Платежи третьей очереди
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежи третьей очереди (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.11 "Общие положения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению конкурсного управляющего, задолженность по УСН, подлежащая уплате в связи с реализацией имущества должника, должна быть включена в третью очередь текущих платежей.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению конкурсного управляющего, задолженность по УСН, подлежащая уплате в связи с реализацией имущества должника, должна быть включена в третью очередь текущих платежей.
Важнейшая практика по ст. 134 Закона о банкротствео выплате сумм, удержанных на основании исполнительного документа из заработной платы >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В какой очередности удовлетворяются требования взыскателей в сводном исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)3-я очередь: обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
(КонсультантПлюс, 2025)3-я очередь: обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
Статья: Как распределят платежи на ЕНС банкрота
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 13)Недавно КС РФ поставил точку в этом вопросе и определил очередность платежей для налога на прибыль при продаже имущества банкрота. По мнению суда, требование заплатить налог на прибыль при реализации имущества, составляющего конкурсную массу, относится к платежам третьей очереди реестра. Правило действует с 5 июня 2023 г. <12>
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 13)Недавно КС РФ поставил точку в этом вопросе и определил очередность платежей для налога на прибыль при продаже имущества банкрота. По мнению суда, требование заплатить налог на прибыль при реализации имущества, составляющего конкурсную массу, относится к платежам третьей очереди реестра. Правило действует с 5 июня 2023 г. <12>
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации требования о выплате вознаграждения членам временной администрации, а также о возмещении расходов временной администрации удовлетворяются в составе требований кредиторов по текущим платежам третьей очереди в порядке, установленном статьей 134 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации требования о выплате вознаграждения членам временной администрации, а также о возмещении расходов временной администрации удовлетворяются в составе требований кредиторов по текущим платежам третьей очереди в порядке, установленном статьей 134 настоящего Федерального закона.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)9. Начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)9. Начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.
Статья: Налог на конкурсную массу: кто и когда заплатит
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Конституционный Суд (КС) РФ признал конституционным взимание налога на прибыль с выручки от реализации имущества банкрота - как заложенного, так и незаложенного. Одновременно КС РФ защитил залоговых кредиторов: налог не является текущим платежом и входит в третью очередь требований кредиторов. Окончательное решение об очередности, однако, должен принять законодатель.
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Конституционный Суд (КС) РФ признал конституционным взимание налога на прибыль с выручки от реализации имущества банкрота - как заложенного, так и незаложенного. Одновременно КС РФ защитил залоговых кредиторов: налог не является текущим платежом и входит в третью очередь требований кредиторов. Окончательное решение об очередности, однако, должен принять законодатель.
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме ООО
(КонсультантПлюс, 2025)в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
(КонсультантПлюс, 2025)в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО
(КонсультантПлюс, 2025)в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
(КонсультантПлюс, 2025)в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
Статья: Система регулирования банкротства в России и Китае: сравнительный анализ
(Попондопуло В.Ф., Силина Е.В., Кошкин В.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Различаются и правила конкурсного производства. По российскому законодательству удовлетворение требований по налоговым платежам осуществляется в третью очередь наряду с требованиями конкурсных кредиторов (ст. 134 Закона о банкротстве РФ), а по китайскому законодательству - во вторую очередь, т.е. до удовлетворения требований конкурсных кредиторов (ст. 113 гл. X "Ликвидация и банкротство" Закона о банкротстве КНР). Приоритетное удовлетворение требований по налоговым платежам практиковалось также в России до принятия действующего Закона о банкротстве и свидетельствовало о дискриминации конкурсных кредиторов.
(Попондопуло В.Ф., Силина Е.В., Кошкин В.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Различаются и правила конкурсного производства. По российскому законодательству удовлетворение требований по налоговым платежам осуществляется в третью очередь наряду с требованиями конкурсных кредиторов (ст. 134 Закона о банкротстве РФ), а по китайскому законодательству - во вторую очередь, т.е. до удовлетворения требований конкурсных кредиторов (ст. 113 гл. X "Ликвидация и банкротство" Закона о банкротстве КНР). Приоритетное удовлетворение требований по налоговым платежам практиковалось также в России до принятия действующего Закона о банкротстве и свидетельствовало о дискриминации конкурсных кредиторов.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
Статья: Взыскание с банка убытков в размере неперечисленных сумм налога: практика изменилась не в нашу пользу?
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 1)Как следует из материалов дела, инспекция запросила у банка выписку об операциях по расчетному счету ОАО "Кунгурский машиностроительный завод", находящегося в процедуре банкротства, за период с 01.12.2014 по 31.12.2017. Налоговый орган выявил, что банк по поручениям конкурсного управляющего ОАО "Кунгурский машиностроительный завод" проводил расходные операции за период с 10.01.2017 по 08.09.2017 на сумму 764 112,29 руб. Проведенные платежи относились к третьей очереди, при этом банк еще 17.11.2015 получил поручение от 16.11.2015 на списание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 646 468,19 руб. (относились ко второй очереди текущих платежей и имели календарную приоритетность).
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 1)Как следует из материалов дела, инспекция запросила у банка выписку об операциях по расчетному счету ОАО "Кунгурский машиностроительный завод", находящегося в процедуре банкротства, за период с 01.12.2014 по 31.12.2017. Налоговый орган выявил, что банк по поручениям конкурсного управляющего ОАО "Кунгурский машиностроительный завод" проводил расходные операции за период с 10.01.2017 по 08.09.2017 на сумму 764 112,29 руб. Проведенные платежи относились к третьей очереди, при этом банк еще 17.11.2015 получил поручение от 16.11.2015 на списание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 646 468,19 руб. (относились ко второй очереди текущих платежей и имели календарную приоритетность).
Статья: Практика применения законодательства о банкротстве
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Иные страховые взносы в составе единой суммы по единому тарифу подлежат уплате в составе третьей очереди реестровых платежей либо, если они являются текущими, относятся к пятой очереди текущих платежей.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Иные страховые взносы в составе единой суммы по единому тарифу подлежат уплате в составе третьей очереди реестровых платежей либо, если они являются текущими, относятся к пятой очереди текущих платежей.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Явно требуется совершенствование правил об очередности. Уже сейчас очевидна необходимость пересмотреть состав и основания выделения двух первых очередей, а также текущих платежей <1>. А относительно третьей очереди важно увязать установление очередей с проводимой процедурой (т.е. состав очередей может и должен различаться <2>). Не затрагивая вопроса о возможном количестве очередей, следует исключить существование подочередей (выполняющих, по сути, ту же функцию, что и очереди).
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Явно требуется совершенствование правил об очередности. Уже сейчас очевидна необходимость пересмотреть состав и основания выделения двух первых очередей, а также текущих платежей <1>. А относительно третьей очереди важно увязать установление очередей с проводимой процедурой (т.е. состав очередей может и должен различаться <2>). Не затрагивая вопроса о возможном количестве очередей, следует исключить существование подочередей (выполняющих, по сути, ту же функцию, что и очереди).