Пикетирование несовершеннолетний
Подборка наиболее важных документов по запросу Пикетирование несовершеннолетний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин в ходе одиночного пикетирования использовал плакат с надписью, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин в ходе одиночного пикетирования использовал плакат с надписью, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовые аспекты права на свободу мирных собраний в Российской Федерации и его судебная защита
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)XXI в. ознаменовался всплеском осуществления права на свободу мирных собраний. К примеру, "революция роз" в Грузии в 2003 г., "оранжевая революция" в Украине 2004 г., "тюльпановая революция" 2005 г. в Киргизии, "революция достоинства" 2014 г. в Украине. Указанные общественно-политические и правовые стремления и выражения интересов граждан с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы есть не что иное, как осуществление права на свободу мирных собраний. Продолжением такого рода осуществления права на свободу мирных собраний стало движение "желтых жилетов", появившееся в конце 2018 г. во Франции, субъекты которого продолжали осуществлять свое право на свободу мирных собраний на протяжении 2019 г., отстаивая интересы всего или части общества. Нельзя обойти вниманием и единоличные мирные собрания - пикеты несовершеннолетних в центре Европы, в частности, школьницы из Швеции Греты Тинтин Элеоноры Эрнман Тунберг с лозунгами за сохранение окружающей среды и за борьбу относительно изменений климата, которые привлекают внимание мирового сообщества, - она принимала участие в саммите ООН в 2019 г.
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)XXI в. ознаменовался всплеском осуществления права на свободу мирных собраний. К примеру, "революция роз" в Грузии в 2003 г., "оранжевая революция" в Украине 2004 г., "тюльпановая революция" 2005 г. в Киргизии, "революция достоинства" 2014 г. в Украине. Указанные общественно-политические и правовые стремления и выражения интересов граждан с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы есть не что иное, как осуществление права на свободу мирных собраний. Продолжением такого рода осуществления права на свободу мирных собраний стало движение "желтых жилетов", появившееся в конце 2018 г. во Франции, субъекты которого продолжали осуществлять свое право на свободу мирных собраний на протяжении 2019 г., отстаивая интересы всего или части общества. Нельзя обойти вниманием и единоличные мирные собрания - пикеты несовершеннолетних в центре Европы, в частности, школьницы из Швеции Греты Тинтин Элеоноры Эрнман Тунберг с лозунгами за сохранение окружающей среды и за борьбу относительно изменений климата, которые привлекают внимание мирового сообщества, - она принимала участие в саммите ООН в 2019 г.
Статья: Пикетирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова"1.1. Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского судебного района города Архангельска от 3 декабря 2013 года (оставлено без изменения решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 января 2014 года) установлено, что Н.А. Алексеев проводил в общественном месте - у здания детской библиотеки одиночный пикет с целью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившейся в демонстрации плакатов с текстами "Гей-пропаганды не существует" и "Геями не становятся, геями рождаются!". Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, Н.А. Алексеев не оспаривал, но при этом утверждал, что его действия не являлись пропагандой, а были направлены на распространение объективной информации, которая не может нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Однако его доводы судом были отклонены как противоречащие материалам дела.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова"1.1. Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского судебного района города Архангельска от 3 декабря 2013 года (оставлено без изменения решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 января 2014 года) установлено, что Н.А. Алексеев проводил в общественном месте - у здания детской библиотеки одиночный пикет с целью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившейся в демонстрации плакатов с текстами "Гей-пропаганды не существует" и "Геями не становятся, геями рождаются!". Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, Н.А. Алексеев не оспаривал, но при этом утверждал, что его действия не являлись пропагандой, а были направлены на распространение объективной информации, которая не может нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Однако его доводы судом были отклонены как противоречащие материалам дела.
Статья: "Ювенильный протест" и конституционная законность
(Крусс В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Ценностная установка неолиберализма исключает признание того, что любой незаконный протест - будучи заведомо "не считываемым" в аспекте цели публичной охраны правопорядка - чреват имманентными рисками перерастания в акцию деструктивного, разрушительного характера. Причем как в его запланированном, так и в непредвиденном организаторами сценарии. В первом случае вовлечение несовершеннолетних приобретает преступный характер. Однако государство обязано заботиться о ценности правопорядка и в перспективе спонтанного "перерождения" мирной акции. Сверх того, Конституция РФ требует публично-властного противодействия по отношению к таким легальным формам мирных протестов, которые являются актами злоупотреблений правом - "размытых" по составу неконституционных деяний (коллективные арт-пикеты, креативные политические перформансы, "живые" инсталляции и т.п.), особенно притягательных для "утомленных цифровым контентом" детей разного возраста.
(Крусс В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Ценностная установка неолиберализма исключает признание того, что любой незаконный протест - будучи заведомо "не считываемым" в аспекте цели публичной охраны правопорядка - чреват имманентными рисками перерастания в акцию деструктивного, разрушительного характера. Причем как в его запланированном, так и в непредвиденном организаторами сценарии. В первом случае вовлечение несовершеннолетних приобретает преступный характер. Однако государство обязано заботиться о ценности правопорядка и в перспективе спонтанного "перерождения" мирной акции. Сверх того, Конституция РФ требует публично-властного противодействия по отношению к таким легальным формам мирных протестов, которые являются актами злоупотреблений правом - "размытых" по составу неконституционных деяний (коллективные арт-пикеты, креативные политические перформансы, "живые" инсталляции и т.п.), особенно притягательных для "утомленных цифровым контентом" детей разного возраста.
Статья: Основные подходы к определению видов административных наказаний, применяемых к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: отечественный и зарубежный опыт
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В диспозиции ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь <8> предусмотрена административная ответственность за "...вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка". Санкция за нарушение этой нормы предусматривает наложение штрафа в вариативном размере "...от пяти до тридцати базовых величин" (от 4,2 тыс. руб. до 27 тыс. руб. на 01.01.2022).
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В диспозиции ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь <8> предусмотрена административная ответственность за "...вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка". Санкция за нарушение этой нормы предусматривает наложение штрафа в вариативном размере "...от пяти до тридцати базовых величин" (от 4,2 тыс. руб. до 27 тыс. руб. на 01.01.2022).
Статья: Институт административной преюдиции в уголовном законодательстве Российской Федерации. Проблемные вопросы применения ст. 5.35.1 КоАП РФ, ст. 157 УК РФ и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Северин Ф.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Однако в последнее время наметилась тенденция введения в УК РФ новых по своей структуре составов преступлений с административной преюдицией. Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" установлена уголовная ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. В июле 2011 г. действующий уголовный закон дополнен еще одним составом с административной преюдицией, предусматривающим ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенную неоднократно (ст. 151.1 УК РФ).
(Северин Ф.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Однако в последнее время наметилась тенденция введения в УК РФ новых по своей структуре составов преступлений с административной преюдицией. Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" установлена уголовная ответственность за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. В июле 2011 г. действующий уголовный закон дополнен еще одним составом с административной преюдицией, предусматривающим ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенную неоднократно (ст. 151.1 УК РФ).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 1 и 2 ст. 137 УК "Нарушение неприкосновенности частной жизни" предусматривают ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; специальный состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 137 УК, устанавливает ответственность за незаконное распространение информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия;
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ч. 1 и 2 ст. 137 УК "Нарушение неприкосновенности частной жизни" предусматривают ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; специальный состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 137 УК, устанавливает ответственность за незаконное распространение информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия;