Первое чтение
Подборка наиболее важных документов по запросу Первое чтение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.
(ред. от 13.05.2025)
"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.
Статья: Квалификация "опасного вождения": от нарушений Правил дорожного движения до преступлений, совершаемых из хулиганских побуждений
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)1 октября 2024 года в первом чтении был принят очередной законопроект о введении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьи 12.38, предусматривающей административную ответственность за опасное вождение. Наказание за него предлагается установить в виде административного штрафа в пределах от трех до пяти тысяч рублей, а за повторное совершение - лишение права управления ТС [3]. При этом перед вторым чтением планируется пересмотреть и уточнить определение опасного вождения.
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)1 октября 2024 года в первом чтении был принят очередной законопроект о введении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьи 12.38, предусматривающей административную ответственность за опасное вождение. Наказание за него предлагается установить в виде административного штрафа в пределах от трех до пяти тысяч рублей, а за повторное совершение - лишение права управления ТС [3]. При этом перед вторым чтением планируется пересмотреть и уточнить определение опасного вождения.
Статья: Подведомственность споров по облигациям, или Дело о неиспользованной третейской оговорке
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)13 февраля 2019 г. в Государственной Думе РФ при обсуждении проекта федерального закона N 596417-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц" в первом чтении в докладе официального представителя Правительства РФ - заместителя министра юстиции РФ Д.В. Новака было отмечено, что "законопроект направлен на совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, унифицирует рассмотрение этих дел, вводя в Гражданский процессуальный кодекс механизм защиты прав и законных интересов группы лиц, аналогичный механизму, уже существующему в Арбитражном процессуальном кодексе (глава 28.2). Если ранее такой механизм был доступен при экономических спорах только для организаций и индивидуальных предпринимателей, то теперь такой же механизм предлагается сделать доступным и для граждан".
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)13 февраля 2019 г. в Государственной Думе РФ при обсуждении проекта федерального закона N 596417-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц" в первом чтении в докладе официального представителя Правительства РФ - заместителя министра юстиции РФ Д.В. Новака было отмечено, что "законопроект направлен на совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, унифицирует рассмотрение этих дел, вводя в Гражданский процессуальный кодекс механизм защиты прав и законных интересов группы лиц, аналогичный механизму, уже существующему в Арбитражном процессуальном кодексе (глава 28.2). Если ранее такой механизм был доступен при экономических спорах только для организаций и индивидуальных предпринимателей, то теперь такой же механизм предлагается сделать доступным и для граждан".
Статья: Правила подтверждения вида деятельности хотят изменить
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Госдума 21 сентября 2023 г. в первом чтении приняла правительственный законопроект N 406676-8 с изменениями в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Вступление поправок в силу планируется с 1 сентября 2024 г.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Госдума 21 сентября 2023 г. в первом чтении приняла правительственный законопроект N 406676-8 с изменениями в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Вступление поправок в силу планируется с 1 сентября 2024 г.
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)В концепции первого чтения проект Федерального закона, провозгласив принцип "привязки к населению", предусматривал обязательный переход всех субъектов Российской Федерации на одноуровневую систему организации местного самоуправления в целях устранения дублирования функций, оптимизации бюджетных расходов и укрепления финансовых основ.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)В концепции первого чтения проект Федерального закона, провозгласив принцип "привязки к населению", предусматривал обязательный переход всех субъектов Российской Федерации на одноуровневую систему организации местного самоуправления в целях устранения дублирования функций, оптимизации бюджетных расходов и укрепления финансовых основ.
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Что касается Московской областной Думы, то она приняла в первом чтении законопроект, вносящий аналогичные изменения в Кодекс Московской области об административных правонарушениях [23] (нужно иметь в виду, что упомянутая аттестация была введена в Москве и Московской области с 1 марта 2025 года) [24].
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Что касается Московской областной Думы, то она приняла в первом чтении законопроект, вносящий аналогичные изменения в Кодекс Московской области об административных правонарушениях [23] (нужно иметь в виду, что упомянутая аттестация была введена в Москве и Московской области с 1 марта 2025 года) [24].
Статья: Защита интеллектуальных прав работников науки. Проблемы и практика применения
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Государственная Дума России в 2023 г. приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий упрощение процедур регистрации служебных изобретений. Если закон будет окончательно принят, это значительно облегчит жизнь научным работникам, так как сократится количество бюрократических процедур, а сроки регистрации будут уменьшены <7>.
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Государственная Дума России в 2023 г. приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий упрощение процедур регистрации служебных изобретений. Если закон будет окончательно принят, это значительно облегчит жизнь научным работникам, так как сократится количество бюрократических процедур, а сроки регистрации будут уменьшены <7>.
Статья: Дни великих воинских побед в правовом пространстве России
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В июне 2024 г. в Государственную Думу был внесен новый законопроект - N 656355-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", направленный, в частности, на устранение "имеющихся противоречий в датировке исторических событий до 1918 г., связанных с переходом с юлианского на григорианский календарь" <21>, рассмотрение которого в первом чтении было перенесено на неопределенный срок.
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В июне 2024 г. в Государственную Думу был внесен новый законопроект - N 656355-8 "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", направленный, в частности, на устранение "имеющихся противоречий в датировке исторических событий до 1918 г., связанных с переходом с юлианского на григорианский календарь" <21>, рассмотрение которого в первом чтении было перенесено на неопределенный срок.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ 1 апреля 2025 г. в первом чтении изменения п. 15 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" радикально меняли подход к голосованию бумажными бюллетенями при электронном голосовании, допуская его только по решению избирательной комиссии. В качестве доказательства того, что якобы изменения настолько прогрессивны, что отменяют длящийся с 2005 г. запрет на использование бумажных бюллетеней при электронном голосовании, который установлен п. 15 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", использовалось первое предложение этого пункта в действовавшей до 23 мая 2025 г. редакции: "При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование". В действительности же приведенная норма не содержала запрета на голосование с использованием бюллетеней на бумажном носителе. Она появилась в избирательном Законе в 2005 г. для придания электронному голосованию такого же юридического значения, как и голосованию бумажными бюллетенями, получить которые была обязана каждая участковая избирательная комиссия (очень большая по содержанию ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" посвящена избирательному бюллетеню, включая количество и сроки передачи их в участковые комиссии), а избирателю не надо было писать никаких заявлений для получения бумажного бюллетеня на избирательном участке. С 2005 г. и до голосования на выборах депутатов Московской городской думы в сентябре 2024 г. под электронным голосованием понималось безбумажное голосование с применением комплексов для электронного голосования (КЭГ), информация с которых могла попадать только в бумажный протокол об итогах голосования на одном участке. Такое голосование носило экспериментальный характер и применялось весьма локально (в действовавшей до конца 2012 г. редакции этого пункта оно могло охватывать не более 1% избирательных участков на территории выборов). Было изготовлено и применялось в разных местах несколько сотен КЭГ. Избиратель вместо бумажного бюллетеня получал в участковой избирательной комиссии персональный код на бумажном носителе, с помощью которого он инициировал работу КЭГ. Избирательный бюллетень появлялся на экране машины для голосования, избиратель выбирал вариант для голосования и делал электронную отметку, т.е. заполнял бюллетень, а вторым кликом завершал акт волеизъявления, подтверждая сделанный выбор. Исключалось повторное использование этим или другим избирателем персонального кода. Волеизъявление каждого человека без привязки к его персоне фиксировалось на бумажной ленте. Однако уже на президентских выборах 2012 г. КЭГ не применялись.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ 1 апреля 2025 г. в первом чтении изменения п. 15 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" радикально меняли подход к голосованию бумажными бюллетенями при электронном голосовании, допуская его только по решению избирательной комиссии. В качестве доказательства того, что якобы изменения настолько прогрессивны, что отменяют длящийся с 2005 г. запрет на использование бумажных бюллетеней при электронном голосовании, который установлен п. 15 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", использовалось первое предложение этого пункта в действовавшей до 23 мая 2025 г. редакции: "При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование". В действительности же приведенная норма не содержала запрета на голосование с использованием бюллетеней на бумажном носителе. Она появилась в избирательном Законе в 2005 г. для придания электронному голосованию такого же юридического значения, как и голосованию бумажными бюллетенями, получить которые была обязана каждая участковая избирательная комиссия (очень большая по содержанию ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" посвящена избирательному бюллетеню, включая количество и сроки передачи их в участковые комиссии), а избирателю не надо было писать никаких заявлений для получения бумажного бюллетеня на избирательном участке. С 2005 г. и до голосования на выборах депутатов Московской городской думы в сентябре 2024 г. под электронным голосованием понималось безбумажное голосование с применением комплексов для электронного голосования (КЭГ), информация с которых могла попадать только в бумажный протокол об итогах голосования на одном участке. Такое голосование носило экспериментальный характер и применялось весьма локально (в действовавшей до конца 2012 г. редакции этого пункта оно могло охватывать не более 1% избирательных участков на территории выборов). Было изготовлено и применялось в разных местах несколько сотен КЭГ. Избиратель вместо бумажного бюллетеня получал в участковой избирательной комиссии персональный код на бумажном носителе, с помощью которого он инициировал работу КЭГ. Избирательный бюллетень появлялся на экране машины для голосования, избиратель выбирал вариант для голосования и делал электронную отметку, т.е. заполнял бюллетень, а вторым кликом завершал акт волеизъявления, подтверждая сделанный выбор. Исключалось повторное использование этим или другим избирателем персонального кода. Волеизъявление каждого человека без привязки к его персоне фиксировалось на бумажной ленте. Однако уже на президентских выборах 2012 г. КЭГ не применялись.
Информация: Представлен порядок пилота по оценке оборотов по счетам для единого пособия
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)На общественное обсуждение представлен проект постановления, регламентирующий порядок эксперимента по оценке объемов оборотов по счетам при проведении комплексной оценки нуждаемости для назначения единого пособия. Проект постановления разработан в соответствии с принятым в первом чтении бюджетным пакетом, который предусматривает проведение такого эксперимента в 2026 году.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)На общественное обсуждение представлен проект постановления, регламентирующий порядок эксперимента по оценке объемов оборотов по счетам при проведении комплексной оценки нуждаемости для назначения единого пособия. Проект постановления разработан в соответствии с принятым в первом чтении бюджетным пакетом, который предусматривает проведение такого эксперимента в 2026 году.
Статья: Законопроект о выписках ФНС: помощь в проверке контрагентов или новые риски для бизнеса?
(Галияхметов Р.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект N 909036-8 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". Речь идет о том, что Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) планируют наделить полномочиями анализировать данные о юридических лицах и формировать официальные выписки с результатами проверки. Что ожидает бизнес при внесении этих изменений, попробуем разобраться.
(Галияхметов Р.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 22)Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект N 909036-8 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". Речь идет о том, что Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) планируют наделить полномочиями анализировать данные о юридических лицах и формировать официальные выписки с результатами проверки. Что ожидает бизнес при внесении этих изменений, попробуем разобраться.