Плата окружающая среда 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата окружающая среда 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 206 "Исполнение обязанности по истечении срока исковой давности" ГК РФ"Правильно установив, что акт сверки от 04.03.2020 подписан сторонами после вступления в действие пункта 2 статьи 206 ГК РФ в редакции Закона N 42-ФЗ, суд первой инстанции, исходя из того, что указанные положения подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, и с учетом положений части 2 статьи 40.1 БК РФ, устанавливающих, что заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, пунктов 3, 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, пункта 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, пришел к обоснованному выводу о том, что срок исковой давности признанной ответчиком задолженности путем подписания акта сверки истцом и правопредшественником ответчика без разногласий по суммам, начал течь заново с указанной даты."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Казенное учреждение: плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие финансирования не является основанием для отказа во взыскании с казенного учреждения задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие финансирования не является основанием для отказа во взыскании с казенного учреждения задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В порядке контроля за исчислением платы за НВОС за 2018 год у предприятия выявлена переплата в размере 177 729 рублей 67 копеек, и согласно актам проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 05.12.2019 и от 08.06.2020 она зачтена в счет будущих платежей.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В порядке контроля за исчислением платы за НВОС за 2018 год у предприятия выявлена переплата в размере 177 729 рублей 67 копеек, и согласно актам проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 05.12.2019 и от 08.06.2020 она зачтена в счет будущих платежей.
Последние изменения: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ повысило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2019 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ повысило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2019 г.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2025 N 37-П
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"Предметом внимания Конституционного Суда Российской Федерации уже были обязательные публичные платежи, введенные не налоговым, а иным отраслевым законодательством, включая платежи, внесение которых обусловливает встречные действия (индивидуально-возмездные платежи): отчисления на поддержание в силе патента (Определение от 10 декабря 2002 года N 283-О), единовременный сбор за выдачу лицензии на огнестрельное оружие (Определение от 16 декабря 2008 года N 1079-О-О), портовые сборы (Определение от 17 января 2013 года N 37-О). Исследовались им и платежи, которые не обусловливают встречных действий и вносятся в определенный срок или период: плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Определение от 10 декабря 2002 года N 284-О и Постановление от 5 марта 2013 года N 5-П), утилизационный сбор (постановления от 19 июля 2019 года N 30-П и от 8 ноября 2022 года N 47-П), взносы на дополнительное социальное обеспечение работников, занятых в определенной отрасли (Постановление от 17 июня 2013 года N 13-П), отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П), плата за провоз тяжеловесных грузов (Постановление от 17 июля 1998 года N 22-П) и платежи в систему "Платон" (Постановление от 31 мая 2016 года N 14-П). Все эти платежи, как правило, носили компенсационный или опосредованно возмездный характер: направлялись на возмещение вреда, причиняемого в ходе хозяйственной деятельности, на развитие отрасли либо на мероприятия по модернизации материальных фондов, распространялись на широкий круг плательщиков, имели целевой характер, а элементы этих платежей определялись преимущественно в общем виде на уровне закона с последующей детализацией в актах Правительства Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"Предметом внимания Конституционного Суда Российской Федерации уже были обязательные публичные платежи, введенные не налоговым, а иным отраслевым законодательством, включая платежи, внесение которых обусловливает встречные действия (индивидуально-возмездные платежи): отчисления на поддержание в силе патента (Определение от 10 декабря 2002 года N 283-О), единовременный сбор за выдачу лицензии на огнестрельное оружие (Определение от 16 декабря 2008 года N 1079-О-О), портовые сборы (Определение от 17 января 2013 года N 37-О). Исследовались им и платежи, которые не обусловливают встречных действий и вносятся в определенный срок или период: плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Определение от 10 декабря 2002 года N 284-О и Постановление от 5 марта 2013 года N 5-П), утилизационный сбор (постановления от 19 июля 2019 года N 30-П и от 8 ноября 2022 года N 47-П), взносы на дополнительное социальное обеспечение работников, занятых в определенной отрасли (Постановление от 17 июня 2013 года N 13-П), отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П), плата за провоз тяжеловесных грузов (Постановление от 17 июля 1998 года N 22-П) и платежи в систему "Платон" (Постановление от 31 мая 2016 года N 14-П). Все эти платежи, как правило, носили компенсационный или опосредованно возмездный характер: направлялись на возмещение вреда, причиняемого в ходе хозяйственной деятельности, на развитие отрасли либо на мероприятия по модернизации материальных фондов, распространялись на широкий круг плательщиков, имели целевой характер, а элементы этих платежей определялись преимущественно в общем виде на уровне закона с последующей детализацией в актах Правительства Российской Федерации.
Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334
(ред. от 17.07.2020)
"Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55737)Зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 2019 г. N 55737
(ред. от 17.07.2020)
"Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55737)Зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 2019 г. N 55737
Вопрос: Обязана ли организация уплачивать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - транспортными средствами?
(Консультация эксперта, 2025)Указанную позицию подтверждают Письма Минприроды России от 10.03.2015 N 12-47/5413 "О плате за негативное воздействие от передвижных источников", Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370.
(Консультация эксперта, 2025)Указанную позицию подтверждают Письма Минприроды России от 10.03.2015 N 12-47/5413 "О плате за негативное воздействие от передвижных источников", Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Понятие доходного потенциала МО и методы его оценки в региональном законодательстве о межбюджетных отношениях и методических указаниях появились лишь в последние годы <25>. Доходный потенциал, наряду с налоговыми доходами, включает неналоговые доходы: плату за передачу в аренду земельных участков и средства от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, плату за негативное воздействие на окружающую среду. Так, доходный потенциал МО введен в методики Владимирской и Калининградской областей с 2019 г., Республики Карелия и Челябинской области - с 2021 г. (однако доходный потенциал МО этих регионов не включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является стабильным и равномерно распределенным источником дохода, но может существенно увеличить дифференциацию доходов МО региона). Вместе с тем, как показал анализ по 50 регионам, в региональных методиках более чем в 90% случаев преобладает понятие налогового потенциала, поскольку оно изначально закладывалось в данные методики. Кроме того, неналоговые доходы МО составляют незначительную долю (менее 10%) в доходах местных бюджетов.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Понятие доходного потенциала МО и методы его оценки в региональном законодательстве о межбюджетных отношениях и методических указаниях появились лишь в последние годы <25>. Доходный потенциал, наряду с налоговыми доходами, включает неналоговые доходы: плату за передачу в аренду земельных участков и средства от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, плату за негативное воздействие на окружающую среду. Так, доходный потенциал МО введен в методики Владимирской и Калининградской областей с 2019 г., Республики Карелия и Челябинской области - с 2021 г. (однако доходный потенциал МО этих регионов не включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является стабильным и равномерно распределенным источником дохода, но может существенно увеличить дифференциацию доходов МО региона). Вместе с тем, как показал анализ по 50 регионам, в региональных методиках более чем в 90% случаев преобладает понятие налогового потенциала, поскольку оно изначально закладывалось в данные методики. Кроме того, неналоговые доходы МО составляют незначительную долю (менее 10%) в доходах местных бюджетов.
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)8) низкая ответственность хозяйствующих субъектов за отсутствие разрешительных документов (например, КЭР, отчета о ПЭК, отчета об инвентаризации источников ЗВ и т.п.). Комплексное экологическое разрешение является обязательным для объектов I категории (300 объектов, вклад в суммарные выбросы (сбросы) ЗВ - не менее 60 процентов), добровольным - для объектов II категории при обязательной подаче декларации о воздействии на окружающую среду. Такое разрешение не предусмотрено для объектов III и IV категорий. За осуществление деятельности без КЭР взимается штраф от 50 до 100 тысяч рублей, отчетность по объему загрязняющих веществ представляется в различных единицах: Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы) - в кубических метрах, а Росприроднадзором - в тоннах. Также существует значительное отклонение (1,43 раза) в данных о количестве организаций, представивших отчетность в контрольные органы (Росводресурсы и Росприроднадзор), что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии взаимодействия между этими ведомствами в целях осуществления контроля за компаниями, ведущими деятельность, в результате которого может быть нанесен вред окружающей среде.
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)8) низкая ответственность хозяйствующих субъектов за отсутствие разрешительных документов (например, КЭР, отчета о ПЭК, отчета об инвентаризации источников ЗВ и т.п.). Комплексное экологическое разрешение является обязательным для объектов I категории (300 объектов, вклад в суммарные выбросы (сбросы) ЗВ - не менее 60 процентов), добровольным - для объектов II категории при обязательной подаче декларации о воздействии на окружающую среду. Такое разрешение не предусмотрено для объектов III и IV категорий. За осуществление деятельности без КЭР взимается штраф от 50 до 100 тысяч рублей, отчетность по объему загрязняющих веществ представляется в различных единицах: Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы) - в кубических метрах, а Росприроднадзором - в тоннах. Также существует значительное отклонение (1,43 раза) в данных о количестве организаций, представивших отчетность в контрольные органы (Росводресурсы и Росприроднадзор), что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, свидетельствует об отсутствии взаимодействия между этими ведомствами в целях осуществления контроля за компаниями, ведущими деятельность, в результате которого может быть нанесен вред окружающей среде.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)По объектам IV категории рассчитывать плату нужно, только если у вас есть еще и объекты I, II или III категорий. В противном случае платить за НВОС не нужно (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, Информация Минприроды России, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).
(КонсультантПлюс, 2023)По объектам IV категории рассчитывать плату нужно, только если у вас есть еще и объекты I, II или III категорий. В противном случае платить за НВОС не нужно (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, Информация Минприроды России, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании изложенного и установленных фактических обстоятельств суд пришел к выводу, что в условиях наличия доказательств образования в процессе деятельности общества отходов (вскрышных пород при добыче угля открытым способом) заявителем на протяжении судебного процесса не представлены доказательства обратного, Управлением обоснованно заявлено требование о доначислении и довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (см. решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.07.2020 по делу N А59-6463/2019);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании изложенного и установленных фактических обстоятельств суд пришел к выводу, что в условиях наличия доказательств образования в процессе деятельности общества отходов (вскрышных пород при добыче угля открытым способом) заявителем на протяжении судебного процесса не представлены доказательства обратного, Управлением обоснованно заявлено требование о доначислении и довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (см. решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.07.2020 по делу N А59-6463/2019);
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов вносят региональные операторы по обращению с ТКО, а также размещающие их операторы (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, п. 5 ст. 23 Закона об отходах, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов вносят региональные операторы по обращению с ТКО, а также размещающие их операторы (п. 1 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды, п. 5 ст. 23 Закона об отходах, Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если в результате расчета итоговая сумма платы за НВОС будет отрицательной, значит, у вас возникла переплата. Вы можете ее вернуть или зачесть в счет будущих платежей за НВОС. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора (п. 2 ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды, п. 60 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в результате расчета итоговая сумма платы за НВОС будет отрицательной, значит, у вас возникла переплата. Вы можете ее вернуть или зачесть в счет будущих платежей за НВОС. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора (п. 2 ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды, п. 60 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334).
Статья: Декларации о плате за НВОС: отчитываемся за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)<2> "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899".
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)<2> "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899".
Готовое решение: Как рассчитать плату за НВОС при сбросах или выбросах сверх лимита
(КонсультантПлюс, 2025)По объектам II категории, по которым есть действующие разрешения и лимиты, полученные до 1 января 2019 г., вместо коэффициента Кпр используйте коэффициент, равный 25, если не подана декларация о воздействии на окружающую среду (п. п. 19, 33 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)По объектам II категории, по которым есть действующие разрешения и лимиты, полученные до 1 января 2019 г., вместо коэффициента Кпр используйте коэффициент, равный 25, если не подана декларация о воздействии на окружающую среду (п. п. 19, 33 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).