План горных работ
Подборка наиболее важных документов по запросу План горных работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""В связи с этим добыча полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с техническим проектом и планами развития горных работ, а их несоблюдение является нарушением лицензионных условий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Должна ли организация (или индивидуальный предприниматель), разрабатывающая план развития горных работ, иметь лицензию на производство маркшейдерских работ?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
Вопрос: Организация является пользователем участка недр с целью добычи подземных вод для производственно-технического снабжения предприятия (объем добычи подземных вод - 300 кубических метров в сутки). Необходима ли разработка плана развития горных работ?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Проведение геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон - еще одно из требований. Ряд конкретизирующих правил в данной сфере установлен Требованиями к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 537, которые также действуют до 1 января 2027 г.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Проведение геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон - еще одно из требований. Ряд конкретизирующих правил в данной сфере установлен Требованиями к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 537, которые также действуют до 1 января 2027 г.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно плану развития горных работ, согласованному с управлением Ростехнадзора, в графе "Сведения о добываемом полезном ископаемом для заполнения налоговой декларации" налогоплательщиком указан код полезного ископаемого, расшифровываемого как "горнорудное неметаллическое сырье". Кроме того, Департамент по недропользованию округа ответом на запрос налогового органа также подтвердил, что добываемое налогоплательщиком ископаемое необходимо классифицировать в качестве горнорудного неметаллического сырья.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно плану развития горных работ, согласованному с управлением Ростехнадзора, в графе "Сведения о добываемом полезном ископаемом для заполнения налоговой декларации" налогоплательщиком указан код полезного ископаемого, расшифровываемого как "горнорудное неметаллическое сырье". Кроме того, Департамент по недропользованию округа ответом на запрос налогового органа также подтвердил, что добываемое налогоплательщиком ископаемое необходимо классифицировать в качестве горнорудного неметаллического сырья.
Статья: Пространственная база данных как объект стоимостной оценки и цифровой интеллектуальный актив промышленного предприятия
(Лосева О.В., Дмовский Р.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В рамках оперативного мониторинга ПБД отслеживают плановый график выполнения горных работ - определение объема земляных работ, управление запасами и мониторинг хвостохранилищ. Пространственные данные в режиме реального времени могут помочь скорректировать производственные операции в ответ на непредвиденные планом условия. ПБД применяются для управления местоположением и использованием горнодобывающего оборудования и сопутствующей инфраструктуры. Это предполагает планирование технического обслуживания, анализ эффективности и безопасности работ. В рамках управления рисками горнодобычи осуществляется пространственный анализ данных, относящихся к геологическим опасностям (например, камнепады, оползни), гидрологическим условиям и экологическим рискам, который помогает выявить потенциальные проблемы безопасности и спланировать соответствующие меры по смягчению негативных последствий проводимых работ.
(Лосева О.В., Дмовский Р.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В рамках оперативного мониторинга ПБД отслеживают плановый график выполнения горных работ - определение объема земляных работ, управление запасами и мониторинг хвостохранилищ. Пространственные данные в режиме реального времени могут помочь скорректировать производственные операции в ответ на непредвиденные планом условия. ПБД применяются для управления местоположением и использованием горнодобывающего оборудования и сопутствующей инфраструктуры. Это предполагает планирование технического обслуживания, анализ эффективности и безопасности работ. В рамках управления рисками горнодобычи осуществляется пространственный анализ данных, относящихся к геологическим опасностям (например, камнепады, оползни), гидрологическим условиям и экологическим рискам, который помогает выявить потенциальные проблемы безопасности и спланировать соответствующие меры по смягчению негативных последствий проводимых работ.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что, исходя из принципа рационального недропользования, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезного ископаемого (Определение ВС РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд отметил, что, исходя из принципа рационального недропользования, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезного ископаемого (Определение ВС РФ от 07.04.2022 N 302-ЭС22-2744 по делу N А78-6401/2020).
Статья: Сравнительная характеристика правового режима отходов недропользования в странах СНГ
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Использование указанных объектов как самостоятельный вид права недропользования в указанном Кодексе не выделяется, но исходя из общего содержания его положений такое использование допускается с соблюдением некоторых требований в части постановки запасов полезных ископаемых, содержащихся в отходах, на государственный баланс (ч. 3 ст. 79 Кодекса РБ о недрах), включения в ежегодный план развития горных работ порядка добычи и складирования временно не используемых полезных ископаемых, добычи совместно залегающих или находящихся во вскрышных породах полезных ископаемых (при их наличии), а также схемы размещения вскрышных пород, побочных и сопутствующих продуктов первичной обработки (очистки, обогащения) полезных ископаемых в отвалах, хвостохранилищах (п. 3.12, 3.13 ч. 3 ст. 55 Кодекса РБ о недрах).
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Использование указанных объектов как самостоятельный вид права недропользования в указанном Кодексе не выделяется, но исходя из общего содержания его положений такое использование допускается с соблюдением некоторых требований в части постановки запасов полезных ископаемых, содержащихся в отходах, на государственный баланс (ч. 3 ст. 79 Кодекса РБ о недрах), включения в ежегодный план развития горных работ порядка добычи и складирования временно не используемых полезных ископаемых, добычи совместно залегающих или находящихся во вскрышных породах полезных ископаемых (при их наличии), а также схемы размещения вскрышных пород, побочных и сопутствующих продуктов первичной обработки (очистки, обогащения) полезных ископаемых в отвалах, хвостохранилищах (п. 3.12, 3.13 ч. 3 ст. 55 Кодекса РБ о недрах).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)При этом согласно п. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)При этом согласно п. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры, финансируемые за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в нем в общем случае принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения (регистрации) отделением СФР заявления и плана. Больше времени на решение требуется в случае, если в план включено приобретение оборудования для безопасного ведения горных работ, так как в этом случае отделение фонда согласовывает решение с СФР (п. 5 Правил, пп. "а", "б" п. 12 Административного регламента).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в нем в общем случае принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения (регистрации) отделением СФР заявления и плана. Больше времени на решение требуется в случае, если в план включено приобретение оборудования для безопасного ведения горных работ, так как в этом случае отделение фонда согласовывает решение с СФР (п. 5 Правил, пп. "а", "б" п. 12 Административного регламента).