План счетов госсектора
Подборка наиболее важных документов по запросу План счетов госсектора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Обозначенное ранее реформирование бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора непосредственным образом влияет на нормативное правовое регулирование бюджетного учета. Происходит смена ориентиров, приоритетов в выборе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России. Так, до внедрения федеральных стандартов основными документами, регламентирующими учет в государственном секторе, были Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета как в соответствии с типом учреждений (для автономных <6>, бюджетных <7> и казенных <8> учреждений), так и для использования учреждениями вне зависимости от типа <9>. Для регулирования составления и представления отчетности использовались также Инструкция об исполнении бюджетов <10> и Инструкция по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений <11>. С внедрением стандартов данные Инструкции не утратили силу, но приоритетное положение по регулированию вопросов ведения учета и составления отчетности принадлежит первым. Происходящие изменения в бюджетной сфере способствуют пересмотру вопроса нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Обозначенное ранее реформирование бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора непосредственным образом влияет на нормативное правовое регулирование бюджетного учета. Происходит смена ориентиров, приоритетов в выборе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России. Так, до внедрения федеральных стандартов основными документами, регламентирующими учет в государственном секторе, были Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета как в соответствии с типом учреждений (для автономных <6>, бюджетных <7> и казенных <8> учреждений), так и для использования учреждениями вне зависимости от типа <9>. Для регулирования составления и представления отчетности использовались также Инструкция об исполнении бюджетов <10> и Инструкция по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений <11>. С внедрением стандартов данные Инструкции не утратили силу, но приоритетное положение по регулированию вопросов ведения учета и составления отчетности принадлежит первым. Происходящие изменения в бюджетной сфере способствуют пересмотру вопроса нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Статья: Исследование мирового опыта применения международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 24)Использование МСФООС в Таджикистане исследовано Н.А. Продановой, Е.И. Зацаринной, Ш.Х. Набиевым [5]. Авторами отмечено, что обсуждение вопроса внедрения МСФООС началось в 2007 г. среди представителей государственной власти, бухгалтеров-практиков и научного сообщества. Работа по реформированию бюджетного учета на основе МСФООС началась в 2012 г. В этот период принят новый Единый план счетов для бюджетной организации, технические руководства по применению стандартов в государственном секторе, разработаны нормативные акты, регламентирующие ведение бюджетного учета, и, что немаловажно, организовано обучение бухгалтеров бюджетных организаций и работников системы казначейства, принят новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, учитывающий требования международной стандартизации.
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 24)Использование МСФООС в Таджикистане исследовано Н.А. Продановой, Е.И. Зацаринной, Ш.Х. Набиевым [5]. Авторами отмечено, что обсуждение вопроса внедрения МСФООС началось в 2007 г. среди представителей государственной власти, бухгалтеров-практиков и научного сообщества. Работа по реформированию бюджетного учета на основе МСФООС началась в 2012 г. В этот период принят новый Единый план счетов для бюджетной организации, технические руководства по применению стандартов в государственном секторе, разработаны нормативные акты, регламентирующие ведение бюджетного учета, и, что немаловажно, организовано обучение бухгалтеров бюджетных организаций и работников системы казначейства, принят новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан, учитывающий требования международной стандартизации.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)2. Автономные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждений, а также хозяйственных операций их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <2> (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкцией.
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)2. Автономные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждений, а также хозяйственных операций их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" <1> и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <2> (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкцией.
"Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(утв. Минсельхозом России)33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).
(утв. Минсельхозом России)33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ранее действующей редакции бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета в состав бюджетной классификации вводится классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления), к которым относятся органы государственной власти (органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ранее действующей редакции бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета в состав бюджетной классификации вводится классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления), к которым относятся органы государственной власти (органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны, установлены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - Стандарт). Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) в целях подтверждения факта принятия денежных обязательств по результатам приемки в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-07-08/18978)В соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и пунктом 23 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, к бухгалтерскому учету принимаются надлежаще оформленные первичные учетные документы.
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-07-08/18978)В соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и пунктом 23 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, к бухгалтерскому учету принимаются надлежаще оформленные первичные учетные документы.
Готовое решение: Как учреждению с 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 20 284 "Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора" отражайте расходы текущего финансового года на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий (грантов в форме субсидий)) капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора, которые относятся на подстатью 284 "Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора" КОСГУ. Также с применением этих счетов отражайте операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора госуправления нефинансовым организациям госсектора (п. п. 183, 184 Порядка применения Единого плана счетов, п. 10.8.4 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 20 284 "Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора" отражайте расходы текущего финансового года на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий (грантов в форме субсидий)) капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора, которые относятся на подстатью 284 "Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора" КОСГУ. Также с применением этих счетов отражайте операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора госуправления нефинансовым организациям госсектора (п. п. 183, 184 Порядка применения Единого плана счетов, п. 10.8.4 Порядка N 209н).
Вопрос: О недвижимых и движимых вещах; об определении балансовой стоимости нефинансовых активов в целях бухучета организаций государственного сектора.
(Письмо Минфина России от 28.06.2024 N 02-06-10/60390)2. Вопросы определения балансовой стоимости нефинансовых активов регламентируются положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
(Письмо Минфина России от 28.06.2024 N 02-06-10/60390)2. Вопросы определения балансовой стоимости нефинансовых активов регламентируются положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Статья: Направления совершенствования системы учета в государственном секторе Сирийской Арабской Республики
(Алеткин П.А., Меме Х.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Как известно, в Российской Федерации в основе системы бухгалтерского учета в организациях государственного сектора лежит бюджетная классификация. Она установлена Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" <3>. В соответствии с п. 21.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <4> номер счета плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы, рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации бюджетной сферы состоит из двадцати шести разрядов, в составе которых применяются элементы бюджетной классификации.
(Алеткин П.А., Меме Х.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Как известно, в Российской Федерации в основе системы бухгалтерского учета в организациях государственного сектора лежит бюджетная классификация. Она установлена Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" <3>. В соответствии с п. 21.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <4> номер счета плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы, рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации бюджетной сферы состоит из двадцати шести разрядов, в составе которых применяются элементы бюджетной классификации.
Статья: Совершенствование методологии оценки при признании основных средств в учете организаций государственного и негосударственного секторов
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства". Утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства". Утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.
Статья: Актуальные проблемы формирования информации о нефинансовых активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности: направления совершенствования
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На основании ФСБУ ГС <10> запасы подразделяются на две группы (материальные запасы и незавершенное производство), информация о которых должна быть показана в отчетности обобщенными данными. В балансе (форма 0503730) отсутствует статья "Незавершенное производство". Затраты незавершенного производства показываются по строке 150 баланса "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Представляется, что целесообразно изменить название балансовой статьи и информацию о таких затратах приводить по статье "Незавершенное производство" в подразделе 1.11 баланса "Оборотные активы" (табл. 1). Для учета затрат в незавершенном производстве применяются соответствующие группы единого плана счетов <11>, в сведениях о движении нефинансовых активов данная информация полностью отсутствует.
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На основании ФСБУ ГС <10> запасы подразделяются на две группы (материальные запасы и незавершенное производство), информация о которых должна быть показана в отчетности обобщенными данными. В балансе (форма 0503730) отсутствует статья "Незавершенное производство". Затраты незавершенного производства показываются по строке 150 баланса "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Представляется, что целесообразно изменить название балансовой статьи и информацию о таких затратах приводить по статье "Незавершенное производство" в подразделе 1.11 баланса "Оборотные активы" (табл. 1). Для учета затрат в незавершенном производстве применяются соответствующие группы единого плана счетов <11>, в сведениях о движении нефинансовых активов данная информация полностью отсутствует.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)На сегодняшний день состав и порядок представления бухгалтерской отчетности субъектами регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора". Согласно ст. 6 такая отчетность должна содержать информацию о следующем:
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)На сегодняшний день состав и порядок представления бухгалтерской отчетности субъектами регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора". Согласно ст. 6 такая отчетность должна содержать информацию о следующем:
Вопрос: О счете 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" и применении организацией нормативного правового акта, регулирующего порядок ведения бухучета в бюджетной сфере.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-07-11/95400)Порядок ведения бюджетного учета регулируется положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Приказ N 157н, Инструкция N 157н).
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-07-11/95400)Порядок ведения бюджетного учета регулируется положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Приказ N 157н, Инструкция N 157н).