Первичные меры пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Первичные меры пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа является вопросом местного значения городского округа... уполномоченные органы федерального пожарного надзора вправе осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере соблюдения мер противопожарной безопасности и принимать предусмотренные действующим законодательством меры по его результатам, то есть выдавать предписания по устранению выявленных нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)...принимая во внимание, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа является вопросом местного значения городского округа... уполномоченные органы федерального пожарного надзора вправе осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в сфере соблюдения мер противопожарной безопасности и принимать предусмотренные действующим законодательством меры по его результатам, то есть выдавать предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обеспечить пожарную безопасность на предприятии (в организации)
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какие требования по обеспечению пожарной безопасности следует выполнить в первую очередь
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какие требования по обеспечению пожарной безопасности следует выполнить в первую очередь
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
Статья: Постоянно действующий орган управления муниципального образования в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: задачи, функции, полномочия
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования;
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
Статья: Местное сообщество: сущность понятия и роль в осуществлении местного самоуправления
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Под территориальным коллективом муниципалитета мы понимаем совокупность жителей данного публично-правового образования вне зависимости от факта регистрации по месту жительства в границах его территории, а также иных лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения данного муниципалитета. Интерес в решении вопросов местного значения при этом презюмируется фактом проживания на территории муниципалитета, ведения на данной территории хозяйственной деятельности и т.д. Иными словами, такой интерес, как отмечает Р.В. Бабун, "существует объективно, независимо от того, насколько осознают это люди" <14>. Так, например, некоторые индивиды могут не осознавать того, что они заинтересованы в организации охраны общественного порядка, обеспечении первичных мер пожарной безопасности или создании условий для организации транспортных услуг.
(Хлуднев Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Под территориальным коллективом муниципалитета мы понимаем совокупность жителей данного публично-правового образования вне зависимости от факта регистрации по месту жительства в границах его территории, а также иных лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения данного муниципалитета. Интерес в решении вопросов местного значения при этом презюмируется фактом проживания на территории муниципалитета, ведения на данной территории хозяйственной деятельности и т.д. Иными словами, такой интерес, как отмечает Р.В. Бабун, "существует объективно, независимо от того, насколько осознают это люди" <14>. Так, например, некоторые индивиды могут не осознавать того, что они заинтересованы в организации охраны общественного порядка, обеспечении первичных мер пожарной безопасности или создании условий для организации транспортных услуг.
Статья: Проверочные листы, применяемые при осуществлении государственного контроля (надзора): организационно-правовой анализ
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Так, к примеру, после засушливого лета 2010 г. и огромного количества природных пожаров в 2011 г. по поручению Президента Российской Федерации весной были организованы внеплановые проверки органов местного самоуправления по вопросам реализации первичных мер пожарной безопасности на территории всех российских муниципалитетов. Аналогичные внеплановые проверки, только в отношении муниципалитетов, граничащих с лесными насаждениями, проводились и в последующие годы. После трагедии в торговом центре "Зимняя вишня" были проведены проверки по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в торговых центрах по всей России.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Так, к примеру, после засушливого лета 2010 г. и огромного количества природных пожаров в 2011 г. по поручению Президента Российской Федерации весной были организованы внеплановые проверки органов местного самоуправления по вопросам реализации первичных мер пожарной безопасности на территории всех российских муниципалитетов. Аналогичные внеплановые проверки, только в отношении муниципалитетов, граничащих с лесными насаждениями, проводились и в последующие годы. После трагедии в торговом центре "Зимняя вишня" были проведены проверки по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в торговых центрах по всей России.
Статья: Тушение пожаров в населенных пунктах: административно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<11> Евдокимов А.С., Надежкина Г.П. Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы // Современное право. 2020. N 4. С. 59 - 66.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<11> Евдокимов А.С., Надежкина Г.П. Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы // Современное право. 2020. N 4. С. 59 - 66.
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, а в рамках выполнения задач ГО - организация борьбы с пожарами в условиях военного конфликта и ЧС в интересах спасения людей, сохранения жилого фонда и обеспечения устойчивости функционирования организаций;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, а в рамках выполнения задач ГО - организация борьбы с пожарами в условиях военного конфликта и ЧС в интересах спасения людей, сохранения жилого фонда и обеспечения устойчивости функционирования организаций;
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)1) исключительные, характерные только для того или иного муниципального образования (к таковым для муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, а для поселений - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения);
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)1) исключительные, характерные только для того или иного муниципального образования (к таковым для муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, а для поселений - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения);
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Тем не менее в иных сферах деятельности органов местного самоуправления мы продолжаем фиксировать негативные тенденции. Например, в спорах о бремени содержания гидротехнических сооружений суды хотя признают, что это задача государственной власти, но из-за нечетких формулировок в законах обязывают решать проблему местные власти. Е.С. Шугрина назвала это принципом "самый слабый получает все" <6> - суды в спорах с местными властями часто перекладывают на них обязанности, даже если закон не ясно определяет, кто за что отвечает и кто должен платить. То же происходит и в других случаях: с пожарной безопасностью, выделением земли многодетным семьям, адаптацией жилья для инвалидов и т.д. Анализ судебных решений показывает - если закон "размыт", нагрузка ложится на муниципалитеты, что можно наблюдать по широкому кругу вопросов: от уже приведенных вопросов эксплуатации гидротехнических сооружений и до вопросов, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности <7>, обеспечением земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям <8>, вопросов приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов <9>.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Тем не менее в иных сферах деятельности органов местного самоуправления мы продолжаем фиксировать негативные тенденции. Например, в спорах о бремени содержания гидротехнических сооружений суды хотя признают, что это задача государственной власти, но из-за нечетких формулировок в законах обязывают решать проблему местные власти. Е.С. Шугрина назвала это принципом "самый слабый получает все" <6> - суды в спорах с местными властями часто перекладывают на них обязанности, даже если закон не ясно определяет, кто за что отвечает и кто должен платить. То же происходит и в других случаях: с пожарной безопасностью, выделением земли многодетным семьям, адаптацией жилья для инвалидов и т.д. Анализ судебных решений показывает - если закон "размыт", нагрузка ложится на муниципалитеты, что можно наблюдать по широкому кругу вопросов: от уже приведенных вопросов эксплуатации гидротехнических сооружений и до вопросов, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности <7>, обеспечением земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям <8>, вопросов приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов <9>.
Статья: О совершенствовании деятельности в области пожарной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 7)Развитие общественных отношений в сфере пожарной безопасности позволяет акцентировать внимание на том, что в Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ внесены существенные изменения. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности" от 22 декабря 2020 г N 454-ФЗ указанный правовой акт дополнен новым видом внеплановых пожарных проверок в отношении муниципалитетов. Органы государственного пожарного надзора получили право проводить внеплановые выездные проверки в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах.
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Как следует из отчета Института за 2022 г. <10>, им было оказано почти шесть тысяч различных консультаций, подготовлено 203 методических материала, среди которых типовые муниципальные правовые акты, рекомендации по судебной защите интересов муниципальных образований, организации работы административных комиссий и т.д. Проводится обучение по восьми курсам повышения квалификации, на которых рассматриваются вопросы, начиная от правотворческой деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции в муниципальных образованиях и заканчивая вопросами грамотной информационной политики и деловой русской речи. С учетом актуальных вопросов, с которыми столкнулись муниципальные образования Красноярского края после серии масштабных лесных и ландшафтных пожаров в мае 2022 г., Институтом была разработана уникальная образовательная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании" <11>. Целью данной образовательной программы стало формирование управленческих компетенций у должностных лиц муниципальных образований при разрешении вопроса местного значения, направленного на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании. В 2022 г. выпускниками курсов повышения квалификации, проводимых Институтом, стали 543 слушателя из числа должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, а также работников муниципальных учреждений Красноярского края.