"По смыслу пункта 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208, пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства и приведенных в пунктах 5, 25, 34, 38 постановления Пленума N 50 разъяснений с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых этим актом, если они полагают, что им нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы. Суд помимо выяснения таких нарушений должен установить принятие оспариваемого акта в пределах полномочий органа, соблюдение требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, проверить, соответствие содержания акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реальный круг источников уголовного права России
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Не могут быть причислены к источникам уголовного права России и постановления Пленума Верховного Суда РФ. Доводы "за" и "против" их отнесения к кругу источников хорошо известны. Здесь также "дьявол в мелочах" и следует признать, что постановления Пленума порой содержат de facto новые нормы права. И эти постановления опять-таки de facto играют для правоприменителя, включая судей, роль источников. Но с юридической точки зрения постановления Пленума не нормативно-правовые акты, имеющие общеобязательную силу, а мы рассуждаем о круге источников права в юридическом (формальном) смысле.
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Не могут быть причислены к источникам уголовного права России и постановления Пленума Верховного Суда РФ. Доводы "за" и "против" их отнесения к кругу источников хорошо известны. Здесь также "дьявол в мелочах" и следует признать, что постановления Пленума порой содержат de facto новые нормы права. И эти постановления опять-таки de facto играют для правоприменителя, включая судей, роль источников. Но с юридической точки зрения постановления Пленума не нормативно-правовые акты, имеющие общеобязательную силу, а мы рассуждаем о круге источников права в юридическом (формальном) смысле.
Статья: Необходимые (обязательные) доказательства в административном судопроизводстве
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 к необходимым доказательствам отнес текст оспариваемого нормативного правового акта.
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По делам об оспаривании нормативных правовых актов Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 к необходимым доказательствам отнес текст оспариваемого нормативного правового акта.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)перед обращением в суд с требованием о расторжении договора перевозки пассажира нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). В нормативно-правовых актах, регулирующих перевозку определенными видами транспорта, могут быть схожие нормы, причем иногда уточняющие, что речь идет о предъявлении претензии. Например, по искам в связи с перевозкой внутренним водным транспортом пассажир должен предъявить досудебную претензию к перевозчику (п. 1 ст. 161 КВВТ РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)перед обращением в суд с требованием о расторжении договора перевозки пассажира нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). В нормативно-правовых актах, регулирующих перевозку определенными видами транспорта, могут быть схожие нормы, причем иногда уточняющие, что речь идет о предъявлении претензии. Например, по искам в связи с перевозкой внутренним водным транспортом пассажир должен предъявить досудебную претензию к перевозчику (п. 1 ст. 161 КВВТ РФ);
Статья: Реформирование сельского хозяйства СССР под руководством Н.С. Хрущева в условиях либерализации общественных отношений
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Одним из заглавных достижений Н.С. Хрущева в рамках реализации реформы сельского хозяйства принято считать освоение целинных земель. Пожалуй, эта составная часть реформы сельского хозяйства имела больше плюсов, чем минусов, относительно иных. Таковая деятельность была регламентирована специальным нормативным правовым актом: Постановление Пленума ЦК КПСС от 2 марта 1954 г. "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель" <8>. Суть реформы заключалась в обрабатывании земель, долгое время не использовавшихся, а также новых, ранее не использовавшихся. Стоит отметить, что Хрущев долгое время прорабатывал теоретическую составляющую реформы: составлял определенные расчеты, проводил анализ нынешнего состояния зерновых запасов. Обработка земель планировалась в первую очередь в восточной части государства. Однако Хрущев пришел к выводу о необходимости распашки целины также и в центральной части СССР. Осваивание целины принято считать очень крупномасштабным событием в истории СССР, ведь в распашке земель изначально были задействованы около 500 000 юношей и девушек. Кроме того, в освоении целины принимали участие представители и колхозов, и совхозов, число которых в совокупности достигало не одну сотню тысяч человек. Государству, страдающему от продовольственного кризиса после войны, удалось в первые годы освоения целины избавиться от нехватки продовольствия и восполнить недостающие запасы зерна. За 5 лет распашка земель принесла столько зерна, сколько обычно на старых землях удается добыть за 10 лет, что, на наш взгляд, является очень достойным показателем и положительным результатом проводимой реформы. Издержки в рамках реализации распашки земель были очень существенные для государства, страдающего кризисом, однако экономический эффект превзошел все ожидания. Согласно статистике, на реализацию реформы в период с 1954 по 1959 г. было выделено 37 400 000 000 руб., а получено только от продаж зерна в районе 62 000 000 000 руб. Следовательно, прибыль от распашки земель и производства зерна составила 24 000 000 000 руб. <9>.
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Одним из заглавных достижений Н.С. Хрущева в рамках реализации реформы сельского хозяйства принято считать освоение целинных земель. Пожалуй, эта составная часть реформы сельского хозяйства имела больше плюсов, чем минусов, относительно иных. Таковая деятельность была регламентирована специальным нормативным правовым актом: Постановление Пленума ЦК КПСС от 2 марта 1954 г. "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель" <8>. Суть реформы заключалась в обрабатывании земель, долгое время не использовавшихся, а также новых, ранее не использовавшихся. Стоит отметить, что Хрущев долгое время прорабатывал теоретическую составляющую реформы: составлял определенные расчеты, проводил анализ нынешнего состояния зерновых запасов. Обработка земель планировалась в первую очередь в восточной части государства. Однако Хрущев пришел к выводу о необходимости распашки целины также и в центральной части СССР. Осваивание целины принято считать очень крупномасштабным событием в истории СССР, ведь в распашке земель изначально были задействованы около 500 000 юношей и девушек. Кроме того, в освоении целины принимали участие представители и колхозов, и совхозов, число которых в совокупности достигало не одну сотню тысяч человек. Государству, страдающему от продовольственного кризиса после войны, удалось в первые годы освоения целины избавиться от нехватки продовольствия и восполнить недостающие запасы зерна. За 5 лет распашка земель принесла столько зерна, сколько обычно на старых землях удается добыть за 10 лет, что, на наш взгляд, является очень достойным показателем и положительным результатом проводимой реформы. Издержки в рамках реализации распашки земель были очень существенные для государства, страдающего кризисом, однако экономический эффект превзошел все ожидания. Согласно статистике, на реализацию реформы в период с 1954 по 1959 г. было выделено 37 400 000 000 руб., а получено только от продаж зерна в районе 62 000 000 000 руб. Следовательно, прибыль от распашки земель и производства зерна составила 24 000 000 000 руб. <9>.
Готовое решение: Как составить исковое заявление в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: суд оценивает обоснованность ваших требований, проверяя только соответствие заявления установленным положениям о его форме и содержании. Он вправе оставить заявление без движения, если в нарушение п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 125 АПК РФ оно не позволяет определить характер спорных правоотношений, обстоятельства их возникновения, не содержит ваши требования к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: суд оценивает обоснованность ваших требований, проверяя только соответствие заявления установленным положениям о его форме и содержании. Он вправе оставить заявление без движения, если в нарушение п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 125 АПК РФ оно не позволяет определить характер спорных правоотношений, обстоятельства их возникновения, не содержит ваши требования к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 16.02.2023 N Ф05-1334/2023 <Инспекторам не удалось взыскать доначисления по проверке из-за пропуска срока>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)- руководствуясь статьями 46, 47, 48, 69, 70, 78, 100, 101, 101.2 и 139.1 ключевого фискального НПА, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ", а также Определением Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135;
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)- руководствуясь статьями 46, 47, 48, 69, 70, 78, 100, 101, 101.2 и 139.1 ключевого фискального НПА, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ", а также Определением Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В п. 1.1 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (отменено с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") прямо указывался в качестве примера нормативного акта ППТиПМ. Сейчас его нормативный характер можно вывести из общих разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В п. 1.1 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (отменено с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") прямо указывался в качестве примера нормативного акта ППТиПМ. Сейчас его нормативный характер можно вывести из общих разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Ранее действовали Постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан", от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Ранее действовали Постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан", от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Судебная практика характерна в качестве источника права и для некоторых стран СНГ. Так, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь признаны нормативными правовыми актами, а значит, и источниками права. По Конституции Республики Казахстан нормативные постановления Пленума Верховного Суда относятся к действующему праву в Республике Казахстан, т.е. также признаются источником права.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Судебная практика характерна в качестве источника права и для некоторых стран СНГ. Так, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь признаны нормативными правовыми актами, а значит, и источниками права. По Конституции Республики Казахстан нормативные постановления Пленума Верховного Суда относятся к действующему праву в Республике Казахстан, т.е. также признаются источником права.