План противодействия экстремизму
Подборка наиболее важных документов по запросу План противодействия экстремизму (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)На основании вышеизложенного можно сделать выводы обобщающего плана. Во-первых, в результате рассмотрения различных концептуальных подходов исследователей к определению понятия "методы противодействия экстремизму", в том числе и методов административно-правового противодействия экстремизму, выявлена различная трактовка таких методов. Кроме того, в ряде научных публикаций наблюдается смешение понятий "метод" и "форма" указанного противодействия.
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)На основании вышеизложенного можно сделать выводы обобщающего плана. Во-первых, в результате рассмотрения различных концептуальных подходов исследователей к определению понятия "методы противодействия экстремизму", в том числе и методов административно-правового противодействия экстремизму, выявлена различная трактовка таких методов. Кроме того, в ряде научных публикаций наблюдается смешение понятий "метод" и "форма" указанного противодействия.
Статья: Современные тенденции реализации правовой политики Российской Федерации по обеспечению общественной и государственной безопасности в контексте противодействия терроризму и экстремизму
(Авдеев В.А., Авдеева О.А.)
("Российский судья", 2023, N 10)На сегодняшний день требуется эффективная реализация мер по защите единого информационного пространства и совершенствованию системы информационного противодействия развитию указанного социально-правового явления. При этом повышению эффективности мер по противодействию терроризму и экстремизму должно способствовать получение превентивной информации, касающейся планов террористических и экстремистских организаций, их каналов и источников финансирования. Актуализируется необходимость принятия правовых решений по расширению сферы информационно-аналитического обеспечения, предусматривающего распространение методических рекомендаций, имеющих разноуровневый и комплексный характер и практическое значение для профилактики и их предупреждения с учетом геополитических, демографических, социально-экономических факторов.
(Авдеев В.А., Авдеева О.А.)
("Российский судья", 2023, N 10)На сегодняшний день требуется эффективная реализация мер по защите единого информационного пространства и совершенствованию системы информационного противодействия развитию указанного социально-правового явления. При этом повышению эффективности мер по противодействию терроризму и экстремизму должно способствовать получение превентивной информации, касающейся планов террористических и экстремистских организаций, их каналов и источников финансирования. Актуализируется необходимость принятия правовых решений по расширению сферы информационно-аналитического обеспечения, предусматривающего распространение методических рекомендаций, имеющих разноуровневый и комплексный характер и практическое значение для профилактики и их предупреждения с учетом геополитических, демографических, социально-экономических факторов.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Согласно постановлению Европейского Суда заявители оспорили понятие "воспрепятствование" законной деятельности государственных органов, утверждая, что оно было расплывчатым. Закон о противодействии экстремизму уполномочивает компетентный надзорный орган выносить предостережение о недопустимости экстремистской деятельности, если имеются "достаточные и предварительно подтвержденные сведения" о "готовящихся противоправных действиях экстремистского характера". Суд отметил: в контексте законодательства о противодействии экстремизму термин "препятствование" использовался для того, чтобы охарактеризовать тип "экстремистской деятельности", и что использование этого термина прямо связано с ситуациями "применения насилия" или "угрозы его насилия" и ограничивается ими. Однако власти не опровергли довод заявителей о том, что, как следовало из обстоятельств их дела, это понятие все же было расплывчатым и получило неоправданно широкое толкование в плане его охвата, что сделало возможным при осуществлении лицом права на свободу выражения сделать не подкрепленный доказательствами и необоснованный вывод о том, что акты воспрепятствования действительно планируются, не указывая при этом, из чего они предположительно будут состоять (пункт 82 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Согласно постановлению Европейского Суда заявители оспорили понятие "воспрепятствование" законной деятельности государственных органов, утверждая, что оно было расплывчатым. Закон о противодействии экстремизму уполномочивает компетентный надзорный орган выносить предостережение о недопустимости экстремистской деятельности, если имеются "достаточные и предварительно подтвержденные сведения" о "готовящихся противоправных действиях экстремистского характера". Суд отметил: в контексте законодательства о противодействии экстремизму термин "препятствование" использовался для того, чтобы охарактеризовать тип "экстремистской деятельности", и что использование этого термина прямо связано с ситуациями "применения насилия" или "угрозы его насилия" и ограничивается ими. Однако власти не опровергли довод заявителей о том, что, как следовало из обстоятельств их дела, это понятие все же было расплывчатым и получило неоправданно широкое толкование в плане его охвата, что сделало возможным при осуществлении лицом права на свободу выражения сделать не подкрепленный доказательствами и необоснованный вывод о том, что акты воспрепятствования действительно планируются, не указывая при этом, из чего они предположительно будут состоять (пункт 82 постановления).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Как отмечено в вынесенном в отношении Н.В. Караваевой постановлении мирового судьи судебного участка N 1 по Демскому району города Уфы (оставлено без изменения судом вышестоящей инстанции), предъявленные прокуратурой требования, связанные с получением необходимых для проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму материалов, включая подлежащие хранению первичные бухгалтерские документы, являются законными и обоснованными; на проведение прокурорского надзора не распространяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем проведение в феврале 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности данной некоммерческой организации за 2010 - 2012 годы, которая нарушений не выявила, не препятствует проведению надзорных мероприятий прокуратурой, поскольку она в своей деятельности не подменяет иные государственные органы.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Как отмечено в вынесенном в отношении Н.В. Караваевой постановлении мирового судьи судебного участка N 1 по Демскому району города Уфы (оставлено без изменения судом вышестоящей инстанции), предъявленные прокуратурой требования, связанные с получением необходимых для проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму материалов, включая подлежащие хранению первичные бухгалтерские документы, являются законными и обоснованными; на проведение прокурорского надзора не распространяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем проведение в феврале 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности данной некоммерческой организации за 2010 - 2012 годы, которая нарушений не выявила, не препятствует проведению надзорных мероприятий прокуратурой, поскольку она в своей деятельности не подменяет иные государственные органы.
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Необходимо учитывать, что в своей деятельности руководство правоохранительных органов обязано выстраивать внутреннюю и внешнюю политику функционирования соответствующей структуры с обязательным учетом документированной политической воли центральных государственных органов. В частности, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации основные направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом РФ. Помимо прочего, уполномоченные правоохранительные органы должны руководствоваться политическими установками, содержащимися в Стратегии национальной безопасности РФ <24>, Стратегии противодействия экстремизму в РФ <25>, Доктрине информационной безопасности РФ <26>, Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 гг. <27>, Основных направлениях государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации <28> и других документах.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Необходимо учитывать, что в своей деятельности руководство правоохранительных органов обязано выстраивать внутреннюю и внешнюю политику функционирования соответствующей структуры с обязательным учетом документированной политической воли центральных государственных органов. В частности, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации основные направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом РФ. Помимо прочего, уполномоченные правоохранительные органы должны руководствоваться политическими установками, содержащимися в Стратегии национальной безопасности РФ <24>, Стратегии противодействия экстремизму в РФ <25>, Доктрине информационной безопасности РФ <26>, Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 гг. <27>, Основных направлениях государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации <28> и других документах.
Статья: Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзора
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Эффективной мерой профилактики является создание и проведение заседаний межведомственных рабочих групп, в рамках работы которых происходит обмен информацией о состоянии законности, осуществляется разработка планов совместных мероприятий, проводятся встречи с руководителями различных религиозных объединений, на которых разъясняются положения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, а также ответственность за его нарушение.
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Эффективной мерой профилактики является создание и проведение заседаний межведомственных рабочих групп, в рамках работы которых происходит обмен информацией о состоянии законности, осуществляется разработка планов совместных мероприятий, проводятся встречи с руководителями различных религиозных объединений, на которых разъясняются положения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, а также ответственность за его нарушение.
Статья: Требование об организации судов с участием присяжных заседателей как основание для введения Конституционным Судом РФ моратория на применение смертной казни
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 6)<22> См.: Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юстицинформ, 2015. С. 46.
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 6)<22> См.: Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юстицинформ, 2015. С. 46.
Статья: Межарабское сотрудничество в сфере противодействия терроризму
(Милосердова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)3. Информирование СМИ об угрозах терроризма, а также разработка планов повышения осведомленности для освещения основных концепций ислама и исключения заблуждений, распространяемых сторонниками насилия и экстремизма. Кроме этого, создаются фильмы, предупреждающие об опасностях терроризма и призывающие граждан сотрудничать со службами безопасности.
(Милосердова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)3. Информирование СМИ об угрозах терроризма, а также разработка планов повышения осведомленности для освещения основных концепций ислама и исключения заблуждений, распространяемых сторонниками насилия и экстремизма. Кроме этого, создаются фильмы, предупреждающие об опасностях терроризма и призывающие граждан сотрудничать со службами безопасности.
Статья: Организационно-правовые меры противодействия экстремизму в Республике Индия и Исламской Республике Пакистан
(Мельник С.С.)
("Мировой судья", 2025, N 7)- разрабатывать комплексные национальные стратегии противодействия терроризму и экстремизму, а также вносить в них изменения;
(Мельник С.С.)
("Мировой судья", 2025, N 7)- разрабатывать комплексные национальные стратегии противодействия терроризму и экстремизму, а также вносить в них изменения;
Статья: Структура и организация деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)- участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, процессуальный алгоритм комментируемого судопроизводства, задачей которого является конституционно значимая оценка содержания информационных материалов в плане возможности признания их экстремистскими и обязательной последующей конфискации, несовместим с представлением о возможности противодействия соответствующим угрозам посредством досудебного признания обоснованности исковых требований.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На наш взгляд, процессуальный алгоритм комментируемого судопроизводства, задачей которого является конституционно значимая оценка содержания информационных материалов в плане возможности признания их экстремистскими и обязательной последующей конфискации, несовместим с представлением о возможности противодействия соответствующим угрозам посредством досудебного признания обоснованности исковых требований.
Статья: Уголовно-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)<20> См., например, Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.; Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. N Пр-2685; Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года".
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)<20> См., например, Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.; Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. N Пр-2685; Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года".
Статья: К вопросу об эффективном функционировании национальной системы ПОД/ФТ в Российской Федерации
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Вместе с тем эффективной альтернативой данному перечню до урегулирования внешнеполитического кризиса в мире мог бы стать перечень организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму, созданный на базе Евразийского экономического союза. Основой создания данного перечня мог бы стать План мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 27 <15>. Так, в п. 26 Раздела I Плана мероприятий указана в качестве мероприятия в том числе гармонизация требований к осуществлению банками (кредитными организациями) процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Вместе с тем эффективной альтернативой данному перечню до урегулирования внешнеполитического кризиса в мире мог бы стать перечень организаций и физических лиц, причастных к терроризму и (или) экстремизму, созданный на базе Евразийского экономического союза. Основой создания данного перечня мог бы стать План мероприятий по гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 27 <15>. Так, в п. 26 Раздела I Плана мероприятий указана в качестве мероприятия в том числе гармонизация требований к осуществлению банками (кредитными организациями) процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Статья: Муниципальное звено системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: задачи, структура и организация деятельности
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 3)- участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования;