Платежная система это
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежная система это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Содержание исполнительного листа в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Из части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве следует, что в исполнительном документе указывается как уникальный идентификатор начисления, так и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. При этом вопреки доводам кассационной жалобы, указание иных платежных реквизитов взыскателя, в частности казначейского счета и кода бюджетной классификации, не отменяет требования о содержании в исполнительном документе уникального идентификатора начисления..."
(КонсультантПлюс, 2025)Из части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве следует, что в исполнительном документе указывается как уникальный идентификатор начисления, так и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. При этом вопреки доводам кассационной жалобы, указание иных платежных реквизитов взыскателя, в частности казначейского счета и кода бюджетной классификации, не отменяет требования о содержании в исполнительном документе уникального идентификатора начисления..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Порядок использования электронных средств платежа" Федерального закона "О национальной платежной системе"Основанием иска являлось нарушение банком срока зачисления денежных средств, а не срока дачи им ответа на претензию, в связи с чем применению в данном деле подлежали положения абз. 1 ст. 849 ГК РФ, а не ч. 8 ст. 9 Законом о национальной платежной системе, как это сделал суд апелляционной инстанции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как организациям и предпринимателям использовать СБП
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 12)Система быстрых платежей (СБП) - это сервис Банка России, который позволяет теперь не только физлицам, но и представителям бизнеса мгновенно переводить деньги поставщикам и исполнителям в оплату за товары, работы, услуги. Это особенно удобно тем, кто ежедневно проводит массу платежей своим контрагентам. Какие преимущества и недостатки у этого сервиса? Что нужно, чтобы подключиться к СБП? Как работает сервис? Об этом - далее.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 12)Система быстрых платежей (СБП) - это сервис Банка России, который позволяет теперь не только физлицам, но и представителям бизнеса мгновенно переводить деньги поставщикам и исполнителям в оплату за товары, работы, услуги. Это особенно удобно тем, кто ежедневно проводит массу платежей своим контрагентам. Какие преимущества и недостатки у этого сервиса? Что нужно, чтобы подключиться к СБП? Как работает сервис? Об этом - далее.
Готовое решение: В каком порядке обращается взыскание на денежные средства должника в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Срок перевода денег не должен превышать трех рабочих дней с даты списания средств со счета должника (ч. 5 ст. 5 Закона о национальной платежной системе). При этом списать деньги со счета должника банк должен незамедлительно (ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). Незамедлительно означает не позднее следующего рабочего дня после того, как в банк пришли документы от взыскателя или пристава (п. 6 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021), Письмо Банка России от 27.03.2013 N 52-Т).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок перевода денег не должен превышать трех рабочих дней с даты списания средств со счета должника (ч. 5 ст. 5 Закона о национальной платежной системе). При этом списать деньги со счета должника банк должен незамедлительно (ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). Незамедлительно означает не позднее следующего рабочего дня после того, как в банк пришли документы от взыскателя или пристава (п. 6 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021), Письмо Банка России от 27.03.2013 N 52-Т).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля (субъекты национальной платежной системы);
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)1) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля (субъекты национальной платежной системы);
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Для бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пункт 2 ст. 242.8 устанавливает, что финансовые органы являются прямыми участниками системы казначейских платежей. При этом получатели средств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований определены как косвенные участники системы казначейских платежей. Это означает, что указанные получатели в "базовом" варианте не могут распоряжаться денежными средствами на едином счете их бюджета, и такое право остается исключительной прерогативой соответствующего финансового органа.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Для бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пункт 2 ст. 242.8 устанавливает, что финансовые органы являются прямыми участниками системы казначейских платежей. При этом получатели средств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований определены как косвенные участники системы казначейских платежей. Это означает, что указанные получатели в "базовом" варианте не могут распоряжаться денежными средствами на едином счете их бюджета, и такое право остается исключительной прерогативой соответствующего финансового органа.
Статья: Ответственность за хищение денежных средств с банковского счета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие электронного средства платежа дано в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт и их преобразованных данных (токенизированных (цифровых) платежных карт), а также иных технических устройств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие электронного средства платежа дано в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт и их преобразованных данных (токенизированных (цифровых) платежных карт), а также иных технических устройств.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 11 комментируемой статьи указано, что расчетный центр - это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено комментируемым Законом. Оговорка о том, что комментируемым Законом может быть предусмотрено иное, введена с 1 мая 2017 г. Законом 2017 г. N 88-ФЗ, принятым в части совершенствования требований к организации и функционированию платежных систем. Этим же Законом в ст. 30.6 комментируемого Закона введена ч. 2.1, предусматривающая, что расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в ч. 2 данной статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться кредитная организация, ВЭБ.РФ, иностранный банк (иностранная кредитная организация), иностранный центральный (национальный) банк и международная финансовая организация.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 11 комментируемой статьи указано, что расчетный центр - это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено комментируемым Законом. Оговорка о том, что комментируемым Законом может быть предусмотрено иное, введена с 1 мая 2017 г. Законом 2017 г. N 88-ФЗ, принятым в части совершенствования требований к организации и функционированию платежных систем. Этим же Законом в ст. 30.6 комментируемого Закона введена ч. 2.1, предусматривающая, что расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в ч. 2 данной статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться кредитная организация, ВЭБ.РФ, иностранный банк (иностранная кредитная организация), иностранный центральный (национальный) банк и международная финансовая организация.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно положениям ст. 2 указанного нормативного правового акта Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе. При этом Центральный банк Российской Федерации в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно положениям ст. 2 указанного нормативного правового акта Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе. При этом Центральный банк Российской Федерации в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данная часть введена с 29 сентября 2011 г. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ <132>, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <133>. Этим же Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ ч. 3 комментируемой статьи дополнена положением о том, что установленное в данной части правило о возможности осуществлении валютных операций между нерезидентами на территории России в валюте России только через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории России в порядке, предусмотренном статьей 13 комментируемого Закона, не касается случаев, установленных частью 1.1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данная часть введена с 29 сентября 2011 г. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ <132>, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <133>. Этим же Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ ч. 3 комментируемой статьи дополнена положением о том, что установленное в данной части правило о возможности осуществлении валютных операций между нерезидентами на территории России в валюте России только через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории России в порядке, предусмотренном статьей 13 комментируемого Закона, не касается случаев, установленных частью 1.1 комментируемой статьи.
Готовое решение: Какие документы подтверждают безналичную оплату
(КонсультантПлюс, 2025)Обычно подтверждать совершенную безналичную оплату получателю средств не требуется: по общему правилу банк спишет денежные средства с вашего счета не позднее чем на следующий операционный день после получения платежного поручения и после этого контрагент получит деньги на свой счет в срок не более 3 рабочих дней (ст. 31 Закона о банках и банковской деятельности, ч. 5 ст. 5 Закона о национальной платежной системе). При этом списание и зачисление денежных средств внутри одного банка, как правило, происходят в один день. Соответственно, контрагент может оперативно увидеть информацию о поступлении вашего платежа в выписке банка по своему расчетному счету и на ее основании отразить безналичную оплату в бухгалтерском учете.
(КонсультантПлюс, 2025)Обычно подтверждать совершенную безналичную оплату получателю средств не требуется: по общему правилу банк спишет денежные средства с вашего счета не позднее чем на следующий операционный день после получения платежного поручения и после этого контрагент получит деньги на свой счет в срок не более 3 рабочих дней (ст. 31 Закона о банках и банковской деятельности, ч. 5 ст. 5 Закона о национальной платежной системе). При этом списание и зачисление денежных средств внутри одного банка, как правило, происходят в один день. Соответственно, контрагент может оперативно увидеть информацию о поступлении вашего платежа в выписке банка по своему расчетному счету и на ее основании отразить безналичную оплату в бухгалтерском учете.
Информация: Банк России предложил новые даты массового внедрения цифрового рубля
("Официальный сайт Банка России", 2025)Оплата покупок цифровыми рублями будет проходить по универсальному QR-коду на базе решения Национальной системы платежных карт (НСПК). При этом все банки должны будут технически подготовиться к работе с ним до 1 сентября 2026 года. Сроки, в которые банки будут обязаны подключать универсальный QR-код продавцам, определит Совет директоров Банка России. При этом универсальный QR-код уже доступен во всей сети банков и торговых точек, работающих через Систему быстрых платежей. Это сокращает их издержки на интеграцию. Кроме того, услуги предоставления универсального QR-кода НСПК будет оказывать банкам бесплатно.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Оплата покупок цифровыми рублями будет проходить по универсальному QR-коду на базе решения Национальной системы платежных карт (НСПК). При этом все банки должны будут технически подготовиться к работе с ним до 1 сентября 2026 года. Сроки, в которые банки будут обязаны подключать универсальный QR-код продавцам, определит Совет директоров Банка России. При этом универсальный QR-код уже доступен во всей сети банков и торговых точек, работающих через Систему быстрых платежей. Это сокращает их издержки на интеграцию. Кроме того, услуги предоставления универсального QR-кода НСПК будет оказывать банкам бесплатно.
Статья: С заботой о клиентах: изменения в регулировании управления нефинансовыми рисками
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)На стратегическом уровне конечным бенефициаром развития российского финансового рынка государство определяет потребителя финансовых услуг и декларирует в качестве основного принципа приоритет его интересов <2>. Их реализации в числе прочего способствуют законодательные меры, повышающие конкуренцию на рынке. В качестве примера можно привести увеличение до 30 млн руб. максимального лимита бесплатного перевода денежных средств между счетами одного человека в разных кредитных организациях посредством системы быстрых платежей. Это изменение заставило ряд крупнейших банков повысить ставки по вкладам в большей степени, чем планировалось в ситуации, когда стабильность их депозитной базы обеспечивалась сложностью и затратностью перемещения средств между банками за счет ущемления интересов клиента.
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)На стратегическом уровне конечным бенефициаром развития российского финансового рынка государство определяет потребителя финансовых услуг и декларирует в качестве основного принципа приоритет его интересов <2>. Их реализации в числе прочего способствуют законодательные меры, повышающие конкуренцию на рынке. В качестве примера можно привести увеличение до 30 млн руб. максимального лимита бесплатного перевода денежных средств между счетами одного человека в разных кредитных организациях посредством системы быстрых платежей. Это изменение заставило ряд крупнейших банков повысить ставки по вкладам в большей степени, чем планировалось в ситуации, когда стабильность их депозитной базы обеспечивалась сложностью и затратностью перемещения средств между банками за счет ущемления интересов клиента.
Готовое решение: Как при УСН учесть коммунальные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)Документально подтвердить ваши расходы могут, например, счет арендодателя на оплату вместе с актом потребления коммунальных услуг и расчетом коммунальных платежей, а также платежное поручение на перечисление такой оплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Документально подтвердить ваши расходы могут, например, счет арендодателя на оплату вместе с актом потребления коммунальных услуг и расчетом коммунальных платежей, а также платежное поручение на перечисление такой оплаты.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Электронные денежные средства по смыслу, придаваемому им ГК РФ, не являются деньгами, а по смыслу, придаваемому им Федеральным законом "О национальной платежной системе", - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Из данного определения электронных денежных средств следует, что они представляют собой не самостоятельный объект гражданских прав, а лишь механизм передачи денежных средств от одного лица к другому, минуя использование банковских счетов. При передаче денежных средств оператору электронных денежных средств между последним и лицом, предоставившим денежные средства, возникает обязательственное правоотношение. Содержание правоотношения составляют субъективное право требования предоставившего денежные средства лица передачи этих денежных средств с использованием механизмов электронных средств платежа третьему лицу и корреспондирующая с ним (правом) обязанность оператора электронных денежных средств надлежащим образом передать эти денежные средства указанному получателю.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Электронные денежные средства по смыслу, придаваемому им ГК РФ, не являются деньгами, а по смыслу, придаваемому им Федеральным законом "О национальной платежной системе", - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Из данного определения электронных денежных средств следует, что они представляют собой не самостоятельный объект гражданских прав, а лишь механизм передачи денежных средств от одного лица к другому, минуя использование банковских счетов. При передаче денежных средств оператору электронных денежных средств между последним и лицом, предоставившим денежные средства, возникает обязательственное правоотношение. Содержание правоотношения составляют субъективное право требования предоставившего денежные средства лица передачи этих денежных средств с использованием механизмов электронных средств платежа третьему лицу и корреспондирующая с ним (правом) обязанность оператора электронных денежных средств надлежащим образом передать эти денежные средства указанному получателю.