План счетов финансового органа
Подборка наиболее важных документов по запросу План счетов финансового органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 10 ст. 13 Закона 2002 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) установлено, что в компетенцию Национального финансового совета - коллегиального органа Банка России входит утверждение по предложению Совета директоров Банка России ОСБУ для Банка России, плана счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядка его применения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 10 ст. 13 Закона 2002 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) установлено, что в компетенцию Национального финансового совета - коллегиального органа Банка России входит утверждение по предложению Совета директоров Банка России ОСБУ для Банка России, плана счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядка его применения.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Т.М. Одинцова и О.В. Рура в качестве актуального направления исследования учета в цифровом обществе предлагают выработку предложений по модернизации нормативно-правовых актов как обязательного, так и рекомендательного характера, которые способны определить методологические и методические основы бухгалтерского учета, изменить план счетов и бухгалтерскую отчетность [21]. Отметим, что предложения на уровне рекомендательного характера уже реализуются: так, в июле 2021 г. для разъяснений отдельных особенностей в построении учетной политики в отношении цифровых финансовых активов органом негосударственного регулирования бухгалтерского учета Фондом "НРБУ "БМЦ" выработана Рекомендация Р-129/2021-КпР "Цифровые инструменты" <6>.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Т.М. Одинцова и О.В. Рура в качестве актуального направления исследования учета в цифровом обществе предлагают выработку предложений по модернизации нормативно-правовых актов как обязательного, так и рекомендательного характера, которые способны определить методологические и методические основы бухгалтерского учета, изменить план счетов и бухгалтерскую отчетность [21]. Отметим, что предложения на уровне рекомендательного характера уже реализуются: так, в июле 2021 г. для разъяснений отдельных особенностей в построении учетной политики в отношении цифровых финансовых активов органом негосударственного регулирования бухгалтерского учета Фондом "НРБУ "БМЦ" выработана Рекомендация Р-129/2021-КпР "Цифровые инструменты" <6>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (далее соответственно - План счетов бюджетного учета, Инструкция по его применению);
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета (далее соответственно - План счетов бюджетного учета, Инструкция по его применению);
"Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(утв. Минсельхозом России)33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).
(утв. Минсельхозом России)33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 206 73 000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале"
(КонсультантПлюс, 2025)Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счет 0 206 73 000 предусмотрен, но порядок отражения таких операций в Инструкции N 183н не приведен. Поэтому рекомендуем согласовать с учредителем (финансовым органом) и закрепить в учетной политике учреждения корреспонденции счетов для отражения расчетов по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале (п. 6 Инструкции N 157н, пп. "б" п. 9 СГС "Учетная политика", п. 5 Инструкции N 183н).
(КонсультантПлюс, 2025)Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счет 0 206 73 000 предусмотрен, но порядок отражения таких операций в Инструкции N 183н не приведен. Поэтому рекомендуем согласовать с учредителем (финансовым органом) и закрепить в учетной политике учреждения корреспонденции счетов для отражения расчетов по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале (п. 6 Инструкции N 157н, пп. "б" п. 9 СГС "Учетная политика", п. 5 Инструкции N 183н).
Готовое решение: Как учреждению отразить расходы на приобретение и установку (замену, ремонт) окон и дверей
(КонсультантПлюс, 2025)расходы по замене врезного замка на электронный отражаются по дебету счетов 1 401 20 226, 1 109 X0 226 (вместо "X" применяется соответствующий код группы синтетического счета), 1 110 XX 226 (вместо "XX" применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета), 1 110 80 226 (Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н)) и кредиту счета 1 302 26 73X (вместо "X" применяется соответствующая подстатья КОСГУ);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы по замене врезного замка на электронный отражаются по дебету счетов 1 401 20 226, 1 109 X0 226 (вместо "X" применяется соответствующий код группы синтетического счета), 1 110 XX 226 (вместо "XX" применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета), 1 110 80 226 (Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н)) и кредиту счета 1 302 26 73X (вместо "X" применяется соответствующая подстатья КОСГУ);
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расходы на услуги по адаптации программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как учреждению отразить расчеты с органом Федерального казначейства (финансовым органом) по наличным денежным средствам (счет 0 210 03 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" согласно Планам счетов соответствуют подстатьи КОСГУ 561 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса" и 661 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса" (п. п. 13.6.1, 14.6.1 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)Счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" согласно Планам счетов соответствуют подстатьи КОСГУ 561 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса" и 661 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса" (п. п. 13.6.1, 14.6.1 Порядка N 209н).
Готовое решение: Как учреждению создать и использовать резервы предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)4 Данная корреспонденция счетов не предусмотрена Инструкцией N 162н. Ее применение следует согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)4 Данная корреспонденция счетов не предусмотрена Инструкцией N 162н. Ее применение следует согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как в учете учреждения отразить расходы на получение доступа к электронной (цифровой) библиотеке
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как до 2026 г. в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции с бланками строгой отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)4 Планом счетов бюджетного учета, Инструкцией N 162н и Приложением N 2 к ней предусмотрено применение в таком случае счета гКБК 1 110 80 000. Однако считаем целесообразным в 1 - 17 разрядах номера этого счета указывать соответствующий КРБ, а в 24 - 26 разрядах - подстатью КОСГУ исходя из экономического содержания операции (п. 41(1.1) Инструкции N 162н). Корреспонденцию счетов с применением данного счета рекомендуем согласовать с финансовым органом или ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как с 2026 г. указать код вида финансового обеспечения в счете бухгалтерского (бюджетного) учета
(КонсультантПлюс, 2025)3) финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов.
(КонсультантПлюс, 2025)3) финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов.
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
Вопрос: Какими документами необходимо обосновать размер амортизации объекта имущества, составляющего собственность муниципальной казны?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).