План счетов автономной некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу План счетов автономной некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нюансы учетной политики АУ и АНКО
(Семенов М.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Перед тем как переходить к учетной политике АНКО, следует обратить внимание на подход к построению системы учета НКО в целом. В литературе высказываются две точки зрения: организация учета по аналогии с порядком отражения операций в непроизводственной сфере коммерческих предприятий или по аналогии с учетом в бюджетных организациях. По мнению автора, АНКО следует выбрать нечто среднее между указанными системами обобщения информации о хозяйственных операциях. Для этого ей необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов, так как в отношении них существует большая свобода выбора, чем в отношении активов и обязательств, выбор счетов для которых ограничен. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. При этом АНКО, так же как и АУ, является некоммерческой организацией, поэтому она может воспользоваться приведенными выше рекомендациями для АУ. Но нужно учитывать то, что АУ и АНКО в своей деятельности исходят из норм разных законов - Закона об автономных учреждениях и Закона о некоммерческих организациях <8>. Это обуславливает различие в источниках финансирования. У АНКО среди таких источников следует выделить добровольные имущественные взносы, а также возможные доходы от целевого капитала, если, конечно, некоммерческая организация обладает таким капиталом. Порядок их бухгалтерского учета следует указать в разделе целевого финансирования учетной политики АНКО, а используемый для учета финансирования счет нужно зафиксировать в рабочем плане счетов организации.
(Семенов М.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Перед тем как переходить к учетной политике АНКО, следует обратить внимание на подход к построению системы учета НКО в целом. В литературе высказываются две точки зрения: организация учета по аналогии с порядком отражения операций в непроизводственной сфере коммерческих предприятий или по аналогии с учетом в бюджетных организациях. По мнению автора, АНКО следует выбрать нечто среднее между указанными системами обобщения информации о хозяйственных операциях. Для этого ей необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов, так как в отношении них существует большая свобода выбора, чем в отношении активов и обязательств, выбор счетов для которых ограничен. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. При этом АНКО, так же как и АУ, является некоммерческой организацией, поэтому она может воспользоваться приведенными выше рекомендациями для АУ. Но нужно учитывать то, что АУ и АНКО в своей деятельности исходят из норм разных законов - Закона об автономных учреждениях и Закона о некоммерческих организациях <8>. Это обуславливает различие в источниках финансирования. У АНКО среди таких источников следует выделить добровольные имущественные взносы, а также возможные доходы от целевого капитала, если, конечно, некоммерческая организация обладает таким капиталом. Порядок их бухгалтерского учета следует указать в разделе целевого финансирования учетной политики АНКО, а используемый для учета финансирования счет нужно зафиксировать в рабочем плане счетов организации.
Статья: Санаторий в форме автономной некоммерческой организации
(Давыдова О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Согласно п. 1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях АНО ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ, в первую очередь Законом о бухгалтерском учете <6>. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета АНО на основании коммерческого Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. При этом некоторые проводки характерны только для некоммерческих организаций. Это, в частности, касается начала деятельности АНО, когда учредители производят добровольные имущественные взносы. В качестве взносов может выступать любое имущество: денежные средства, материалы, основные средства и т.д. Поскольку АНО не формирует уставный капитал, счет 80 некоммерческие организации вообще не используют. То же самое относится к счету 75 "Расчеты с учредителями".
(Давыдова О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Согласно п. 1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях АНО ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ, в первую очередь Законом о бухгалтерском учете <6>. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета АНО на основании коммерческого Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. При этом некоторые проводки характерны только для некоммерческих организаций. Это, в частности, касается начала деятельности АНО, когда учредители производят добровольные имущественные взносы. В качестве взносов может выступать любое имущество: денежные средства, материалы, основные средства и т.д. Поскольку АНО не формирует уставный капитал, счет 80 некоммерческие организации вообще не используют. То же самое относится к счету 75 "Расчеты с учредителями".
Нормативные акты
Информационное сообщение Минфина России от 12.09.2023 N ИС-учет-45
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"1. В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 417-ФЗ (далее - Федеральный закон N 417-ФЗ) с 1 сентября 2023 г. по 1 сентября 2025 г. на территориях Республик Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Чеченской Республики проводится эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию. Участником эксперимента может быть российское юридическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации <1>, если местом нахождения его и (или) его филиала является указанная территория (кредитная и некредитная финансовая организация, потребительский кооператив, общественно полезный фонд, автономная некоммерческая организация, хозяйственное общество и товарищество).
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"1. В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 417-ФЗ (далее - Федеральный закон N 417-ФЗ) с 1 сентября 2023 г. по 1 сентября 2025 г. на территориях Республик Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Чеченской Республики проводится эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию. Участником эксперимента может быть российское юридическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации <1>, если местом нахождения его и (или) его филиала является указанная территория (кредитная и некредитная финансовая организация, потребительский кооператив, общественно полезный фонд, автономная некоммерческая организация, хозяйственное общество и товарищество).
Представление Счетной палаты РФ от 05.06.2015 N ПР 10-118/10-03
<О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Министерстве транспорта Российской Федерации>1. Привести договор от 3 октября 2014 г. N 3-С о предоставлении субсидии АНО "Е" в соответствие с требованиями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 976 (в редакции от 24 декабря 2014 года), дополнив его перечнем затрат, на финансовое обеспечение которых предоставлена субсидия.
<О результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Министерстве транспорта Российской Федерации>1. Привести договор от 3 октября 2014 г. N 3-С о предоставлении субсидии АНО "Е" в соответствие с требованиями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 976 (в редакции от 24 декабря 2014 года), дополнив его перечнем затрат, на финансовое обеспечение которых предоставлена субсидия.
Статья: Составляющие стоимости приобретенных материалов
(Давыдова О.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10)Первый вариант учета ТЗР подразумевает использование отдельного счета 15 "Заготовление и приобретение материалов". Применение данного варианта возможно в том случае, если поступление материалов отражается на счетах бухгалтерского учета с использованием счета 15. Согласно Инструкции по применению Плана счетов <5> в этом случае по дебету счета 15 учитывается покупная стоимость материалов, по которым в АУ или АНКО поступили расчетные документы поставщика. По кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10 отражается стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов. Разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной ценой, образующаяся на счете 15, по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме переносится на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". При отражении ТЗР на счете 15 эта разница складывается из ТЗР и разницы между стоимостью материалов по договорной цене и учетной ценой. Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или других соответствующих счетов.
(Давыдова О.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10)Первый вариант учета ТЗР подразумевает использование отдельного счета 15 "Заготовление и приобретение материалов". Применение данного варианта возможно в том случае, если поступление материалов отражается на счетах бухгалтерского учета с использованием счета 15. Согласно Инструкции по применению Плана счетов <5> в этом случае по дебету счета 15 учитывается покупная стоимость материалов, по которым в АУ или АНКО поступили расчетные документы поставщика. По кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10 отражается стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов. Разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их учетной ценой, образующаяся на счете 15, по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме переносится на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". При отражении ТЗР на счете 15 эта разница складывается из ТЗР и разницы между стоимостью материалов по договорной цене и учетной ценой. Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство или других соответствующих счетов.
Статья: На законных основаниях расплачиваемся за товар не сразу
(Давыдова О.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)Для отражения в бухгалтерском учете целевых средств АУ и АНКО используется счет 86 "Целевое финансирование" (План счетов <9>). Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование целевых средств на ведение уставной деятельности (у АНКО) и выполнение задания учредителя (у АУ) отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство". Если средства целевого финансирования направляются на содержание некоммерческой организации, то счет 86 корреспондирует с кредитом счета 26 "Общехозяйственные расходы".
(Давыдова О.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)Для отражения в бухгалтерском учете целевых средств АУ и АНКО используется счет 86 "Целевое финансирование" (План счетов <9>). Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование целевых средств на ведение уставной деятельности (у АНКО) и выполнение задания учредителя (у АУ) отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство". Если средства целевого финансирования направляются на содержание некоммерческой организации, то счет 86 корреспондирует с кредитом счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Статья: Кредиты, займы и оценочные значения АУ и АНКО
(Петров В.А.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 12)В частности, в Указаниях по составлению отчетности <7> говорится о том, что в балансе кредиторская задолженность делится на долгосрочную и краткосрочную, два разных счета для этих видов задолженностей предусмотрены и в действующем Плане счетов. Такая же концепция отражения отчетной информации прослеживается и в международном аналоге - МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Поэтому, как и прежде, АУ и АНКО следует выделять в учете долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, но как это делать - им предстоит решить самостоятельно.
(Петров В.А.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 12)В частности, в Указаниях по составлению отчетности <7> говорится о том, что в балансе кредиторская задолженность делится на долгосрочную и краткосрочную, два разных счета для этих видов задолженностей предусмотрены и в действующем Плане счетов. Такая же концепция отражения отчетной информации прослеживается и в международном аналоге - МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Поэтому, как и прежде, АУ и АНКО следует выделять в учете долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, но как это делать - им предстоит решить самостоятельно.
Статья: Учет материалов у некоммерческих организаций
(Козырева С.Н.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5)Пример 4. Автономная некоммерческая организация получила безвозмездно от физического лица принтер, рыночная стоимость которого составляет 7000 руб. Оснований для признания этого дара целевым поступлением в целях налогообложения прибыли не имеется. В учетной политике установлен лимит в размере 20 000 руб. Все основные средства в пределах этой суммы учитываются как МПЗ.
(Козырева С.Н.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5)Пример 4. Автономная некоммерческая организация получила безвозмездно от физического лица принтер, рыночная стоимость которого составляет 7000 руб. Оснований для признания этого дара целевым поступлением в целях налогообложения прибыли не имеется. В учетной политике установлен лимит в размере 20 000 руб. Все основные средства в пределах этой суммы учитываются как МПЗ.
Статья: Учет нематериальных активов автономной некоммерческой организацией
(Преснякова Е.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5)Независимо от способа поступления в организацию НМА его первоначальная стоимость формируется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-5 "Приобретение нематериальных активов" в корреспонденции со счетами расчетов или учета товарно-материальных ценностей. В дальнейшем эта сумма учитывается на счете 04 "Нематериальные активы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Причем собранные на счете 08 затраты можно перенести на счет 04, не дожидаясь начала фактического использования НМА. Достаточно намерения использовать данный НМА в деятельности, направленной на достижение целей создания АНКО (пп. "а" п. 3 ПБУ 14/2007).
(Преснякова Е.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5)Независимо от способа поступления в организацию НМА его первоначальная стоимость формируется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-5 "Приобретение нематериальных активов" в корреспонденции со счетами расчетов или учета товарно-материальных ценностей. В дальнейшем эта сумма учитывается на счете 04 "Нематериальные активы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Причем собранные на счете 08 затраты можно перенести на счет 04, не дожидаясь начала фактического использования НМА. Достаточно намерения использовать данный НМА в деятельности, направленной на достижение целей создания АНКО (пп. "а" п. 3 ПБУ 14/2007).
Статья: О БСО замолвим слово
(Снегирев А.Г.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8)Согласно Инструкции по применению Плана счетов <2> счет 006 предназначен для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО - квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п. Бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 в условной оценке, например рубль за один бланк. В качестве условной оценки АУ (АНО) может также принять фактические затраты на изготовление бланков.
(Снегирев А.Г.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8)Согласно Инструкции по применению Плана счетов <2> счет 006 предназначен для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО - квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п. Бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 в условной оценке, например рубль за один бланк. В качестве условной оценки АУ (АНО) может также принять фактические затраты на изготовление бланков.
Вопрос: ...Организация получила из Великобритании в начале апреля грант не в полной сумме, но в июле деньги перестали поступать. Все расходы проводились с отнесением на этот источник по счету 86 из расчета, что грант будет получен в полном размере. По этому источнику допущено превышение расходов над доходами. Правильно ли это? Как следует отразить операции в бухгалтерском учете?
("Советник бухгалтера", 2007, N 4)По данной ситуации намерение о предоставлении (предстоящем перечислении) гранта в соответствующие периоды установлено договором о гранте, на этом основании включено в смету доходов и расходов АНО, поэтому изначально было отражено в составе планируемых доходов в виде задолженности грантодателя по кредиту счета 86. Однако это не соответствует Инструкции по применению Плана счетов, в которой предусмотрено отражение лишь поступивших средств по счету 86.
("Советник бухгалтера", 2007, N 4)По данной ситуации намерение о предоставлении (предстоящем перечислении) гранта в соответствующие периоды установлено договором о гранте, на этом основании включено в смету доходов и расходов АНО, поэтому изначально было отражено в составе планируемых доходов в виде задолженности грантодателя по кредиту счета 86. Однако это не соответствует Инструкции по применению Плана счетов, в которой предусмотрено отражение лишь поступивших средств по счету 86.
Статья: Проводим конкурсы и вручаем призы силами АУ и АНКО
(Соловьев С.Н.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)<3> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
(Соловьев С.Н.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)<3> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Статья: Сравнительный анализ плана счетов коммерческого и бюджетного учета (Начало)
(Максимова Л.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)В соответствии со ст. 120 ГК РФ автономные учреждения относятся к некоммерческим организациям. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 <5> содержит особые правила принятия к бухгалтерскому учету объектов в качестве основных средств для некоммерческих организаций. Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. "б" и "в" настоящего пункта.
(Максимова Л.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)В соответствии со ст. 120 ГК РФ автономные учреждения относятся к некоммерческим организациям. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 <5> содержит особые правила принятия к бухгалтерскому учету объектов в качестве основных средств для некоммерческих организаций. Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. "б" и "в" настоящего пункта.