Плановая медицинская помощь коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Плановая медицинская помощь коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Брянского областного суда от 13.06.2024 N 33а-1988/2024 (УИД 32RS0027-01-2022-004066-25)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконным решения призывной комиссии города в части признания призывника ограниченно годным к военной службе и освобождения от призыва на военную службу.
Обстоятельства: Основания для принятия решения об освобождении призывника от призыва на военную службу отсутствовали, процедура медицинского освидетельствования нарушена, сведения, подтверждающие наличие у призывника диагноза, указанного в акте исследования состояния здоровья, отсутствуют.
Решение: Удовлетворено.Ссылки суда на приказ Департамента здравоохранения Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации медицинской помощи в период распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", приказ Департамента здравоохранения Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, плановой медицинской помощи в медицинских организациях в период подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекции, гриппа и ОРВИ на территории Брянской области" являются необоснованными, поскольку содержащиеся в данных нормативных документах предписания не запрещают и не исключают проведение медицинского освидетельствования в условиях стационара призывников по направлениям соответствующих призывных комиссий.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконным решения призывной комиссии города в части признания призывника ограниченно годным к военной службе и освобождения от призыва на военную службу.
Обстоятельства: Основания для принятия решения об освобождении призывника от призыва на военную службу отсутствовали, процедура медицинского освидетельствования нарушена, сведения, подтверждающие наличие у призывника диагноза, указанного в акте исследования состояния здоровья, отсутствуют.
Решение: Удовлетворено.Ссылки суда на приказ Департамента здравоохранения Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации медицинской помощи в период распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", приказ Департамента здравоохранения Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, плановой медицинской помощи в медицинских организациях в период подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекции, гриппа и ОРВИ на территории Брянской области" являются необоснованными, поскольку содержащиеся в данных нормативных документах предписания не запрещают и не исключают проведение медицинского освидетельствования в условиях стационара призывников по направлениям соответствующих призывных комиссий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Социально-экономические потрясения, вызванные пандемией, усилили дискриминацию инвалидов, особенно это затронуло лиц старшего возраста. В частности, во время изоляции в связи с приоритетным лечением пациентов с COVID-19 и отсутствием необходимого количества медицинских работников инвалиды во многих случаях утратили доступ к плановой медицинской помощи, что привело к усилению их маргинализации и изоляции от общества.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Социально-экономические потрясения, вызванные пандемией, усилили дискриминацию инвалидов, особенно это затронуло лиц старшего возраста. В частности, во время изоляции в связи с приоритетным лечением пациентов с COVID-19 и отсутствием необходимого количества медицинских работников инвалиды во многих случаях утратили доступ к плановой медицинской помощи, что привело к усилению их маргинализации и изоляции от общества.
Статья: Причинение вреда при оказании медицинской помощи как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
(Бимбинов А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<9> Представляется, что уменьшение количества сообщений о преступлениях медицинских работников в 2020 г. связано с реализацией мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с переориентацией медицинских организаций на борьбу с пандемией, санитарно-эпидемиологическими ограничениями, сокращением плановой медицинской помощи и платных медицинских услуг населению.
(Бимбинов А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 7)<9> Представляется, что уменьшение количества сообщений о преступлениях медицинских работников в 2020 г. связано с реализацией мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с переориентацией медицинских организаций на борьбу с пандемией, санитарно-эпидемиологическими ограничениями, сокращением плановой медицинской помощи и платных медицинских услуг населению.
Нормативные акты
"Методические рекомендации "Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Версия 5 (28.12.2021)"
(утв. Минздравом России)2. Для оценки состояния новорожденного и проведения первичных мероприятий сразу после рождения рекомендовано переместить ребенка в отдельное, рядом расположенное помещение, оснащенное всеми необходимыми расходными материалами, медикаментами и медицинским оборудованием для оказания медицинской неонатологической помощи.
(утв. Минздравом России)2. Для оценки состояния новорожденного и проведения первичных мероприятий сразу после рождения рекомендовано переместить ребенка в отдельное, рядом расположенное помещение, оснащенное всеми необходимыми расходными материалами, медикаментами и медицинским оборудованием для оказания медицинской неонатологической помощи.
<Письмо> Минздрава России от 16.08.2022 N 31-1/И/2-13476
<О содействии в обеспечении медицинскими организациями требования запрета взимания платы за оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС в части проведения бесплатного ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию>Также Приложением 14 "Временный порядок приема пациентов организациями, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в плановой форме в условиях сохранения риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" не установлено требование о проведении лабораторного исследования биологического материала пациента (мазок из носо- и ротоглотки) на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот перед плановой госпитализацией на догоспитальном этапе.
<О содействии в обеспечении медицинскими организациями требования запрета взимания платы за оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС в части проведения бесплатного ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию>Также Приложением 14 "Временный порядок приема пациентов организациями, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в плановой форме в условиях сохранения риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" не установлено требование о проведении лабораторного исследования биологического материала пациента (мазок из носо- и ротоглотки) на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот перед плановой госпитализацией на догоспитальном этапе.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<1> Представляется, что уменьшение количества сообщений о преступлениях медицинских работников в 2020 году связано с реализацией мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с переориентацией медицинских организаций на борьбу с пандемией, санитарно-эпидемиологическими ограничениями, сокращением плановой медицинской помощи и платных медицинских услуг населению.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)<1> Представляется, что уменьшение количества сообщений о преступлениях медицинских работников в 2020 году связано с реализацией мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с переориентацией медицинских организаций на борьбу с пандемией, санитарно-эпидемиологическими ограничениями, сокращением плановой медицинской помощи и платных медицинских услуг населению.
Статья: Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Следующий важнейший принцип - принцип единства и централизации управления. В России в результате ряда административных и иных реформ, последовательного делегирования регионам значительного числа полномочий сложилась сложная, малоэффективная, по существу, децентрализованная управленческая модель. Часть проблем обусловлена федеративным устройством государства, часть носит устранимый характер, она обусловлена недооценкой роли здравоохранения в решении не только региональных, но и общенациональных задач. Этот вопрос начинает обсуждаться на различных уровнях <9>. Ситуация, когда на федеральном уровне на одном пространстве действует сразу несколько органов: Минздрав РФ, Федеральное медико-биологическое агентство, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, - вряд ли является допустимой <10>. Управленческие проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения биологической и иных видов безопасности ярко высветила пандемия COVID-19. На федеральном уровне важнейшие решения вынуждены были принимать Президент РФ и Правительство РФ, на региональном - главы субъектов РФ. Минздрав РФ вынужден был мобилизовать имеющиеся у него крайне незначительные силы и средства, заплатив за это большими издержками, допустив нарушения прав граждан на плановую, высокотехнологичную и иные виды медицинской помощи. Роспотребнадзор показал полную неспособность своевременно решать возложенные на него задачи ввиду отсутствия современных технологий, необходимых сил и средств.
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Следующий важнейший принцип - принцип единства и централизации управления. В России в результате ряда административных и иных реформ, последовательного делегирования регионам значительного числа полномочий сложилась сложная, малоэффективная, по существу, децентрализованная управленческая модель. Часть проблем обусловлена федеративным устройством государства, часть носит устранимый характер, она обусловлена недооценкой роли здравоохранения в решении не только региональных, но и общенациональных задач. Этот вопрос начинает обсуждаться на различных уровнях <9>. Ситуация, когда на федеральном уровне на одном пространстве действует сразу несколько органов: Минздрав РФ, Федеральное медико-биологическое агентство, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, - вряд ли является допустимой <10>. Управленческие проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения биологической и иных видов безопасности ярко высветила пандемия COVID-19. На федеральном уровне важнейшие решения вынуждены были принимать Президент РФ и Правительство РФ, на региональном - главы субъектов РФ. Минздрав РФ вынужден был мобилизовать имеющиеся у него крайне незначительные силы и средства, заплатив за это большими издержками, допустив нарушения прав граждан на плановую, высокотехнологичную и иные виды медицинской помощи. Роспотребнадзор показал полную неспособность своевременно решать возложенные на него задачи ввиду отсутствия современных технологий, необходимых сил и средств.
Статья: Актуальные вопросы регулирования труда лиц старшего поколения в чрезвычайной ситуации
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)- граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)- граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
Статья: К вопросу о механизмах реализации права на социальное обеспечение в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)<4> См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 927 "О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 ноября 2020 г. N 30-4/И/2-17324 // СПС "КонсультантПлюс".
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)<4> См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 927 "О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 ноября 2020 г. N 30-4/И/2-17324 // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Установлен ли действующим законодательством порядок плановой госпитализации пациентов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в п. 5.4 МР 3.1.0209-20.3.1 "Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Методические рекомендации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.08.2020 (далее - МР 3.1.0209-20), указано, что при плановой госпитализации должны быть предоставлены результаты тестирования на SARS-CoV-2 методом ПЦР, проведенные не ранее чем за 3 дня до госпитализации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в п. 5.4 МР 3.1.0209-20.3.1 "Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Методические рекомендации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.08.2020 (далее - МР 3.1.0209-20), указано, что при плановой госпитализации должны быть предоставлены результаты тестирования на SARS-CoV-2 методом ПЦР, проведенные не ранее чем за 3 дня до госпитализации.
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Указанным временным порядком руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций предписывается: приостановить проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации; рассмотреть возможность переноса сроков оказания медицинской помощи в плановой форме; осуществлять выдачу направления на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме исключительно лечащим врачом медицинской организации, выбранной гражданином для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При этом допускается (в случае ухудшения эпидемиологической ситуации) привлечение врачей-специалистов по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, для оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Указанным временным порядком руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций предписывается: приостановить проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации; рассмотреть возможность переноса сроков оказания медицинской помощи в плановой форме; осуществлять выдачу направления на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме исключительно лечащим врачом медицинской организации, выбранной гражданином для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При этом допускается (в случае ухудшения эпидемиологической ситуации) привлечение врачей-специалистов по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, для оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- оказание медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара в плановой форме осуществляется с учетом перепрофилирования медицинских организаций и их структурных подразделений для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- оказание медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара в плановой форме осуществляется с учетом перепрофилирования медицинских организаций и их структурных подразделений для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях.
Статья: Право будущего поколения на биологическую безопасность
(Парфенчиков Я.А.)
("Юстиция", 2025, N 2)Так, одними из основных опасных биологических факторов выступают эпидемические, эпизоотические и эпифитотические процессы, которые могут причинить вред здоровью человека. При этом опыт пандемии COVID-19 показал наличие определенных проблем в системе здравоохранения ряда государств. Касательно Российской Федерации можно отметить, что "нарушение работы системы здравоохранения в пандемический период проявилось в виде проблем доступности медицинской помощи, перегрузки мощностей медицинских учреждений, недостатка оборудования, реагентов и средств защиты, вынужденной приостановкой оказания плановых услуг, что привело к росту смертности" [16, с. 227]. Данные последствия глобальных эпидемий однозначно отрицательно сказываются на социально-экономической и демографической ситуации в стране. При этом "ситуация в современном мире очень благоприятна для возникновения новых пандемий; этому способствует разрыв в неравенстве стран, увеличивающееся население развивающихся стран, высокий контакт человека с дикой природой, ухудшающаяся экологическая ситуация и постоянно увеличивающаяся мобильность населения" [17, с. 395]. В целях их предотвращения в будущем нынешнее поколение должно вырабатывать и реализовывать эффективные меры обеспечения эпидемиологической и биологической безопасности, направленные на создание условий для борьбы с постоянно возникающими инфекциями.
(Парфенчиков Я.А.)
("Юстиция", 2025, N 2)Так, одними из основных опасных биологических факторов выступают эпидемические, эпизоотические и эпифитотические процессы, которые могут причинить вред здоровью человека. При этом опыт пандемии COVID-19 показал наличие определенных проблем в системе здравоохранения ряда государств. Касательно Российской Федерации можно отметить, что "нарушение работы системы здравоохранения в пандемический период проявилось в виде проблем доступности медицинской помощи, перегрузки мощностей медицинских учреждений, недостатка оборудования, реагентов и средств защиты, вынужденной приостановкой оказания плановых услуг, что привело к росту смертности" [16, с. 227]. Данные последствия глобальных эпидемий однозначно отрицательно сказываются на социально-экономической и демографической ситуации в стране. При этом "ситуация в современном мире очень благоприятна для возникновения новых пандемий; этому способствует разрыв в неравенстве стран, увеличивающееся население развивающихся стран, высокий контакт человека с дикой природой, ухудшающаяся экологическая ситуация и постоянно увеличивающаяся мобильность населения" [17, с. 395]. В целях их предотвращения в будущем нынешнее поколение должно вырабатывать и реализовывать эффективные меры обеспечения эпидемиологической и биологической безопасности, направленные на создание условий для борьбы с постоянно возникающими инфекциями.
Статья: Некоторые особенности расследования ятрогенных преступлений
(Казакова А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Указанные цифры ясно свидетельствуют, что уровень ятрогенных преступлений остается примерно на одинаковом уровне, спад в 2020 г. связан, скорее всего, с противодействием распространения COVID-19 <4> и отменой/перенесением большого количества плановых медицинских вмешательств.
(Казакова А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Указанные цифры ясно свидетельствуют, что уровень ятрогенных преступлений остается примерно на одинаковом уровне, спад в 2020 г. связан, скорее всего, с противодействием распространения COVID-19 <4> и отменой/перенесением большого количества плановых медицинских вмешательств.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В связи с массовыми нарушениями прав граждан на охрану здоровья в условиях распространения коронавирусной инфекции потребовалось усиление прокурорского надзора:
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В связи с массовыми нарушениями прав граждан на охрану здоровья в условиях распространения коронавирусной инфекции потребовалось усиление прокурорского надзора: