Плата за снятие запрета на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за снятие запрета на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Институт платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию ОКС может применяться в городах с численностью населения свыше 3 млн чел., если применительно к земельным участкам, приобретенным до 1 января 2012 г. у публичных образований по определенным основаниям, был установлен запрет на строительство, реконструкцию ОКС <1>. При этом такая плата не может превышать 80% от кадастровой стоимости земельного участка. Данный институт реализован и применяется только в Москве <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Институт платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию ОКС может применяться в городах с численностью населения свыше 3 млн чел., если применительно к земельным участкам, приобретенным до 1 января 2012 г. у публичных образований по определенным основаниям, был установлен запрет на строительство, реконструкцию ОКС <1>. При этом такая плата не может превышать 80% от кадастровой стоимости земельного участка. Данный институт реализован и применяется только в Москве <2>.
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ Бюджетного кодекса РФ показывает, что в структуру бюджетных доходов законодатель включил такой интересный вид, как "иной обязательный платеж". Очевидно, плата за изменение вида разрешенного использования наиболее подходит под этот так называемый "иной обязательный платеж" <18>. Примером такого платежа можно считать, например, платеж за снятие запрета на строительство <19>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ Бюджетного кодекса РФ показывает, что в структуру бюджетных доходов законодатель включил такой интересный вид, как "иной обязательный платеж". Очевидно, плата за изменение вида разрешенного использования наиболее подходит под этот так называемый "иной обязательный платеж" <18>. Примером такого платежа можно считать, например, платеж за снятие запрета на строительство <19>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Статья: Требования, предъявляемые к застройщику - коммерческой организации в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", действующим в редакции ФЗ N 343-ФЗ от 02.07.2021
(ПАО "Группа Компаний ПИК")Описание операций, которые могут осуществляться по расчетному счету застройщика
(ПАО "Группа Компаний ПИК")Описание операций, которые могут осуществляться по расчетному счету застройщика
Вопрос: В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя банк списал средства со счета ООО-застройщика. Правомерны ли действия банка, если на момент исполнения постановления МКД введен в эксплуатацию, право собственности на часть жилых помещений зарегистрировано, подтверждающие документы представлены в банк?
(Консультация эксперта, 2024)- платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ МКД и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
(Консультация эксперта, 2024)- платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ МКД и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
Статья: Проблемы реализации принципов градостроительного зонирования в законодательстве Российской Федерации
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Тем не менее действующее регулирование предусматривает отступление от данного принципа в виде практики установления запрета на строительство и реконструкцию, взимания платы за снятие данного запрета <20>, а также практики взимания платы за смену ВРИ. Ярким примером последнего является устоявшаяся практика взимания платы за смену ВРИ для целей строительства в г. Москве и Московской области, порядок определения размера которой устанавливается законом субъекта Российской Федерации <21>.
(Медведенко К.А.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Тем не менее действующее регулирование предусматривает отступление от данного принципа в виде практики установления запрета на строительство и реконструкцию, взимания платы за снятие данного запрета <20>, а также практики взимания платы за смену ВРИ. Ярким примером последнего является устоявшаяся практика взимания платы за смену ВРИ для целей строительства в г. Москве и Московской области, порядок определения размера которой устанавливается законом субъекта Российской Федерации <21>.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)2) платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)2) платежи в целях приобретения земельных участков, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в собственность или в аренду, уплаты арендной платы за такие земельные участки, а также внесения платы за изменение вида разрешенного использования, платы за снятие установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрета на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.