Плановая рентабельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Плановая рентабельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Есть ли ограничение на величину плановой рентабельности на продукцию, цена на которую определяется с использованием метода сравнимой цены?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 54 Постановления при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, с применением затратного метода (цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли) размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1 процента плановых привнесенных затрат и не более 25 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В соответствии с п. 54 Постановления при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, с применением затратного метода (цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли) размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1 процента плановых привнесенных затрат и не более 25 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")IV. Порядок определения плановой рентабельности (прибыли)
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")IV. Порядок определения плановой рентабельности (прибыли)
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Прогнозирование риска позволяет с помощью специальных расчетов предположить вероятность наступления какого-либо риска при определенных обстоятельствах. Достигается это путем предварительного расчета размера предполагаемых финансовых или иных материальных потерь, которые могут наступить одновременно с наступлением обстоятельств, способствующих реализации риска. Такой расчет позволяет заранее предусмотреть стоимость или, как говорят на практике, цену риска, сформировать денежный резерв, который впоследствии можно направить на покрытие отрицательных материальных последствий. Для этого предприятие в бизнес-плане предусматривает увеличенный норматив расходной части или устанавливает норматив рентабельности в реальных цифрах, то есть с учетом прогнозного риска невыполнения плановых показателей рентабельности.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Прогнозирование риска позволяет с помощью специальных расчетов предположить вероятность наступления какого-либо риска при определенных обстоятельствах. Достигается это путем предварительного расчета размера предполагаемых финансовых или иных материальных потерь, которые могут наступить одновременно с наступлением обстоятельств, способствующих реализации риска. Такой расчет позволяет заранее предусмотреть стоимость или, как говорят на практике, цену риска, сформировать денежный резерв, который впоследствии можно направить на покрытие отрицательных материальных последствий. Для этого предприятие в бизнес-плане предусматривает увеличенный норматив расходной части или устанавливает норматив рентабельности в реальных цифрах, то есть с учетом прогнозного риска невыполнения плановых показателей рентабельности.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Показательным является трудовой спор К. к страховому публичному акционерному обществу "Ингосстрах", в локальном нормативном акте которого механизм индексации был определен следующим образом: а) перевыполнение на 25% и более установленных для данного годового счетного периода плановых показателей в части выручки ("Начисленная страховая премия"); б) перевыполнение (снижение) на 25% и более показателя, характеризующего рентабельность основной деятельности ("Комбинированный коэффициент") относительно планового значения для данного годового отчетного периода и значения предыдущего периода (п. 3.4); индексация заработной платы производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов) работников на коэффициент индексации (п. 3.5); размер коэффициента индексации определяется приказом генерального директора компании (п. 3.6); индексации не подлежат доплаты, надбавки, премии, компенсации, социальные пособия, заработок, сохраняемый за уволенным работником на период трудоустройства, а также суммы материальной помощи, выплачиваемые работникам (п. 3.7); индексация не проводится: в случае возникновении у работодателя признаков несостоятельности (банкротства); при реорганизации или ликвидации работодателя или его структурных подразделений; при наличии финансово-экономических затруднений у работодателя, в том числе отсутствии или недостаточности средств на индексацию; в случае массового сокращения работников; в случае недостижения условий п. 3.4 (п. 3.8). Суд справедливо отметил, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (индексация заработной платы) должно происходить не в связи с перевыполнением каких-либо показателей и достижением высоких финансовых результатов, а в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2023 N 88-90/2023).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Показательным является трудовой спор К. к страховому публичному акционерному обществу "Ингосстрах", в локальном нормативном акте которого механизм индексации был определен следующим образом: а) перевыполнение на 25% и более установленных для данного годового счетного периода плановых показателей в части выручки ("Начисленная страховая премия"); б) перевыполнение (снижение) на 25% и более показателя, характеризующего рентабельность основной деятельности ("Комбинированный коэффициент") относительно планового значения для данного годового отчетного периода и значения предыдущего периода (п. 3.4); индексация заработной платы производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов) работников на коэффициент индексации (п. 3.5); размер коэффициента индексации определяется приказом генерального директора компании (п. 3.6); индексации не подлежат доплаты, надбавки, премии, компенсации, социальные пособия, заработок, сохраняемый за уволенным работником на период трудоустройства, а также суммы материальной помощи, выплачиваемые работникам (п. 3.7); индексация не проводится: в случае возникновении у работодателя признаков несостоятельности (банкротства); при реорганизации или ликвидации работодателя или его структурных подразделений; при наличии финансово-экономических затруднений у работодателя, в том числе отсутствии или недостаточности средств на индексацию; в случае массового сокращения работников; в случае недостижения условий п. 3.4 (п. 3.8). Суд справедливо отметил, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (индексация заработной платы) должно происходить не в связи с перевыполнением каких-либо показателей и достижением высоких финансовых результатов, а в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2023 N 88-90/2023).
Статья: Выбор контролируемых финансовых показателей в аналитических аудиторских процедурах
(Кочинев Ю.Ю., Антышева Е.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)- резкое отличие статей бухгалтерской отчетности или относительных коэффициентов от плановых, нормативных, среднеотраслевых показателей (например, рентабельность на аналогичных предприятиях составляет 15%, а на проверяемом - 2%) и т.д.
(Кочинев Ю.Ю., Антышева Е.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)- резкое отличие статей бухгалтерской отчетности или относительных коэффициентов от плановых, нормативных, среднеотраслевых показателей (например, рентабельность на аналогичных предприятиях составляет 15%, а на проверяемом - 2%) и т.д.
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), установлено ограничение прибыли в цене товара, выраженное в запрете на включение в цену продукции, закупаемой по ГОЗ, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен затратным методом и методом индексации по статьям затрат. При этом ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом необоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке. Но определение "соответствующего рынка" связано с тем, что вооружения не продаются в Военторге, а сравнение цен, сложившихся на зарубежных рынках продаж по их видам, неприменимо для этих целей.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), установлено ограничение прибыли в цене товара, выраженное в запрете на включение в цену продукции, закупаемой по ГОЗ, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен затратным методом и методом индексации по статьям затрат. При этом ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом необоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке. Но определение "соответствующего рынка" связано с тем, что вооружения не продаются в Военторге, а сравнение цен, сложившихся на зарубежных рынках продаж по их видам, неприменимо для этих целей.
Статья: Проблемы бухгалтерского учета в условиях диверсифицированного строительного бизнеса
(Серебрякова Т.Ю., Кондрашова О.Р., Никандрова Р.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Плановая цена ЖБК формируется на основе калькулирования экономическим отделом, так же, как и исходя из калькуляций экономического отдела, определяется отпускная стоимость ЖБК на сторону: по плановой (нормативной) себестоимости, увеличенной на процент рентабельности с возможной дифференциацией для видов конкретных изделий в пределах 20 - 25%.
(Серебрякова Т.Ю., Кондрашова О.Р., Никандрова Р.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Плановая цена ЖБК формируется на основе калькулирования экономическим отделом, так же, как и исходя из калькуляций экономического отдела, определяется отпускная стоимость ЖБК на сторону: по плановой (нормативной) себестоимости, увеличенной на процент рентабельности с возможной дифференциацией для видов конкретных изделий в пределах 20 - 25%.
Статья: Изменился порядок установления цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение о госрегулировании цен), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, в частности, установлено ограничение прибыли в цене товара, основной сутью которого является запрет на включение в цену продукции, закупаемой в рамках гособоронзаказа, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, затратным методом и методом индексации по статьям затрат (п. 58 Положения о госрегулировании цен). В то же время ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом не обоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение о госрегулировании цен), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, в частности, установлено ограничение прибыли в цене товара, основной сутью которого является запрет на включение в цену продукции, закупаемой в рамках гособоронзаказа, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, затратным методом и методом индексации по статьям затрат (п. 58 Положения о госрегулировании цен). В то же время ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом не обоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.
Статья: Новый проект закона о внесении изменений в Закон о естественных монополиях в контексте задач и приоритетов тарифного регулирования в Российской Федерации
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, NN 2, 3)Такая задача усложняется тем, что, как указывает Л.С. Бляхман, применяемый в российских инфраструктурных отраслях метод установления цен на основе суммирования "плановых" издержек с плановой же рентабельностью мотивирует к увеличению издержек, препятствует освоению технологий, снижающих эти издержки, а цены и прибыль ориентирует, соответственно, на увеличение объема ремонтов, где издержки ненормируемые. Не является обоснованным, по его мнению, и увеличение тарифов в соответствии с прогнозом инфляции, поскольку это увеличение во многом и определяет инфляцию <9>.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, NN 2, 3)Такая задача усложняется тем, что, как указывает Л.С. Бляхман, применяемый в российских инфраструктурных отраслях метод установления цен на основе суммирования "плановых" издержек с плановой же рентабельностью мотивирует к увеличению издержек, препятствует освоению технологий, снижающих эти издержки, а цены и прибыль ориентирует, соответственно, на увеличение объема ремонтов, где издержки ненормируемые. Не является обоснованным, по его мнению, и увеличение тарифов в соответствии с прогнозом инфляции, поскольку это увеличение во многом и определяет инфляцию <9>.