План проверок земельный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу План проверок земельный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Есть примеры того, что местная администрация признается потерпевшей, поскольку ее нельзя лишить права на обжалование. Иными словами, надлежащей стороной, обладающей правом на обжалование, признается местная администрация как публично-правовое образование, выполняющее публично-правовые функции. Так, Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2016 г. по делу N А81-5688/2016 местная администрация фактически признана потерпевшей по делу об обжаловании отказа Управлением Росреестра по ЯНАО в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2017 г. N 08АП-16280/2016 данное решение оставлено без изменения. Оставляя это решение в силе, суд отметил, что в рассматриваемом случае Управление не является участником производства по делу об административном правонарушении и не поименовано в круге лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако орган муниципального земельного контроля как уполномоченный орган, проводивший в отношении Организации плановую выездную проверку соблюдения норм земельного законодательства и установивший при этом признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть лишен права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2017 г. N Ф04-1593/2017 данное решение оставлено без изменения.
Статья: Развитие института государственного земельного контроля (надзора)
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Государственный земельный контроль занимал обособленное место и регулировался сначала (с 2001 г.) по правовой связке "Земельный кодекс Российской Федерации - соответствующее Положение о государственном земельном контроле". В этой правовой связке в Земельном кодексе РФ содержались, по сути, общие и бланкетные нормы, а все содержание наполнялось Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Правительством РФ (в частности, об органах контроля, об их полномочиях, видах проверок (плановых и внеплановых)).
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Государственный земельный контроль занимал обособленное место и регулировался сначала (с 2001 г.) по правовой связке "Земельный кодекс Российской Федерации - соответствующее Положение о государственном земельном контроле". В этой правовой связке в Земельном кодексе РФ содержались, по сути, общие и бланкетные нормы, а все содержание наполнялось Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Правительством РФ (в частности, об органах контроля, об их полномочиях, видах проверок (плановых и внеплановых)).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 4 названного закона предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (п. 1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 4).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)8.7. Росимущество в рамках исполнения ежегодного плана проверок федерального имущества выявляет нарушения учета и использования федеральных земельных участков. Росреестром выявляются нарушения требований земельного законодательства при проведении федерального государственного земельного контроля (надзора) и в ходе государственного мониторинга земель.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)8.7. Росимущество в рамках исполнения ежегодного плана проверок федерального имущества выявляет нарушения учета и использования федеральных земельных участков. Росреестром выявляются нарушения требований земельного законодательства при проведении федерального государственного земельного контроля (надзора) и в ходе государственного мониторинга земель.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)На практике довольно сложно выявить факт недобросовестного поведения. Как правило, зафиксировать нарушение можно лишь после проведения процедуры государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля или камеральной налоговой проверки. Для оптимизации и повышения эффективности процедуры надзора и контроля Правительством Российской Федерации был утвержден План по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, в который был включен пункт, посвященный разработке методик применения и внедрения данных дистанционного зондирования в рамках контрольно-надзорной деятельности [16].
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)На практике довольно сложно выявить факт недобросовестного поведения. Как правило, зафиксировать нарушение можно лишь после проведения процедуры государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля или камеральной налоговой проверки. Для оптимизации и повышения эффективности процедуры надзора и контроля Правительством Российской Федерации был утвержден План по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, в который был включен пункт, посвященный разработке методик применения и внедрения данных дистанционного зондирования в рамках контрольно-надзорной деятельности [16].
Статья: Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)<7> Распоряжение Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1689-р "Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и Плана мероприятий ("дорожной карты")" // СЗ РФ. 2013. N 39. Ст. 5002.
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)<7> Распоряжение Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1689-р "Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и Плана мероприятий ("дорожной карты")" // СЗ РФ. 2013. N 39. Ст. 5002.
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019);
(КонсультантПлюс, 2025)проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019);
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)На территории Новосибирска проводится муниципальный лесной, жилищный, земельный контроль, контроль над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Например, в 2019 г. в рамках жилищного контроля было осуществлено 38 проверок, из них 10 плановых и 28 не предусмотренных планом, а также выявлено 17 правонарушений в указанной сфере <19>. Осуществляет муниципальный жилищный контроль Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)На территории Новосибирска проводится муниципальный лесной, жилищный, земельный контроль, контроль над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Например, в 2019 г. в рамках жилищного контроля было осуществлено 38 проверок, из них 10 плановых и 28 не предусмотренных планом, а также выявлено 17 правонарушений в указанной сфере <19>. Осуществляет муниципальный жилищный контроль Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.