ПФР разработал формы
Подборка наиболее важных документов по запросу ПФР разработал формы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые формы отчетности работодателей с 2023 года
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)До 2023 года работодатели сдавали отчеты по страховым взносам по следующим формам: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД, 4-ФСС. С 2023 года вместо перечисленных форм отчетности осталась всего одна - единый отчет по сотрудникам. ПФР разработал единую форму "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" <1>. Сдавать ЕФС-1 надо уже в новый Социальный фонд России.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)До 2023 года работодатели сдавали отчеты по страховым взносам по следующим формам: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД, 4-ФСС. С 2023 года вместо перечисленных форм отчетности осталась всего одна - единый отчет по сотрудникам. ПФР разработал единую форму "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" <1>. Сдавать ЕФС-1 надо уже в новый Социальный фонд России.
Статья: Общественный контроль за негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации: проблемы организации и осуществления
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В этой связи представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" отдельный раздел, посвященный организации и осуществлению общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений негосударственных пенсионных фондов в России, в котором следует указать основания, пределы, методы, формы и виды мероприятий общественного контроля, являющиеся специфическими для данной области экономики страны. Тем более что в научной и учебной литературе разработано значительное число методов, форм оценки, проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов в России [7, с. 40 - 46; 16, с. 19 - 31]. Это позволит субъектам общественного контроля своевременно организовывать и проводить его мероприятия. Как вариант, возможно закрепление в данном Федеральном законе отдельного вида организационной структуры общественного контроля, создание которой допустимо в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В этой связи представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" отдельный раздел, посвященный организации и осуществлению общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений негосударственных пенсионных фондов в России, в котором следует указать основания, пределы, методы, формы и виды мероприятий общественного контроля, являющиеся специфическими для данной области экономики страны. Тем более что в научной и учебной литературе разработано значительное число методов, форм оценки, проверки деятельности негосударственных пенсионных фондов в России [7, с. 40 - 46; 16, с. 19 - 31]. Это позволит субъектам общественного контроля своевременно организовывать и проводить его мероприятия. Как вариант, возможно закрепление в данном Федеральном законе отдельного вида организационной структуры общественного контроля, создание которой допустимо в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)7. Фонд, действующий самостоятельно или с привлечением агентов фонда, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с фондом пенсионный договор, договор долгосрочных сбережений, достоверную информацию о таких договорах, в том числе об их условиях и о рисках, связанных с их исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих негосударственные пенсионные фонды, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)7. Фонд, действующий самостоятельно или с привлечением агентов фонда, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с фондом пенсионный договор, договор долгосрочных сбережений, достоверную информацию о таких договорах, в том числе об их условиях и о рисках, связанных с их исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих негосударственные пенсионные фонды, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.
Федеральный закон от 11.06.2021 N 192-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""7. Фонд, действующий самостоятельно или с привлечением агентов фонда, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с фондом пенсионный договор, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих негосударственные пенсионные фонды, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.".
(ред. от 23.11.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""7. Фонд, действующий самостоятельно или с привлечением агентов фонда, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с фондом пенсионный договор, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих негосударственные пенсионные фонды, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.".
Статья: Альтернативы государственной пенсии как варианты повышения уровня пенсионного обеспечения в России
(Грызенкова Ю.В., Семенюк А.Г., Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)На протяжении последних десятилетий в нашей стране продолжается пенсионная реформа, направленная как на увеличение пенсий, так и на повышение личного участия в накоплении средств, изменение принципов формирования и выплат пенсий - переход от "советской" солидарности к учитывающему личный вклад принципу субсидиарности, а применительно к негосударственным пенсиям - следование принципу эквивалентности выплачиваемых пенсий сделанным на протяжении жизни накоплениям. Следствием этого стали разработка и внедрение механизмов софинансирования государством и корпорациями пенсионных накоплений, участие граждан в выборе стратегий инвестирования, поддержка деятельности негосударственных пенсионных фондов и иных форм долгосрочных сбережений.
(Грызенкова Ю.В., Семенюк А.Г., Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)На протяжении последних десятилетий в нашей стране продолжается пенсионная реформа, направленная как на увеличение пенсий, так и на повышение личного участия в накоплении средств, изменение принципов формирования и выплат пенсий - переход от "советской" солидарности к учитывающему личный вклад принципу субсидиарности, а применительно к негосударственным пенсиям - следование принципу эквивалентности выплачиваемых пенсий сделанным на протяжении жизни накоплениям. Следствием этого стали разработка и внедрение механизмов софинансирования государством и корпорациями пенсионных накоплений, участие граждан в выборе стратегий инвестирования, поддержка деятельности негосударственных пенсионных фондов и иных форм долгосрочных сбережений.
Статья: Миграция капитала как новый вызов и угрозообразующий фактор финансовой безопасности России
(Мельникова Д.А.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Во-вторых, институциональное разрешение проблемы повышения нормы накопления кроется во введении ограничений структуры портфелей активов как финансовых институтов, так и домашних хозяйств в части установления соотношения активов российских и иностранных эмитентов в пользу первых, а также в разработке соответствующих структурных финансовых продуктов. То же самое справедливо в отношении установления обязанности российских институциональных инвесторов (прежде всего пенсионных фондов) держать существенную долю своих активов в форме российских государственных облигаций, что позволит создать ресурсную базу для осуществления государственных инвестиций. Среди прочих временных барьеров для вывоза капитала за рубеж можно также указать на прямое государственное владение банками и финансовыми институтами или существенное вмешательство в управление ими, а также установление ограничений на вход в финансовый сектор.
(Мельникова Д.А.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Во-вторых, институциональное разрешение проблемы повышения нормы накопления кроется во введении ограничений структуры портфелей активов как финансовых институтов, так и домашних хозяйств в части установления соотношения активов российских и иностранных эмитентов в пользу первых, а также в разработке соответствующих структурных финансовых продуктов. То же самое справедливо в отношении установления обязанности российских институциональных инвесторов (прежде всего пенсионных фондов) держать существенную долю своих активов в форме российских государственных облигаций, что позволит создать ресурсную базу для осуществления государственных инвестиций. Среди прочих временных барьеров для вывоза капитала за рубеж можно также указать на прямое государственное владение банками и финансовыми институтами или существенное вмешательство в управление ими, а также установление ограничений на вход в финансовый сектор.
Статья: Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Предваряя рассмотрение локальных актов в качестве источников права социального обеспечения, отметим, что локальный уровень нормативного регулирования социально-трудовых отношений представлен коллективными договорами и локальными нормативными актами. При этом "сфера коллективно-договорного и локального регулирования в основном совпадает, а выбор формы правового регулирования по большому счету зависит от наличия и активности представителей работников" <6>. Несмотря на то что и коллективные договоры, и локальные акты могут регулировать аналогичные отношения в лоне отдельной организации (например, в соответствии с ч. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионная программа работодателя разрабатывается и утверждается в порядке, установленном для заключения коллективного договора, а при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)), т.е. содержательно могут совпадать и отличаться лишь по форме и, соответственно, порядку принятия (заключения), исследователи демонстрируют разнообразие точек зрения по этому вопросу.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Предваряя рассмотрение локальных актов в качестве источников права социального обеспечения, отметим, что локальный уровень нормативного регулирования социально-трудовых отношений представлен коллективными договорами и локальными нормативными актами. При этом "сфера коллективно-договорного и локального регулирования в основном совпадает, а выбор формы правового регулирования по большому счету зависит от наличия и активности представителей работников" <6>. Несмотря на то что и коллективные договоры, и локальные акты могут регулировать аналогичные отношения в лоне отдельной организации (например, в соответствии с ч. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионная программа работодателя разрабатывается и утверждается в порядке, установленном для заключения коллективного договора, а при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)), т.е. содержательно могут совпадать и отличаться лишь по форме и, соответственно, порядку принятия (заключения), исследователи демонстрируют разнообразие точек зрения по этому вопросу.
Статья: Публично-правовое регулирование рынка коллективного инвестирования: теоретические вопросы
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Место публично-правовых норм, регулирующих коллективные инвестиции в системе финансового права. Как уже было сказано, в отечественном законодательстве отсутствует понятие коллективного инвестирования, не выработаны общие принципы и подходы к его регулированию. Однако существуют и активно применяются законы и подзаконные нормативные акты в отношении отдельных форм коллективного инвестирования: инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Общим законом, закрепляющим основы регулирования и контроля этими фондами, выступает Закон о Банке России.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Место публично-правовых норм, регулирующих коллективные инвестиции в системе финансового права. Как уже было сказано, в отечественном законодательстве отсутствует понятие коллективного инвестирования, не выработаны общие принципы и подходы к его регулированию. Однако существуют и активно применяются законы и подзаконные нормативные акты в отношении отдельных форм коллективного инвестирования: инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Общим законом, закрепляющим основы регулирования и контроля этими фондами, выступает Закон о Банке России.
Последние изменения: Особенности трудовых отношений с инвалидами
(КонсультантПлюс, 2025)По сравнению с предыдущими Порядком и формой ИПРА инвалида изменения носят технический характер, в частности, ПФР изменили на СФР, примечания в форме ИПРА переформулировали и перенесли в Порядок разработки и реализации ИПРА, форма ИПРА инвалида, по существу, аналогична ранее действующей.
(КонсультантПлюс, 2025)По сравнению с предыдущими Порядком и формой ИПРА инвалида изменения носят технический характер, в частности, ПФР изменили на СФР, примечания в форме ИПРА переформулировали и перенесли в Порядок разработки и реализации ИПРА, форма ИПРА инвалида, по существу, аналогична ранее действующей.
Статья: Заключение суда ЕАЭС по делу о лизинге: новые аспекты консультативной юрисдикции
(Кадышева О.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Причина, по которой Россия попросила разъяснений от Суда ЕАЭС, заключалась в возникновении предконфликтной ситуации, связанной с тем, что ЕЭК дала отрицательное заключение на разработанные по поручению Правительства РФ Министерством финансов РФ и Центральным банком России поправки к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)". Изменения касались реформирования правового регулирования деятельности лизинговых компаний, которое предусматривало, что лизинговые компании всех форм собственности будут обязаны сдавать дополнительные виды финансовой отчетности в ЦБ РФ, соблюдать его требования о достаточности собственного капитала и иные финансовые нормативы, присущие организациям финансового рынка (банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам и т.п.). В ЕЭК усмотрели в такой модернизации правового регулирования деятельности лизинговых компаний нарушение положений Договора о ЕАЭС, предусматривающих стремление государств-членов к созданию единого рынка товаров и услуг на территории Евразийского союза, в том числе в сфере лизинга. По мнению ЕЭК, это создаст дополнительные барьеры и ухудшит условия ведения лизингового бизнеса на территории ЕАЭС, что не соответствует обязательствам государств - членов ЕАЭС по Договору о ЕАЭС <12>.
(Кадышева О.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Причина, по которой Россия попросила разъяснений от Суда ЕАЭС, заключалась в возникновении предконфликтной ситуации, связанной с тем, что ЕЭК дала отрицательное заключение на разработанные по поручению Правительства РФ Министерством финансов РФ и Центральным банком России поправки к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)". Изменения касались реформирования правового регулирования деятельности лизинговых компаний, которое предусматривало, что лизинговые компании всех форм собственности будут обязаны сдавать дополнительные виды финансовой отчетности в ЦБ РФ, соблюдать его требования о достаточности собственного капитала и иные финансовые нормативы, присущие организациям финансового рынка (банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам и т.п.). В ЕЭК усмотрели в такой модернизации правового регулирования деятельности лизинговых компаний нарушение положений Договора о ЕАЭС, предусматривающих стремление государств-членов к созданию единого рынка товаров и услуг на территории Евразийского союза, в том числе в сфере лизинга. По мнению ЕЭК, это создаст дополнительные барьеры и ухудшит условия ведения лизингового бизнеса на территории ЕАЭС, что не соответствует обязательствам государств - членов ЕАЭС по Договору о ЕАЭС <12>.
Статья: Электронные подписи и машиночитаемые доверенности
(Андреев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Другие ведомства тоже могут устанавливать собственные форматы МЧД (см., например, Приказ Минцифры России от 18.08.2021 N 857, который перечисляет состав реквизитов, включенных в МЧД, они должны присутствовать в XML-файле, в данном случае не важно, кто и в каком конкретно виде эту доверенность формирует). Еще раз повторимся, что каждое ведомство устанавливает также свой классификатор полномочий. Например, ФСС России, который теперь слился с ПФР, разработал ресурс https://lk.fss.ru/mchd.html (см. рисунок 2), где есть и классификатор полномочий, и требования к XML-доверенности, и XSD-файл, конвертирующий XML-доверенности в человеко-читаемую форму.
(Андреев В.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 8)Другие ведомства тоже могут устанавливать собственные форматы МЧД (см., например, Приказ Минцифры России от 18.08.2021 N 857, который перечисляет состав реквизитов, включенных в МЧД, они должны присутствовать в XML-файле, в данном случае не важно, кто и в каком конкретно виде эту доверенность формирует). Еще раз повторимся, что каждое ведомство устанавливает также свой классификатор полномочий. Например, ФСС России, который теперь слился с ПФР, разработал ресурс https://lk.fss.ru/mchd.html (см. рисунок 2), где есть и классификатор полномочий, и требования к XML-доверенности, и XSD-файл, конвертирующий XML-доверенности в человеко-читаемую форму.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Подобная схема позволит автоматизировать назначение пенсий для большинства россиян - решение о назначении страховой пенсии по старости в автоматическом режиме принимается без участия специалиста ПФР в срок не более трех часов с момента регистрации заявления.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Подобная схема позволит автоматизировать назначение пенсий для большинства россиян - решение о назначении страховой пенсии по старости в автоматическом режиме принимается без участия специалиста ПФР в срок не более трех часов с момента регистрации заявления.
Вопрос: О представлении формы СЗВ-ТД в случае временного перевода работника к другому работодателю, а также приостановления и возобновления действия трудового договора с работником, участвовавшим в СВО.
(Письмо СФР от 19.04.2023 N 19-02/46271л)Одновременно сообщаем, Федеральным законом от 7 октября 2022 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ в части представления страхователем сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД в случае приостановления и возобновления действия трудового договора с работником.
(Письмо СФР от 19.04.2023 N 19-02/46271л)Одновременно сообщаем, Федеральным законом от 7 октября 2022 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ в части представления страхователем сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД в случае приостановления и возобновления действия трудового договора с работником.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- взимание в бюджет ПФР обязательных платежей в форме страховых взносов (ФНС России);
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- взимание в бюджет ПФР обязательных платежей в форме страховых взносов (ФНС России);