Планируемый снос
Подборка наиболее важных документов по запросу Планируемый снос (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.31 "Осуществление сноса объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Как верно указал суд первой инстанции, установленные в статьях 51, 51.1 и 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечни являются исчерпывающими. При этом, нормами градостроительного законодательства органы местного самоуправления не наделены правом на установление дополнительного правового регулирования по вопросам определения порядка получения разрешения на строительство, принятия уведомлений о планируемом строительстве и о планируемом сносе объекта капитального строительства. Не наделены данные органы полномочиями по истребованию дополнительных документов и совершению дополнительных действий при разрешении данных вопросов по конкретным заявлениям заинтересованных лиц при принятии ненормативных решений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, по смыслу действующих норм ГрК РФ и ЗК РФ утверждение проекта планировки территории района, которым определены и красные линии, обозначающие в данном случае границы не существующего, а планируемого в дальнейшем объекта, не означает обязательного сноса всех объектов, попадающих в границу красных линий планируемой территории, и не исключает дальнейшее продолжение использования такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ. Не означает это также и того, что должно быть в обязательном порядке прекращено использование и возведение всех объектов, начатое ранее в установленном законом порядке. Такие ограничения возникают только в случае изъятия земель и объектов для государственных либо муниципальных нужд."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести снос (ликвидацию) объекта капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как подать уведомление о планируемом сносе ОКС
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как подать уведомление о планируемом сносе ОКС
Вопрос: Организация планирует своими силами снести принадлежащее ей сооружение, на освободившемся земельном участке строить объекты капитального строительства не будет. Обязана ли организация быть членом проектной и строительной саморегулируемой организации на основании ГрК РФ?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
(ред. от 31.07.2025)9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
Приказ Минстроя России от 24.01.2019 N 34/пр
(ред. от 21.09.2023)
"Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 N 53866)Зарегистрировано в Минюсте России 21 февраля 2019 г. N 53866
(ред. от 21.09.2023)
"Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 N 53866)Зарегистрировано в Минюсте России 21 февраля 2019 г. N 53866
Готовое решение: Нужно ли получать разрешение на снос здания
(КонсультантПлюс, 2025)Подать уведомления о планируемом сносе и о завершении сноса объекта капитального строительства можно, в частности, следующими способами (ч. 9.1, 12.1 ст. 55.31 ГрК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Подать уведомления о планируемом сносе и о завершении сноса объекта капитального строительства можно, в частности, следующими способами (ч. 9.1, 12.1 ст. 55.31 ГрК РФ):
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако по результатам изменений, внесенных в августе 2018 года в ГрК РФ <1>, снос ОКС стал самостоятельным видом градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1 ГрК РФ) и получил соответствующее регулирование в положениях главы 6.4 ГрК РФ, определившей, в частности, основания осуществления сноса; основания подготовки проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих подготовку проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих работы по сносу, и требования к ним; порядок направления уведомления о планируемом сносе; особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями; особенности сноса объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако по результатам изменений, внесенных в августе 2018 года в ГрК РФ <1>, снос ОКС стал самостоятельным видом градостроительной деятельности (п. 1 ст. 1 ГрК РФ) и получил соответствующее регулирование в положениях главы 6.4 ГрК РФ, определившей, в частности, основания осуществления сноса; основания подготовки проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих подготовку проекта организации работ по сносу; лиц, осуществляющих работы по сносу, и требования к ним; порядок направления уведомления о планируемом сносе; особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями; особенности сноса объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Статья: Возникают ли налоговые риски с вычетом НДС в части затрат по сносу старых объектов на месте застройки?
(Осина Л.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Общество планирует снести на месте застройки старые объекты и произвести реконструкцию существующих основных средств в целях их последующего использования в коммерческих целях. 1. Возникает ли риск в отказе в возмещении НДС в части затрат по сносу объектов (старых на месте застройки) и в отказе в возмещении НДС по затратам на проектные работы? 2. Возникает ли необходимость в восстановлении НДС с объектов, подлежащих сносу при расчистке территории для застройки?
(Осина Л.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Общество планирует снести на месте застройки старые объекты и произвести реконструкцию существующих основных средств в целях их последующего использования в коммерческих целях. 1. Возникает ли риск в отказе в возмещении НДС в части затрат по сносу объектов (старых на месте застройки) и в отказе в возмещении НДС по затратам на проектные работы? 2. Возникает ли необходимость в восстановлении НДС с объектов, подлежащих сносу при расчистке территории для застройки?
Готовое решение: Как ликвидировать опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)подать уведомление о планируемом сносе ОКС (ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)подать уведомление о планируемом сносе ОКС (ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ);
Статья: Сохранение памяти о Второй мировой войне: проблема соотношения международного и национального правового регулирования
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)К сожалению, не все вопросы, связанные с сохранением памяти о Второй мировой войне, стали предметом рассмотрения в ООН. Так, исследователи констатируют, что на международно-правовом уровне не решен вопрос об охране военно-мемориального наследия, поскольку даже IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (ст. 130) и Протокол I 1977 г. (ст. 34) регулируют вопрос уважения памяти и содержания мест заключения только в отношении интернированных и лиц, которые умерли по причинам, связанным с оккупацией, или не являющихся гражданами страны, в которой они умерли в результате военных действий <34>. Это позволило некоторым государствам сносить не только отдельные воинские захоронения, памятники, но и целые кладбища. Вместе с тем данный вопрос очень остро стоит на повестке дня. Например, 22 июня 2017 г., официально признанный в России Днем скорби, польское руководство приняло поправки к Закону о пропаганде коммунизма, согласно которому был запланирован снос нескольких сотен памятников с советской символикой <35>. Только в 2018 г. в Польше было снесено 28 памятников жертвам войны и репрессий <36>.
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)К сожалению, не все вопросы, связанные с сохранением памяти о Второй мировой войне, стали предметом рассмотрения в ООН. Так, исследователи констатируют, что на международно-правовом уровне не решен вопрос об охране военно-мемориального наследия, поскольку даже IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (ст. 130) и Протокол I 1977 г. (ст. 34) регулируют вопрос уважения памяти и содержания мест заключения только в отношении интернированных и лиц, которые умерли по причинам, связанным с оккупацией, или не являющихся гражданами страны, в которой они умерли в результате военных действий <34>. Это позволило некоторым государствам сносить не только отдельные воинские захоронения, памятники, но и целые кладбища. Вместе с тем данный вопрос очень остро стоит на повестке дня. Например, 22 июня 2017 г., официально признанный в России Днем скорби, польское руководство приняло поправки к Закону о пропаганде коммунизма, согласно которому был запланирован снос нескольких сотен памятников с советской символикой <35>. Только в 2018 г. в Польше было снесено 28 памятников жертвам войны и репрессий <36>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<33> Если член СРО планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<33> Если член СРО планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи говорится о процедуре сноса объекта капитального строительства. Первоначальной стадией этой процедуры является подача в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направление в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи говорится о процедуре сноса объекта капитального строительства. Первоначальной стадией этой процедуры является подача в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направление в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
Статья: Расходы при УСН: какие, когда и как учесть
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)ООО приобрело земельный участок с домом под снос. Стоимость земли и стоимость старого дома выделены отдельно. Дом планируется снести, а на его месте построить новое здание. Может ли ООО учесть земельный участок как товар, стоимость дома под снос включить в стоимость нового здания, а построенное здание учесть как ОС? Чтобы в дальнейшем (если общество решит продать новое здание) в расходах можно было учесть и стоимость построенного здания, и покупную стоимость старого дома, и стоимость земельного участка.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)ООО приобрело земельный участок с домом под снос. Стоимость земли и стоимость старого дома выделены отдельно. Дом планируется снести, а на его месте построить новое здание. Может ли ООО учесть земельный участок как товар, стоимость дома под снос включить в стоимость нового здания, а построенное здание учесть как ОС? Чтобы в дальнейшем (если общество решит продать новое здание) в расходах можно было учесть и стоимость построенного здания, и покупную стоимость старого дома, и стоимость земельного участка.