План реализации генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу План реализации генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФБолее того, положения части 10.2 статьи 45 ГрК РФ устанавливают, что в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФТакой срок определен в части 2.1 статьи 24 ГрК РФ только для случая, когда для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в котором для подготовки предложений о внесении таких изменений предусмотренное частью 2 настоящей статьи решение не требуется, данные изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится об особенностях реализации схемы территориального планирования генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа. Реализация таких схем осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится об особенностях реализации схемы территориального планирования генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа. Реализация таких схем осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. Реализация генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
(ред. от 31.07.2025)5. Реализация генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации муниципального округа, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией муниципального округа, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что целям такого строительства соответствует изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и отказали в удовлетворении требований на основании того, что (а) проект планировки и проект межевания являются реализацией генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, (б) не противоречат принятой и утвержденной документации территориального планирования, (в) строительство объектов запланировано на земельных участках в соответствии с правовым зонированием и видом разрешенного использования, установленными для этих земельных участков генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения, (г) с учетом стремления удовлетворения общественно полезной цели.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что целям такого строительства соответствует изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и отказали в удовлетворении требований на основании того, что (а) проект планировки и проект межевания являются реализацией генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, (б) не противоречат принятой и утвержденной документации территориального планирования, (в) строительство объектов запланировано на земельных участках в соответствии с правовым зонированием и видом разрешенного использования, установленными для этих земельных участков генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения, (г) с учетом стремления удовлетворения общественно полезной цели.
Статья: Правовое регулирование участия федерального института развития "ВЭБ.РФ" в реализации ESG-факторов
(Мамедов Р.В.)
("Банковское право", 2025, N 1)Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 3024-р государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" была определена в качестве национального методологического центра в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации. Председатель "ВЭБ.РФ" Шувалов И.И. отмечает, что "проекты "ВЭБ.РФ", связанные с созданием инфраструктуры, промышленных предприятий, развитием городов, реализуются в парадигме ответственного ведения бизнеса и учета комплексных социальных и экономических эффектов. По новой бизнес-модели "ВЭБ.РФ" не конкурирует с банками и не подменяет своими инструментами банковские продукты, а формирует партнерские отношения в интересах устойчивого развития" <18>. Например, в 2025 г. "ВЭБ.РФ" профинансирует разработку 15 мастер-планов и генеральных планов, 10 проектов планирования территорий и 4 комплексных территориальных схем развития туризма на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей <19>.
(Мамедов Р.В.)
("Банковское право", 2025, N 1)Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 3024-р государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" была определена в качестве национального методологического центра в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации. Председатель "ВЭБ.РФ" Шувалов И.И. отмечает, что "проекты "ВЭБ.РФ", связанные с созданием инфраструктуры, промышленных предприятий, развитием городов, реализуются в парадигме ответственного ведения бизнеса и учета комплексных социальных и экономических эффектов. По новой бизнес-модели "ВЭБ.РФ" не конкурирует с банками и не подменяет своими инструментами банковские продукты, а формирует партнерские отношения в интересах устойчивого развития" <18>. Например, в 2025 г. "ВЭБ.РФ" профинансирует разработку 15 мастер-планов и генеральных планов, 10 проектов планирования территорий и 4 комплексных территориальных схем развития туризма на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей <19>.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1, 4 ст. 18 ГрК РФ основанием для установления или изменения границ муниципальных образований могут являться документы территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений, городских и муниципальных округов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1, 4 ст. 18 ГрК РФ основанием для установления или изменения границ муниципальных образований могут являться документы территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений, городских и муниципальных округов.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Так, в одном из дел <20> суд высказал следующую позицию: "В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок был изъят или зарезервирован для муниципальных нужд. Также отсутствуют доказательства о проведении работ, связанных с реализацией генерального плана города Брянска в части спорной территории. Кроме того, в материалах дела представлены сведения о том, что проект планировки расширения улицы Белорусской до настоящего времени не разрабатывался и не утверждался. При таких обстоятельствах сами по себе положения генерального плана не свидетельствуют о его реализации и не могут в связи с этим являться непреодолимым правовым препятствием для реализации собственником объекта недвижимого имущества исключительного права на приобретение земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в цитатах курсивным шрифтом выделено мной. - Ю.Ю.). Очевидно, что такое Определение не соответствует буквальному содержанию пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ и суд толкует эту норму contra legem, ссылаясь в том числе на правовую сущность документации по планировке территорий и баланс частных и публичных интересов. По всей видимости, приведенное Определение является отнюдь не единичным, это устоявшаяся практика судов Центрального арбитражного округа.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Так, в одном из дел <20> суд высказал следующую позицию: "В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок был изъят или зарезервирован для муниципальных нужд. Также отсутствуют доказательства о проведении работ, связанных с реализацией генерального плана города Брянска в части спорной территории. Кроме того, в материалах дела представлены сведения о том, что проект планировки расширения улицы Белорусской до настоящего времени не разрабатывался и не утверждался. При таких обстоятельствах сами по себе положения генерального плана не свидетельствуют о его реализации и не могут в связи с этим являться непреодолимым правовым препятствием для реализации собственником объекта недвижимого имущества исключительного права на приобретение земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в цитатах курсивным шрифтом выделено мной. - Ю.Ю.). Очевидно, что такое Определение не соответствует буквальному содержанию пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ и суд толкует эту норму contra legem, ссылаясь в том числе на правовую сущность документации по планировке территорий и баланс частных и публичных интересов. По всей видимости, приведенное Определение является отнюдь не единичным, это устоявшаяся практика судов Центрального арбитражного округа.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<55> В настоящее время мониторинг реализации генерального плана осуществляется лишь на уровне отдельных публично-правовых образований, см.: Постановление правительства Москвы от 26.10.2018 N 1310-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга реализации Генерального плана города Москвы".
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<55> В настоящее время мониторинг реализации генерального плана осуществляется лишь на уровне отдельных публично-правовых образований, см.: Постановление правительства Москвы от 26.10.2018 N 1310-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга реализации Генерального плана города Москвы".
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Однако Закон об Олимпийских играх (ч. 9 ст. 14), Закон о Саммите АТЭС (ч. 11 ст. 4) предусматривают, что подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования. А в соответствии с частью 11 статьи 27 Закона о чемпионате мира по футболу в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования, то следует внести изменения в соответствующие документы территориального планирования. Более того, согласно части 10.2 статьи 45 ГрК РФ <11> в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Однако Закон об Олимпийских играх (ч. 9 ст. 14), Закон о Саммите АТЭС (ч. 11 ст. 4) предусматривают, что подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования. А в соответствии с частью 11 статьи 27 Закона о чемпионате мира по футболу в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования, то следует внести изменения в соответствующие документы территориального планирования. Более того, согласно части 10.2 статьи 45 ГрК РФ <11> в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если для реализации решения о КРТ и (или) договора о КРТ требуется внесение изменений в Генеральный план, ПЗЗ, подготовка документации по планировке осуществляется одновременно с подготовкой изменений в Генеральный план и ПЗЗ, и утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения соответствующих изменений в Генеральный план, ПЗЗ (п. 10.2 ст. 45 ГрК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если для реализации решения о КРТ и (или) договора о КРТ требуется внесение изменений в Генеральный план, ПЗЗ, подготовка документации по планировке осуществляется одновременно с подготовкой изменений в Генеральный план и ПЗЗ, и утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения соответствующих изменений в Генеральный план, ПЗЗ (п. 10.2 ст. 45 ГрК РФ).
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Однако и собственные полномочия по вопросам местного значения реализуются муниципальными органами ЗАТО во взаимодействии и по согласованию с уполномоченным федеральным органом или государственной корпорацией. Например, полномочия в сфере планирования территориального развития ЗАТО, резервирования земельных участков для муниципальных нужд органы местного самоуправления реализуют путем согласования стратегий и планов мероприятий, генерального плана, проектов планировки территории с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (пункт 2.1 статьи 4 Закона о ЗАТО).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Однако и собственные полномочия по вопросам местного значения реализуются муниципальными органами ЗАТО во взаимодействии и по согласованию с уполномоченным федеральным органом или государственной корпорацией. Например, полномочия в сфере планирования территориального развития ЗАТО, резервирования земельных участков для муниципальных нужд органы местного самоуправления реализуют путем согласования стратегий и планов мероприятий, генерального плана, проектов планировки территории с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (пункт 2.1 статьи 4 Закона о ЗАТО).
Статья: Мастер-план как непоименованный инструмент градостроительного планирования
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Прежде всего для формирования единой законодательной архитектуры мастер-планов необходимо установить сущность документа - понятие "мастер-план" должно относиться к документам либо стратегического, либо градостроительного планирования. Так, первая концепция внедрения мастер-плана в систему действующих документов заключается в объединении стратегии социально-экономического развития территории и генерального плана с определением стратегических приоритетов и целеполагания, функционального зонирования, объектов бюджетной инфраструктуры и проектов комплексного развития, а также с разработкой плана мероприятий ("дорожной карты") и оценкой финансовых ресурсов для реализации. Вторая же сводится к замене стратегии социально-экономического развития территории как "альтернативного" варианта или к дополнению материалов по обоснованию генерального плана за счет включения стратегических положений пространственного развития и показателей экономического планирования.
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Прежде всего для формирования единой законодательной архитектуры мастер-планов необходимо установить сущность документа - понятие "мастер-план" должно относиться к документам либо стратегического, либо градостроительного планирования. Так, первая концепция внедрения мастер-плана в систему действующих документов заключается в объединении стратегии социально-экономического развития территории и генерального плана с определением стратегических приоритетов и целеполагания, функционального зонирования, объектов бюджетной инфраструктуры и проектов комплексного развития, а также с разработкой плана мероприятий ("дорожной карты") и оценкой финансовых ресурсов для реализации. Вторая же сводится к замене стратегии социально-экономического развития территории как "альтернативного" варианта или к дополнению материалов по обоснованию генерального плана за счет включения стратегических положений пространственного развития и показателей экономического планирования.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Стремление законодателя упростить, ускорить процессы согласования градостроительной документации в рамках реализации проектов КРТ, снизить административные барьеры в строительстве приводит к сокращению не только избыточных и дублирующих процедур, но и нивелированию необходимой для обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности и устойчивого развития территорий классической триады градостроительной документации в виде документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. При этом необходимость обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при реализации проектов КРТ диктует необходимость тщательной и комплексной подготовки градостроительной концепции территории не только в рамках подготовки документации по планировке территории, что приводит к появлению альтернативных документов - мастер-планов КРТ, совмещающих в себе черты генеральных планов и ПЗЗ, которые применяются в настоящее время в некоторых регионах, но статус которых не урегулирован на федеральном уровне.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Стремление законодателя упростить, ускорить процессы согласования градостроительной документации в рамках реализации проектов КРТ, снизить административные барьеры в строительстве приводит к сокращению не только избыточных и дублирующих процедур, но и нивелированию необходимой для обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности и устойчивого развития территорий классической триады градостроительной документации в виде документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. При этом необходимость обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при реализации проектов КРТ диктует необходимость тщательной и комплексной подготовки градостроительной концепции территории не только в рамках подготовки документации по планировке территории, что приводит к появлению альтернативных документов - мастер-планов КРТ, совмещающих в себе черты генеральных планов и ПЗЗ, которые применяются в настоящее время в некоторых регионах, но статус которых не урегулирован на федеральном уровне.