Пленум избирательных
Подборка наиболее важных документов по запросу Пленум избирательных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Как разъяснено в п. 38 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24, исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Административный истец не согласен с отказом в принятии иска
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
(КонсультантПлюс, 2025)оспариваемое решение, действие (бездействие) избирательной комиссии не затрагивает избирательные права Административного истца либо его право на участие в референдуме
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О целесообразности создания органов, разрешающих внутриведомственные экономические споры: подход к постановке проблемы
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)Второе: в схожей (но не идентичной) ситуации Конституционный Суд РФ сформулировал свою одобрительную судебную позицию. Речь идет о Дисциплинарном судебном присутствии, созданном на основании и в соответствии с Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" <21> (далее - Закон N 4-ФКЗ). Как гласила ст. 1 этого Закона, Дисциплинарное судебное присутствие (далее - ДСП) является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Законом N 4-ФКЗ установлено, что ДСП формировалось из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ избирательным голосованием на пленумах этих высших судов. При этом названный Закон указал: член ДСП осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного (Высшего Арбитражного) Суда, но он одновременно освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний ДСП в порядке, установленном Регламентом ДСП. И в период осуществления своих полномочий член ДСП не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности. А Регламент ДСП утверждался совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Императивно п. 9 ст. 8 Закона N 4-ФКЗ было установлено: решение ДСП является окончательным и обжалованию не подлежит.
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)Второе: в схожей (но не идентичной) ситуации Конституционный Суд РФ сформулировал свою одобрительную судебную позицию. Речь идет о Дисциплинарном судебном присутствии, созданном на основании и в соответствии с Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" <21> (далее - Закон N 4-ФКЗ). Как гласила ст. 1 этого Закона, Дисциплинарное судебное присутствие (далее - ДСП) является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Законом N 4-ФКЗ установлено, что ДСП формировалось из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ избирательным голосованием на пленумах этих высших судов. При этом названный Закон указал: член ДСП осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного (Высшего Арбитражного) Суда, но он одновременно освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний ДСП в порядке, установленном Регламентом ДСП. И в период осуществления своих полномочий член ДСП не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности. А Регламент ДСП утверждался совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Императивно п. 9 ст. 8 Закона N 4-ФКЗ было установлено: решение ДСП является окончательным и обжалованию не подлежит.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Статья посвящена видению избирательного права в практике административного судопроизводства, которое нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24. Обращено внимание на формализм как признание приоритетного значения формы и реализм как приоритет ценностей достоверности содержания. Эти приоритеты на разных стадиях избирательного процесса меняются местами. Преобладающая тенденция на укрепление формализма, уклонение от признания наличия в избирательном праве мер юридической ответственности не способствуют раскрытию демократического потенциала содержания конституционного права граждан избирать и быть избранными, единообразию судебной практики.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Статья посвящена видению избирательного права в практике административного судопроизводства, которое нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24. Обращено внимание на формализм как признание приоритетного значения формы и реализм как приоритет ценностей достоверности содержания. Эти приоритеты на разных стадиях избирательного процесса меняются местами. Преобладающая тенденция на укрепление формализма, уклонение от признания наличия в избирательном праве мер юридической ответственности не способствуют раскрытию демократического потенциала содержания конституционного права граждан избирать и быть избранными, единообразию судебной практики.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья: Авторские права в электоральной сфере: влияние на право быть избранным и новеллы правоприменительной практики
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)<19> См.: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронин Д.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 2)<19> См.: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом особенностей разрешения соответствующей категории дел, а также в связи с вопросами, возникающими у судов, рассматривающих административные исковые заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ также неоднократно давал необходимые разъяснения, в частности в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (в части невозможности продления срока рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (в части возможности привлечения ЦИК РФ к участию в деле для дачи заключения и несвязанности суда содержанием консультации специалиста и заключения ЦИК РФ), а также в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятого исключительно по вопросам защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме и заменившего собой ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Безусловно, такое повышенное внимание высших судебных инстанций к проблеме защиты избирательных прав граждан в суде способствует устранению недостатков в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, обеспечивающих реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, создает предпосылки для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, а также является гарантией строгого соблюдения законодательства о выборах.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С учетом особенностей разрешения соответствующей категории дел, а также в связи с вопросами, возникающими у судов, рассматривающих административные исковые заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ также неоднократно давал необходимые разъяснения, в частности в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (в части невозможности продления срока рассмотрения и разрешения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (в части возможности привлечения ЦИК РФ к участию в деле для дачи заключения и несвязанности суда содержанием консультации специалиста и заключения ЦИК РФ), а также в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятого исключительно по вопросам защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме и заменившего собой ранее действовавшее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Безусловно, такое повышенное внимание высших судебных инстанций к проблеме защиты избирательных прав граждан в суде способствует устранению недостатков в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, обеспечивающих реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, создает предпосылки для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, а также является гарантией строгого соблюдения законодательства о выборах.
Статья: Отграничение совокупности преступлений от продолжаемого преступления в Постановлении пленума Верховного Суда России о судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(Вешняков Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Необходимо иметь в виду, что по каждому отдельному делу об административном правонарушении в пределах срока давности совершения административного правонарушения правоприменитель может самостоятельно определять размер алиментов, неуплата которых будет влечь административную ответственность; формула "в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства" допускает такую ситуацию. Поэтому отказ от установления единого умысла при неуплате алиментов по разным основаниям (разным судебным актам или соглашениям) фактически может приводить к повторному осуждению виновного за совершение преступления, тогда как в других случаях деяния виновного будут продолжать оставаться административным правонарушением, или, иными словами, допускать произвольное (избирательное) применение уголовного закона.
(Вешняков Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Необходимо иметь в виду, что по каждому отдельному делу об административном правонарушении в пределах срока давности совершения административного правонарушения правоприменитель может самостоятельно определять размер алиментов, неуплата которых будет влечь административную ответственность; формула "в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства" допускает такую ситуацию. Поэтому отказ от установления единого умысла при неуплате алиментов по разным основаниям (разным судебным актам или соглашениям) фактически может приводить к повторному осуждению виновного за совершение преступления, тогда как в других случаях деяния виновного будут продолжать оставаться административным правонарушением, или, иными словами, допускать произвольное (избирательное) применение уголовного закона.
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<27> См.: пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2023. N 9.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)<27> См.: пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2023. N 9.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Не оставлять без внимания возможные риски размещения в сети Интернет противоречащего законодательству агитационного материала от лица конкурентов в целях ограничения их возможностей и даже их ликвидации из предвыборной борьбы, что также обусловливает необходимость выработки механизма, позволяющего устанавливать причастных к такой деятельности лиц (уполномоченный на то орган исполнительной власти, критерии определения такой причастности), установления соответствующей ответственности. Например, установление причастности лица, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, к противоречащей закону агитации, проводимой от лица конкурента, может стать основанием для аннулирования избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Не оставлять без внимания возможные риски размещения в сети Интернет противоречащего законодательству агитационного материала от лица конкурентов в целях ограничения их возможностей и даже их ликвидации из предвыборной борьбы, что также обусловливает необходимость выработки механизма, позволяющего устанавливать причастных к такой деятельности лиц (уполномоченный на то орган исполнительной власти, критерии определения такой причастности), установления соответствующей ответственности. Например, установление причастности лица, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, к противоречащей закону агитации, проводимой от лица конкурента, может стать основанием для аннулирования избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)<7> Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 25 июня 2024 г. N 17 "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)<7> Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 25 июня 2024 г. N 17 "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Перспективы развития административного процессуального законодательства в контексте рассмотрения судами электоральных споров
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)Напомним, что п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо указывает на различия в правилах исчисления сроков, которые применительно к срокам обращения в суд должны исчисляться по правилам, установленным именно процессуальным Кодексом, а не ст. 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ.
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)Напомним, что п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо указывает на различия в правилах исчисления сроков, которые применительно к срокам обращения в суд должны исчисляться по правилам, установленным именно процессуальным Кодексом, а не ст. 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ.
Статья: Преступления против правосудия: насколько точны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г.
(Ковтун Н.Н.)
("Мировой судья", 2022, N 12)И в заключение: формируя правовые позиции к исследуемым преступным деяниям, Пленум N 20 раз за разом апеллирует к категории "незаконное привлечение к уголовной ответственности", в том числе в качестве обстоятельства, повлекшего тяжкие правовые последствия (п. 14). Однако каким именно процессуальным актом, в какой именно момент производства по делу, какими управомоченными субъектами реализуется это деяние, Пленум не поясняет. Нет достоверного ответа на этот вопрос и непосредственно в уголовно-процессуальном законе. Доктрина, в свою очередь, весьма избирательна в этом вопросе, так как под указанным актом понимается и возбуждение уголовного дела, и привлечение в качестве обвиняемого, и вынесение обвинительного приговора судом. Кроме того, данная категория рассматривается доктриной и как одномоментный юридический акт, и как перманентный процесс, реализующийся посредством взаимосвязанных процессуальных решений и действий. В контексте заявленных к рассмотрению преступных деяний Пленум был явно обязан определиться в этом центральном моменте, обеспечив и правовую определенность в столь принципиальном вопросе, и единство судебно-следственной практики, и критерии для доктрины. Увы, данная проблема осталась за рамками внимания Пленума, оставляя простор и для региональной правоприменительной практики, и для исследователей.
(Ковтун Н.Н.)
("Мировой судья", 2022, N 12)И в заключение: формируя правовые позиции к исследуемым преступным деяниям, Пленум N 20 раз за разом апеллирует к категории "незаконное привлечение к уголовной ответственности", в том числе в качестве обстоятельства, повлекшего тяжкие правовые последствия (п. 14). Однако каким именно процессуальным актом, в какой именно момент производства по делу, какими управомоченными субъектами реализуется это деяние, Пленум не поясняет. Нет достоверного ответа на этот вопрос и непосредственно в уголовно-процессуальном законе. Доктрина, в свою очередь, весьма избирательна в этом вопросе, так как под указанным актом понимается и возбуждение уголовного дела, и привлечение в качестве обвиняемого, и вынесение обвинительного приговора судом. Кроме того, данная категория рассматривается доктриной и как одномоментный юридический акт, и как перманентный процесс, реализующийся посредством взаимосвязанных процессуальных решений и действий. В контексте заявленных к рассмотрению преступных деяний Пленум был явно обязан определиться в этом центральном моменте, обеспечив и правовую определенность в столь принципиальном вопросе, и единство судебно-следственной практики, и критерии для доктрины. Увы, данная проблема осталась за рамками внимания Пленума, оставляя простор и для региональной правоприменительной практики, и для исследователей.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)1. Правовым основанием участия ЦИК России в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме для дачи заключения, как отмечалось выше, являются положения ч. 7 ст. 243 КАС РФ. В п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <19> разъяснено, что суд не связан содержанием данного заключения и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон. При этом ВС РФ дается ссылка на п. 14 ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <20>, согласно которому ЦИК России вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ данному Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)1. Правовым основанием участия ЦИК России в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме для дачи заключения, как отмечалось выше, являются положения ч. 7 ст. 243 КАС РФ. В п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <19> разъяснено, что суд не связан содержанием данного заключения и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон. При этом ВС РФ дается ссылка на п. 14 ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <20>, согласно которому ЦИК России вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ данному Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)В период избирательной кампании, кампании референдума мировые судьи наравне с федеральными судами организовывают свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные и нерабочие дни, хотя такие рекомендации приведены только для районных (городских) судов при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан в соответствии с КАС РФ (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 24)).