Плановые проверки малого бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Плановые проверки малого бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)С 2021 года плановые проверки малого бизнеса приостанавливались на основании специальных постановлений Правительства РФ. Запрещено включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок. Это ограничение продлено до 2030 года Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2023 г. N 372. В то же время предусмотрен ряд исключений. Данный мораторий на проверки не применяется к организациям или ИП, которые ранее привлекались к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности либо с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)С 2021 года плановые проверки малого бизнеса приостанавливались на основании специальных постановлений Правительства РФ. Запрещено включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок. Это ограничение продлено до 2030 года Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2023 г. N 372. В то же время предусмотрен ряд исключений. Данный мораторий на проверки не применяется к организациям или ИП, которые ранее привлекались к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности либо с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
Постановление Правительства РФ от 07.09.2022 N 1572
(ред. от 21.02.2023)
"О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582"
(вместе с "Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля")В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ходе плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства ее проведение может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
(ред. от 21.02.2023)
"О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582"
(вместе с "Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля")В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ходе плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства ее проведение может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона о защите прав юридических лиц).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона о защите прав юридических лиц).
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Недавно завершилось действие трехлетнего моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса <3>. Однако мораторий не был абсолютным, так как существовал целый ряд исключений. Так, он не касался проверок с категориями риска, классами опасности; определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечень которых закрепило Правительство в своем постановлении; предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность подлежит лицензированию; в сфере радиационной безопасности, защиты государственной тайны, атомной энергии, пробирного надзора, а также аудиторских организаций [7].
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Недавно завершилось действие трехлетнего моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса <3>. Однако мораторий не был абсолютным, так как существовал целый ряд исключений. Так, он не касался проверок с категориями риска, классами опасности; определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечень которых закрепило Правительство в своем постановлении; предпринимателей, которые были привлечены к административной ответственности; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность подлежит лицензированию; в сфере радиационной безопасности, защиты государственной тайны, атомной энергии, пробирного надзора, а также аудиторских организаций [7].
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование корпоративных отношений также затрагивает мероприятия по контролю хозяйственных обществ. Одним из них является сокращение плановых мероприятий по контролю организации со стороны уполномоченного государственного органа до одного раза в три года, а также запрет на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, и только по согласованию с прокурором субъекта РФ (подпункт "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности") <132>. В настоящее время действует мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который продлевается на весь период до конца 2022 года <133>.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование корпоративных отношений также затрагивает мероприятия по контролю хозяйственных обществ. Одним из них является сокращение плановых мероприятий по контролю организации со стороны уполномоченного государственного органа до одного раза в три года, а также запрет на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, и только по согласованию с прокурором субъекта РФ (подпункт "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности") <132>. В настоящее время действует мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который продлевается на весь период до конца 2022 года <133>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Но были изменения, устанавливавшие дополнительные гарантии контролируемым лицам. Так, в 2003 г. в Закон N 134-ФЗ было введено положение, запрещающее проводить плановые проверки субъектов малого предпринимательства до истечения трех лет с момента государственной регистрации <1>. Изменение, внесенное в 2005 г., лишило инспекторов права приостанавливать производство (реализацию) товара (выполнение работы, услуги), отзывать товары с рынка с последующим возмещением затрат за счет виновного лица (предпринимателя) <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Но были изменения, устанавливавшие дополнительные гарантии контролируемым лицам. Так, в 2003 г. в Закон N 134-ФЗ было введено положение, запрещающее проводить плановые проверки субъектов малого предпринимательства до истечения трех лет с момента государственной регистрации <1>. Изменение, внесенное в 2005 г., лишило инспекторов права приостанавливать производство (реализацию) товара (выполнение работы, услуги), отзывать товары с рынка с последующим возмещением затрат за счет виновного лица (предпринимателя) <2>.
Последние изменения: Проверки Ростехнадзора (осуществление Ростехнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Срок применения особенностей плановых проверок субъектов малого предпринимательства сократился - по 1 апреля 2020 г. Ранее было предусмотрено, что такие проверки не будут проводить до конца 2020 г. (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок применения особенностей плановых проверок субъектов малого предпринимательства сократился - по 1 апреля 2020 г. Ранее было предусмотрено, что такие проверки не будут проводить до конца 2020 г. (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Срок применения особенностей плановых проверок субъектов малого предпринимательства сократился - по 1 апреля 2020 г. Ранее было предусмотрено, что такие проверки не будут проводить до конца 2020 г. (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок применения особенностей плановых проверок субъектов малого предпринимательства сократился - по 1 апреля 2020 г. Ранее было предусмотрено, что такие проверки не будут проводить до конца 2020 г. (ч. 1 ст. 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и ИП).
Статья: О назначении СФР плановой выездной проверки
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Фонд пенсионного и социального страхования (СФР) направил микропредприятию решение о назначении плановой выездной проверки. Правомерны ли его действия, разве не установлен мораторий на проверки малого бизнеса?
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Фонд пенсионного и социального страхования (СФР) направил микропредприятию решение о назначении плановой выездной проверки. Правомерны ли его действия, разве не установлен мораторий на проверки малого бизнеса?