Платежный агент персональные данные
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежный агент персональные данные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.09.2024 по делу N 33-5999/2024 (УИД 55RS0004-01-2024-001515-12)
Категория спора: 1) Поставка электроэнергии; 2) Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования абонента: 1) Об обязании исполнить договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О защите права на персональные данные.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в рамках договора энергоснабжения он дал свое согласие на обработку персональных данных, однако ответчик проигнорировал его запрет на сообщение персональных данных третьим лицам.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности использования и передачи персональных данных истца ООО "ОЭК" по агентским договорам с третьими лицами, поскольку указанные договоры регулируют правоотношения исключительно между ООО "ОЭК", ООО "Магнит", ООО "Факториал-Сиб", которые в свою очередь не затрагивают и не нарушают прав истца, и не предполагают необходимость заключения договоров с потребителем в целях получения его согласия на осуществление платежным агентом (ООО "ОЭК") абонентской работы с физическими лицами.
Категория спора: 1) Поставка электроэнергии; 2) Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования абонента: 1) Об обязании исполнить договор; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О защите права на персональные данные.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в рамках договора энергоснабжения он дал свое согласие на обработку персональных данных, однако ответчик проигнорировал его запрет на сообщение персональных данных третьим лицам.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности использования и передачи персональных данных истца ООО "ОЭК" по агентским договорам с третьими лицами, поскольку указанные договоры регулируют правоотношения исключительно между ООО "ОЭК", ООО "Магнит", ООО "Факториал-Сиб", которые в свою очередь не затрагивают и не нарушают прав истца, и не предполагают необходимость заключения договоров с потребителем в целях получения его согласия на осуществление платежным агентом (ООО "ОЭК") абонентской работы с физическими лицами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы страхования вкладов физических лиц в условиях модернизации денежного оборота Российской Федерации
(Островская Н.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Еще одно препятствие на пути распространения системы страхования вкладов на средства, находящиеся на электронных кошельках граждан, - это случаи незаконного использования персональных данных граждан платежными агентами - при проведении упрощенной идентификации клиентов платежные агенты без ведома граждан открывают электронные кошельки <18>, которые могут в дальнейшем использоваться для расчетов с "теневым" бизнесом, нелегальными онлайн-казино и т.д. Во избежание таких случаев потребуется усилить контроль за деятельностью платежных агентов.
(Островская Н.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Еще одно препятствие на пути распространения системы страхования вкладов на средства, находящиеся на электронных кошельках граждан, - это случаи незаконного использования персональных данных граждан платежными агентами - при проведении упрощенной идентификации клиентов платежные агенты без ведома граждан открывают электронные кошельки <18>, которые могут в дальнейшем использоваться для расчетов с "теневым" бизнесом, нелегальными онлайн-казино и т.д. Во избежание таких случаев потребуется усилить контроль за деятельностью платежных агентов.
Вопрос: О вопросах, связанных с порядком включения сведений о платежных агентах в сфере ЖКХ в Реестр операторов по приему платежей.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении сведений в реестр операторов по приему платежей или к уведомлениям, направляемым в Банк России, определен Указанием Банка России от 30.10.2023 N 6589-У. Представление согласия на передачу персональных данных Указанием Банка России от 30.10.2023 N 6589-У не предусмотрено, в том числе в связи с наделением Банка России контрольно-надзорными полномочиями <8> в отношении операторов по приему платежей, предусматривающими действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ <9>, в рамках реализации возложенных на Банк России функций.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении сведений в реестр операторов по приему платежей или к уведомлениям, направляемым в Банк России, определен Указанием Банка России от 30.10.2023 N 6589-У. Представление согласия на передачу персональных данных Указанием Банка России от 30.10.2023 N 6589-У не предусмотрено, в том числе в связи с наделением Банка России контрольно-надзорными полномочиями <8> в отношении операторов по приему платежей, предусматривающими действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ <9>, в рамках реализации возложенных на Банк России функций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.7. Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о должностных лицах и членах органов управления операторов по приему платежей, об их учредителях (участниках), иных лицах, в отношении которых Банк России получает персональные данные в рамках реализации возложенных на него функций, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению оператора по приему платежей или нарушению законодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов Банка России, а также вправе осуществлять в отношении указанных лиц действия, предусмотренные частью второй статьи 76.7 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.7. Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о должностных лицах и членах органов управления операторов по приему платежей, об их учредителях (участниках), иных лицах, в отношении которых Банк России получает персональные данные в рамках реализации возложенных на него функций, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению оператора по приему платежей или нарушению законодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов Банка России, а также вправе осуществлять в отношении указанных лиц действия, предусмотренные частью второй статьи 76.7 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
Статья: Защита и сохранение персональных данных в современных условиях
(Иванников Ф.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" также играет немаловажную роль в защите персональных данных. Статья 26 указанного Закона закрепляет положение об обеспечении банковской тайны в платежной системе со стороны операторов по переводу денежных средств, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов (субагентов), которые обязаны гарантировать банковскую тайну.
(Иванников Ф.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" также играет немаловажную роль в защите персональных данных. Статья 26 указанного Закона закрепляет положение об обеспечении банковской тайны в платежной системе со стороны операторов по переводу денежных средств, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов (субагентов), которые обязаны гарантировать банковскую тайну.
Ситуация: Как привлечь банк к ответственности за разглашение банковской тайны физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) Банк России запрашивает и получает у операторов по переводу денежных средств документы и информацию, в том числе содержащую персональные данные, о деятельности операторов по переводу денежных средств по обеспечению контроля соблюдения банковскими платежными агентами (субагентами), привлекаемыми к деятельности по оказанию услуг по переводу денежных средств, требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) Банк России запрашивает и получает у операторов по переводу денежных средств документы и информацию, в том числе содержащую персональные данные, о деятельности операторов по переводу денежных средств по обеспечению контроля соблюдения банковскими платежными агентами (субагентами), привлекаемыми к деятельности по оказанию услуг по переводу денежных средств, требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Участники расчетов за жилые помещения и коммунальные услуги в данном случае действуют на основании норм Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и законодательства о банковской деятельности (Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Участники расчетов за жилые помещения и коммунальные услуги в данном случае действуют на основании норм Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и законодательства о банковской деятельности (Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке;
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под банковской тайной понимается запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Банковскую тайну физического лица составляют следующие сведения: о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке; об остатках и переводах электронных денежных средств; персональные данные физического лица (клиента).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под банковской тайной понимается запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Банковскую тайну физического лица составляют следующие сведения: о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), о счетах и вкладах в банке; об остатках и переводах электронных денежных средств; персональные данные физического лица (клиента).
Готовое решение: Кто такой агент в агентском договоре, его права и обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Указанные выше права и обязанности агента могут быть скорректированы (в том числе исключены) или дополнены специальными законами, регулирующими отдельные виды агентирования. Такой вывод можно сделать из п. 4 ст. 1005 ГК РФ. Например, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (ч. 14 ст. 4 Закона о приеме платежей).
(КонсультантПлюс, 2025)Указанные выше права и обязанности агента могут быть скорректированы (в том числе исключены) или дополнены специальными законами, регулирующими отдельные виды агентирования. Такой вывод можно сделать из п. 4 ст. 1005 ГК РФ. Например, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (ч. 14 ст. 4 Закона о приеме платежей).