Письменное уведомление кредиторов о реорганизации
Подборка наиболее важных документов по запросу Письменное уведомление кредиторов о реорганизации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 51 Закона об ОООПрактика неоднозначна по вопросу о том, должно ли ООО, разместившее в СМИ сообщение о реорганизации, уведомлять кредиторов письменно
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью3. Необходимость письменного уведомления кредиторов ООО о начале его реорганизации
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5. Реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) в течение тридцати рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в Банк России в письменной форме направляет (направляют) уведомление о начале процедуры реорганизации своим кредиторам, в том числе вкладчикам, участникам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, договоров долгосрочных сбережений) и застрахованным лицам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании), а также размещает (размещают) уведомление о начале процедуры реорганизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и по месту нахождения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов), включая обособленные подразделения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов).
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)5. Реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) в течение тридцати рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в Банк России в письменной форме направляет (направляют) уведомление о начале процедуры реорганизации своим кредиторам, в том числе вкладчикам, участникам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, договоров долгосрочных сбережений) и застрахованным лицам (кредиторам фонда (фондов) по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании), а также размещает (размещают) уведомление о начале процедуры реорганизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и по месту нахождения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов), включая обособленные подразделения реорганизуемого (реорганизуемых) фонда (фондов).
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)О реорганизации следует письменно уведомить кредиторов и налоговую инспекцию (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)О реорганизации следует письменно уведомить кредиторов и налоговую инспекцию (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемое лицо обязано заблаговременно письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Поэтому после получения от поставщика уведомления о начале реорганизации в форме разделения (или выделения в случае, если не предполагается сохранение прав и обязанностей по контракту за первоначальным юрлицом) заказчику следует инициировать расторжение контракта по соглашению сторон или отказаться от его исполнения в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Если поставщик откажется подписать соглашение о расторжении, полагаем, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта на основании пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ, поскольку исполнение или изменение контракта невозможно в силу запрета на замену поставщика, установленного п. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемое лицо обязано заблаговременно письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Поэтому после получения от поставщика уведомления о начале реорганизации в форме разделения (или выделения в случае, если не предполагается сохранение прав и обязанностей по контракту за первоначальным юрлицом) заказчику следует инициировать расторжение контракта по соглашению сторон или отказаться от его исполнения в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Если поставщик откажется подписать соглашение о расторжении, полагаем, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта на основании пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ, поскольку исполнение или изменение контракта невозможно в силу запрета на замену поставщика, установленного п. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как юридическому лицу уведомить кредиторов о своей реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем п. 5 ст. 51 Закона об ООО и п. 6 ст. 15 Закона об АО не предусматривают необходимость письменно уведомлять кредиторов о реорганизации, а госрегистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ должны осуществляться, только если представлены доказательства уведомления кредиторов в порядке, установленном этими нормами. Необходимость представлять для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, документы, подтверждающие письменное уведомление кредиторов о реорганизации, п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП не предусмотрена. Вместе с тем согласно п. 3 разд. 4 заявления по форме N Р12016 заявитель подтверждает среди прочего, что кредиторы реорганизуемого юрлица уведомлены о реорганизации в установленном законодательством РФ порядке. На практике вопрос о необходимости письменного уведомления кредиторов может являться спорным (например, при реорганизации ООО см. Позицию АС округов).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем п. 5 ст. 51 Закона об ООО и п. 6 ст. 15 Закона об АО не предусматривают необходимость письменно уведомлять кредиторов о реорганизации, а госрегистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ должны осуществляться, только если представлены доказательства уведомления кредиторов в порядке, установленном этими нормами. Необходимость представлять для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, документы, подтверждающие письменное уведомление кредиторов о реорганизации, п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП не предусмотрена. Вместе с тем согласно п. 3 разд. 4 заявления по форме N Р12016 заявитель подтверждает среди прочего, что кредиторы реорганизуемого юрлица уведомлены о реорганизации в установленном законодательством РФ порядке. На практике вопрос о необходимости письменного уведомления кредиторов может являться спорным (например, при реорганизации ООО см. Позицию АС округов).
Статья: О сделкоподобных действиях
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)Хотя положения ст. 60 ГК РФ говорят о том, что специальным законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации, несмотря на отсутствие такой обязанности в Законе об ООО, их толкование в совокупности с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" позволяет прийти судам к выводу, что, помимо публикации в СМИ, реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме обязано уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Это толкование напрямую вытекает из относительности и адресности сделкоподобных действий. Иное прочтение закона, встречающееся в судебной практике <39>, противоречит природе сделкоподобных действий, повышает трансакционные издержки для кредиторов, которые будут вынуждены ежедневно проверять СМИ на наличие извещений о начале процедуры реорганизации, и необоснованно перекладывает на кредиторов риски незнания о процедуре реорганизации, начало осуществления которой полностью зависит от действий должника. Процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов и предоставлению последним возможности заявить свои требования, а потому недопустимо перекладывать риски неблагоприятных последствий поведения должника на доверившихся ему кредиторов.
(Мамбетов Д.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12; 2024, N 1)Хотя положения ст. 60 ГК РФ говорят о том, что специальным законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации, несмотря на отсутствие такой обязанности в Законе об ООО, их толкование в совокупности с п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" позволяет прийти судам к выводу, что, помимо публикации в СМИ, реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме обязано уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Это толкование напрямую вытекает из относительности и адресности сделкоподобных действий. Иное прочтение закона, встречающееся в судебной практике <39>, противоречит природе сделкоподобных действий, повышает трансакционные издержки для кредиторов, которые будут вынуждены ежедневно проверять СМИ на наличие извещений о начале процедуры реорганизации, и необоснованно перекладывает на кредиторов риски незнания о процедуре реорганизации, начало осуществления которой полностью зависит от действий должника. Процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов и предоставлению последним возможности заявить свои требования, а потому недопустимо перекладывать риски неблагоприятных последствий поведения должника на доверившихся ему кредиторов.
Готовое решение: Как приватизировать унитарные предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемому юрлицу нужно в установленном порядке опубликовать в СМИ уведомление о своей реорганизации, а также, если законом это закреплено, письменно уведомить кредиторов о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Однако данные требования не применяются к реорганизации в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В этой части в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 не предусмотрено наличие исключений из соответствующих правил п. 5 ст. 58 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемому юрлицу нужно в установленном порядке опубликовать в СМИ уведомление о своей реорганизации, а также, если законом это закреплено, письменно уведомить кредиторов о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Однако данные требования не применяются к реорганизации в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В этой части в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 не предусмотрено наличие исключений из соответствующих правил п. 5 ст. 58 ГК РФ.