ПИ ГАС правосудие
Подборка наиболее важных документов по запросу ПИ ГАС правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)Не восстанавливают срок на подачу частной жалобы, если пропуск обусловлен только невозможностью своевременно подать жалобу через электронный портал ГАС "Правосудие" из-за введения ограничительных мер по COVID-19
(КонсультантПлюс, 2025)Не восстанавливают срок на подачу частной жалобы, если пропуск обусловлен только невозможностью своевременно подать жалобу через электронный портал ГАС "Правосудие" из-за введения ограничительных мер по COVID-19
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу кассационной жалобы в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Судья кассационного суда... указал, что ошибка представителя при обращении в суд через систему ГАС "Правосудие" с нарушением установленного порядка не является основанием для восстановления процессуального срока.
(КонсультантПлюс, 2025)...Судья кассационного суда... указал, что ошибка представителя при обращении в суд через систему ГАС "Правосудие" с нарушением установленного порядка не является основанием для восстановления процессуального срока.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы соблюдения процессуальных норм права при использовании ГАС "Правосудие"
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
(ред. от 31.07.2025)1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Статья: Медицинское изделие как предмет незаконного обращения, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ (статья первая)
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 8)<9> См.: Приговор Королевского городского суда Московской области от 7 октября 2024 г. по делу N 1-475/2024 // ГАС РФ "Правосудие".
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 8)<9> См.: Приговор Королевского городского суда Московской области от 7 октября 2024 г. по делу N 1-475/2024 // ГАС РФ "Правосудие".
Статья: Искусственный интеллект в правосудии: на пересечении права и технологий
(Волков К.А., Певцова И.Е., Тулиглович М.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)Современные технологии используются и в судебной деятельности. Не так давно в России была внедрена система машиночитаемых документов "Магис", она позволила автоматизировать приказное производство в мировых судах (пока еще ее используют не во всех субъектах РФ), также применяются уже ставшие всем привычными сервисы "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие", на стадии разработки находится ряд других сервисов, призванных разгрузить работу судов.
(Волков К.А., Певцова И.Е., Тулиглович М.А.)
("Российский судья", 2025, N 9)Современные технологии используются и в судебной деятельности. Не так давно в России была внедрена система машиночитаемых документов "Магис", она позволила автоматизировать приказное производство в мировых судах (пока еще ее используют не во всех субъектах РФ), также применяются уже ставшие всем привычными сервисы "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие", на стадии разработки находится ряд других сервисов, призванных разгрузить работу судов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Форма обращения - письменная или электронная; заявление в письменной форме должно быть выполнено в разборчивом виде, подписывается с указанием даты внесения подписей; обращение в электронной форме осуществляется посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет, на сегодняшний день заявления в электронной форме в суды общей юрисдикции подаются через ГАС РФ "Правосудие"; в указанных законом случаях (см. комм. к ст. 125) заявление в электронной форме должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Форма обращения - письменная или электронная; заявление в письменной форме должно быть выполнено в разборчивом виде, подписывается с указанием даты внесения подписей; обращение в электронной форме осуществляется посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет, на сегодняшний день заявления в электронной форме в суды общей юрисдикции подаются через ГАС РФ "Правосудие"; в указанных законом случаях (см. комм. к ст. 125) заявление в электронной форме должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ситуация: Как объявить гражданина РФ умершим и каковы последствия этого?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление и документы к нему можно подать на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде и (или) в уполномоченном МФЦ (последний может обеспечить в секторах пользовательского сопровождения бесплатный доступ заявителей к Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" и информирование о порядке доступа к ней) (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ; п. 26(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление и документы к нему можно подать на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде и (или) в уполномоченном МФЦ (последний может обеспечить в секторах пользовательского сопровождения бесплатный доступ заявителей к Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" и информирование о порядке доступа к ней) (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ; п. 26(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376).
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исковое заявление и документы к нему подаются в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в установленном порядке в электронном виде (через личный кабинет на Едином портале госуслуг или в ГАС "Правосудие"). Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде и (или) в уполномоченном МФЦ (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ; п. 26(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376; пп. 2.1.1 п. 2.1 Порядка, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251; пп. 2.1.1 п. 2.1 Порядка, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 N 168).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исковое заявление и документы к нему подаются в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в установленном порядке в электронном виде (через личный кабинет на Едином портале госуслуг или в ГАС "Правосудие"). Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде и (или) в уполномоченном МФЦ (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35, ч. 1 ст. 131 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ; ч. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ; п. 26(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376; пп. 2.1.1 п. 2.1 Порядка, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251; пп. 2.1.1 п. 2.1 Порядка, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 N 168).
Статья: Восстановление срока на подачу замечаний на протокол судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в электронном виде через портал ГАС "Правосудие".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в электронном виде через портал ГАС "Правосудие".
Статья: Ознакомление обвиняемого и его защитника с заключением эксперта в отечественном уголовном процессе: пробелы в праве и коллизии в практике
(Хайдаров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)<10> Постановление Октябрьского районного суда г. Саратова от 05.11.2015 N 3/10-31-244/2015 // ГАС РФ "Правосудие" (дата обращения: 10.02.2024).
(Хайдаров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)<10> Постановление Октябрьского районного суда г. Саратова от 05.11.2015 N 3/10-31-244/2015 // ГАС РФ "Правосудие" (дата обращения: 10.02.2024).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Развивающиеся в настоящее время информационные и цифровые технологии во всех сферах государственной деятельности оказывают большое влияние на внедрение этих технологий в систему административного судопроизводства. В судебной деятельности усиливается влияние цифровых технологий, функционирует федеральная система "ГАС "Правосудие", действует ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", разработан для использования сервис "Правосудие онлайн" (2024 г.), который предоставляет дистанционно возможность совершать процессуальные действия на всех стадиях и этапах административного судопроизводства. Речь идет, например, о таких возможностях электронного правосудия, как: подача в суд в дистанционном формате документов и уплаты государственной пошлины; проведение веб-конференции, обеспечивающей участие в судебном заседании (участие в судебном заседании в режиме веб-конференции); аудио- и видеопротоколирование судебного заседания (в том числе возможность автоматического преобразования устной речи в текст); внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов; формирование электронных судебных дел и электронного архива дел; получение судебного акта и его публикация в сети Интернет; обмен электронными документами; выдача исполнительного документа в формате электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Потенциал цифрового развития направлен как на обеспечение доступности правосудия, так и на решение иных задач административного судопроизводства; информационно-коммуникационные технологии гарантируют прозрачность административного правосудия и повышение его эффективности. Важнейшим направлением цифрового развития становится и электронное взаимодействие судов с органами публичной власти при рассмотрении административных дел. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в качестве одного из важнейших указан национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Применение электронного правосудия, сервиса "Онлайн-заседание" способно упрощать доступ к правосудию; при этом можно говорить и о значительной экономии ресурсов для лиц, участвующих в деле. При этом цифровая трансформация государственного и муниципального управления определена в качестве важнейшей национальной цели развития Российской Федерации. В деятельность судов планируется поэтапное внедрение искусственного интеллекта. В связи с этим ставится вопрос о цифровой доступности правосудия. Таким образом, внедрение цифровых технологий в судебную деятельность направлено на обеспечение доступа к административному правосудию. Доступ населения к правосудию непременно улучшается при применении технологий искусственного интеллекта и внедрении онлайн-систем при рассмотрении и разрешении споров. Цифровое правосудие при разрешении споров, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений, будет использоваться не только для процессуального правового взаимодействия между судом и заинтересованными лицами, но для эффективного рассмотрения и разрешения административных споров. Цифровые технологии, несомненно, будут способствовать ускорению и упрощению взаимодействия между лицами, участвующими в деле, повышению эффективности правовой защиты, улучшению качества рассмотрения дела, принятию законного, обоснованного и справедливого решения по административному делу. Использование информационных технологий расширяет границы доступности административного судопроизводства. Вместе с тем здесь необходимо решать на новых уровнях иные вопросы, связанные с техническими возможностями участия граждан в цифровом правосудии, обладая соответствующими техническими навыками, цифровой грамотностью и электронными устройствами. Доступность административного правосудия и общая открытость информации о судебной деятельности во многом зависят от масштабности внедрения в судебную систему цифровых технологий нового уровня. Вместе с тем, решая эти глобальные задачи по обеспечению доступности судебной власти и публичности судопроизводства, необходимо вовремя обнаруживать и риски цифровой открытости и информатизации судопроизводства, предотвращать случаи нарушения процессуальных прав участников судопроизводства и злоупотребления правом. Наконец, нельзя не упомянуть сложности с практическим обеспечением внедрения цифровизации в деятельность судов общей юрисдикции, рассматривающих административные дела. В процессе использования дистанционного формата проведения судебного заседания к нарушению права на доступ к правосудию могут приводить и технические дефекты (например, проблемы технической оснащенности судов, неисправность компьютерного оборудования, низкое качество интернет-соединения).
Статья: К вопросу о направлениях воздействия экстраординарных (кризисных) ситуаций на судебную систему
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)<1> Объявления о сбое в работе ГАС "Правосудие". URL: https://vk.com/oblsudkursk?w=wall-217508327_2500&ysclid=m6s5q0i4k3584616735 (дата обращения: 05.02.2025); URL: https://vk.com/oblsudkursk?w=wall217078177_190&ysclid=m6s5q0i4k3584616735 (дата обращения: 05.02.2025).
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)<1> Объявления о сбое в работе ГАС "Правосудие". URL: https://vk.com/oblsudkursk?w=wall-217508327_2500&ysclid=m6s5q0i4k3584616735 (дата обращения: 05.02.2025); URL: https://vk.com/oblsudkursk?w=wall217078177_190&ysclid=m6s5q0i4k3584616735 (дата обращения: 05.02.2025).
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Используемые судами общей юрисдикции информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая ГАС "Правосудие" <6>, Модуль АМИРС <7>; систему автоматизированного протоколирования; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты судов, не позволяют осуществлять выборку и анализ судебной информации, поиск сведений затруднен ограниченным набором инструментов и критериями поиска, не ориентирован на различных пользователей и задачи. В настоящее время информация о судебных актах и находящихся в производстве делах ориентирована исключительно на участников производства, которым известны наименования сторон и номер дела. А ключевые средства информатизации судов и судебных участков, используемые при производстве по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представленные информационными системами, обеспечивающими процессуальную деятельность, аккумулируют некоторые сведения о судебном деле, участниках и процессуальных событиях, а также тексты итоговых актов, что может быть положено в основу судебного электронного дела.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Используемые судами общей юрисдикции информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая ГАС "Правосудие" <6>, Модуль АМИРС <7>; систему автоматизированного протоколирования; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты судов, не позволяют осуществлять выборку и анализ судебной информации, поиск сведений затруднен ограниченным набором инструментов и критериями поиска, не ориентирован на различных пользователей и задачи. В настоящее время информация о судебных актах и находящихся в производстве делах ориентирована исключительно на участников производства, которым известны наименования сторон и номер дела. А ключевые средства информатизации судов и судебных участков, используемые при производстве по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представленные информационными системами, обеспечивающими процессуальную деятельность, аккумулируют некоторые сведения о судебном деле, участниках и процессуальных событиях, а также тексты итоговых актов, что может быть положено в основу судебного электронного дела.