План ликвидации аварий
Подборка наиболее важных документов по запросу План ликвидации аварий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в промышленности и строительстве: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований безопасности или условий лицензии в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований безопасности либо условий лицензии в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО) или по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ за грубое нарушение этих требований либо условий. Например, за непредставление сведений об организации контроля за соблюдением требований промбезопасности, отсутствие плана мероприятий по ликвидации последствий аварий.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований безопасности либо условий лицензии в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО) или по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ за грубое нарушение этих требований либо условий. Например, за непредставление сведений об организации контроля за соблюдением требований промбезопасности, отсутствие плана мероприятий по ликвидации последствий аварий.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение требований (условий лицензий) в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)...неотражение прокуратурой в постановлении каких-либо норм подзаконных актов само по себе не свидетельствует об отсутствии события или состава административного правонарушения; основание для прекращения дела об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения) не соответствует выводам административного органа о наличии в действиях общества нарушений в части несвоевременного уведомления прокуратуры о произошедших авариях и допущенных при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО ошибках; утрата силы Положением N 730 и Порядком N 480 с 01.01.2021 не имеет правового значения, поскольку вменяемые правонарушения были совершены до указанной даты.
(КонсультантПлюс, 2025)...неотражение прокуратурой в постановлении каких-либо норм подзаконных актов само по себе не свидетельствует об отсутствии события или состава административного правонарушения; основание для прекращения дела об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения) не соответствует выводам административного органа о наличии в действиях общества нарушений в части несвоевременного уведомления прокуратуры о произошедших авариях и допущенных при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО ошибках; утрата силы Положением N 730 и Порядком N 480 с 01.01.2021 не имеет правового значения, поскольку вменяемые правонарушения были совершены до указанной даты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Будет ли отменен Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781 "Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах" в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах"?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2016)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2016
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2016)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2016
Вопрос: Касательно необходимости учета аварии танкера при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морских нефтяных терминалов.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья: Требования к строительству и ремонту котельных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством РФ. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437. После завершения соответствующих работ в отношении газовой котельной необходимо провести государственный кадастровый учет (ч. 7 ст. 5.2 ГрК РФ). Для этого нужно обратиться в подразделение Росреестра или в МФЦ в порядке, предусмотренном ст. ст. 14, 15, 19, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством РФ. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437. После завершения соответствующих работ в отношении газовой котельной необходимо провести государственный кадастровый учет (ч. 7 ст. 5.2 ГрК РФ). Для этого нужно обратиться в подразделение Росреестра или в МФЦ в порядке, предусмотренном ст. ст. 14, 15, 19, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статья: Эксплуатация опасных производственных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасностиС целью реализации данного требования Ростехнадзором были утверждены Рекомендации по разработке планов ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781). Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437. Такие планы разрабатываются для опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, которые предусмотрены п. п. 1, 4, 5 и 6 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ (п. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ, п. 3 указанного Положения о разработке планов мероприятий).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Согласно п. 2 ст. 10 Закона о промышленной безопасности планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I - III классов опасности, предусмотренных п. 1, 4 - 6 приложения 1 к данному Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Если организация эксплуатирует опасные производственные объекты, не входящие в указанный перечень, то планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не требуется.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Согласно п. 2 ст. 10 Закона о промышленной безопасности планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I - III классов опасности, предусмотренных п. 1, 4 - 6 приложения 1 к данному Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Если организация эксплуатирует опасные производственные объекты, не входящие в указанный перечень, то планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) неплановый ремонт, осуществляется вне плана для ликвидации причин аварии или инцидента, а также по текущему состоянию оборудования, определяемому при выполнении работ по его обслуживанию (п. 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) неплановый ремонт, осуществляется вне плана для ликвидации причин аварии или инцидента, а также по текущему состоянию оборудования, определяемому при выполнении работ по его обслуживанию (п. 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- требования охраны труда в аварийных ситуациях (прекратить работу, произвести отключение питания с неисправного оборудования (аппаратуры, стенда), если необходимо, произвести ограждение опасного места и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации, действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий и др.). При возникновении пожара необходимо: немедленно сообщить в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара; сообщить руководителю работ; оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны; приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения; организовать встречу пожарной команды.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- требования охраны труда в аварийных ситуациях (прекратить работу, произвести отключение питания с неисправного оборудования (аппаратуры, стенда), если необходимо, произвести ограждение опасного места и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации, действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий и др.). При возникновении пожара необходимо: немедленно сообщить в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара; сообщить руководителю работ; оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны; приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения; организовать встречу пожарной команды.