Первичное звено здравоохранения
Подборка наиболее важных документов по запросу Первичное звено здравоохранения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Здравоохранение. В шестилетнем периоде будет направлено на этот сектор более триллиона рублей, как и поручал Президент. В трехлетке мы начнем и продолжим модернизацию первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Здравоохранение. В шестилетнем периоде будет направлено на этот сектор более триллиона рублей, как и поручал Президент. В трехлетке мы начнем и продолжим модернизацию первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения.
Нормативные акты
Статья: Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Выступая 30 мая 2022 г. на оперативном совещании со своими заместителями, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин отметил, что "по поручению Президента Правительство совместно с региональными властями реализует масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Задача - привести наши больницы и поликлиники в достойное состояние, чтобы там было все необходимое для обследования и лечения пациентов. Причем так должно быть по всей стране - в каждом городе и населенном пункте, даже если речь идет о совсем небольших поселках... Все это востребовано гражданами. И мы вместе с российскими субъектами продолжим работать над решением задач, которые стоят перед нашим здравоохранением, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи по всей стране" <15>.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Выступая 30 мая 2022 г. на оперативном совещании со своими заместителями, Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин отметил, что "по поручению Президента Правительство совместно с региональными властями реализует масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Задача - привести наши больницы и поликлиники в достойное состояние, чтобы там было все необходимое для обследования и лечения пациентов. Причем так должно быть по всей стране - в каждом городе и населенном пункте, даже если речь идет о совсем небольших поселках... Все это востребовано гражданами. И мы вместе с российскими субъектами продолжим работать над решением задач, которые стоят перед нашим здравоохранением, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи по всей стране" <15>.
Статья: Защита здоровья граждан как основной элемент обеспечения права на жизнь и особенности его реализации в чрезвычайных ситуациях
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Тем не менее основной субъект в обеспечении надлежащего механизма реализации права на охрану здоровья - государство. Однако сегодня нередко происходит подмена осуществления государством конституционной обязанности по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Соответствующие услуги населению предлагается получать от других различных субъектов посредством заключения с ними гражданско-правовых договоров. Поскольку в федеральном законодательстве жестко разграничены полномочия, в регионах ответственность за социальную политику и финансирование здравоохранения возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации - федеральный центр надеется заставить регионы самостоятельно решать проблемы социальной поддержки населения и охраны здоровья, изыскивая возможности финансового обеспечения. Как результат, основной объем ответственности был переложен на местное самоуправление, нагрузка пришлась на региональные бюджеты, что, в свою очередь, негативно отразилось на первичном звене здравоохранения.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Тем не менее основной субъект в обеспечении надлежащего механизма реализации права на охрану здоровья - государство. Однако сегодня нередко происходит подмена осуществления государством конституционной обязанности по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Соответствующие услуги населению предлагается получать от других различных субъектов посредством заключения с ними гражданско-правовых договоров. Поскольку в федеральном законодательстве жестко разграничены полномочия, в регионах ответственность за социальную политику и финансирование здравоохранения возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации - федеральный центр надеется заставить регионы самостоятельно решать проблемы социальной поддержки населения и охраны здоровья, изыскивая возможности финансового обеспечения. Как результат, основной объем ответственности был переложен на местное самоуправление, нагрузка пришлась на региональные бюджеты, что, в свою очередь, негативно отразилось на первичном звене здравоохранения.
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Поэтому Комитет по охране здоровья отмечает, что безопасность вакцин является приоритетом государства. Необходимо сохранение надлежащего контроля со стороны государства за качеством производства вакцин. Комитетом по охране здоровья инициирована актуализация учебных программ медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики, особенно работающих в первичном звене здравоохранения. Также приветствуется предложение ряда граждан и общественных организаций о создании единой информационной площадки в сети Интернет.
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Поэтому Комитет по охране здоровья отмечает, что безопасность вакцин является приоритетом государства. Необходимо сохранение надлежащего контроля со стороны государства за качеством производства вакцин. Комитетом по охране здоровья инициирована актуализация учебных программ медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики, особенно работающих в первичном звене здравоохранения. Также приветствуется предложение ряда граждан и общественных организаций о создании единой информационной площадки в сети Интернет.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечне общих мер по социальному развитию Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены <1> меры нормативного, прогнозного и организационного характера. Среди первых: разработка и утверждение стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям; установление для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и числа случаев медицинской эвакуации; утверждение и реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; формирование правовой основы для механизма государственной поддержки реализации корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте; установление в законодательстве Российской Федерации особенностей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне РФ; оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в Арктической зоне РФ в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации; создание федерального центра арктической медицины; совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В перечне общих мер по социальному развитию Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены <1> меры нормативного, прогнозного и организационного характера. Среди первых: разработка и утверждение стандартов оказания гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, медицинской помощи по отдельным заболеваниям; установление для медицинских организаций, их филиалов или подразделений, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отдельных нормативов численности медицинских работников и стандартов оснащения исходя из статистики заболеваемости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и числа случаев медицинской эвакуации; утверждение и реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения; формирование правовой основы для механизма государственной поддержки реализации корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте; установление в законодательстве Российской Федерации особенностей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктической зоне РФ; оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в Арктической зоне РФ в целях обеспечения доступности соответствующих услуг для населения, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации; создание федерального центра арктической медицины; совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации";
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации";
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, в первой части Послания глава государства озвучил данные демографической статистики, на основе которых предложил концептуальные направления долгосрочной государственной поддержки семьи, материнства и детства (создание объектов социальной инфраструктуры, прямые выплаты семьям с низкими доходами, дополнительные меры по программе материнского капитала, повышение доступности бесплатного высшего очного образования, модернизация первичного звена здравоохранения). Комплексный характер этих инициатив обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Исходя из этого во второй части Послания Президент России В.В. Путин выделил основные направления формирования устойчивого макроэкономического фундамента, наличие которого позволит обеспечить развитие национальной экономики в долгосрочном периоде (стимулирование инвестиций, реформа контрольно-надзорной деятельности, развитие отечественных социально значимых интернет-сервисов). Резюмируя изложенное, глава государства отметил, что потенциал конституционных норм далеко не исчерпан, но заданные высокие ориентиры социально-экономического развития требуют внесения поправок в конституционный текст. Эти поправки были названы им "обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства". Таким образом, сама концепция поправок опиралась на устоявшиеся представления о социальном государстве, обладающем внешней и внутренней устойчивостью, стабильностью социально-экономических отношений и развитой системой социальных лифтов. Признавая важность других параметров, отмеченных в президентской концепции (поддержание суверенитета, обороноспособности, многополярного мирового правопорядка), остановимся именно на социальных аспектах как наиболее близких и понятных для граждан. Наполнение принципа социального государства реальным содержанием получило справедливую оценку как одно из главных направлений реформы <12>, а его реализация в данный момент может быть признана состоявшейся.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, в первой части Послания глава государства озвучил данные демографической статистики, на основе которых предложил концептуальные направления долгосрочной государственной поддержки семьи, материнства и детства (создание объектов социальной инфраструктуры, прямые выплаты семьям с низкими доходами, дополнительные меры по программе материнского капитала, повышение доступности бесплатного высшего очного образования, модернизация первичного звена здравоохранения). Комплексный характер этих инициатив обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Исходя из этого во второй части Послания Президент России В.В. Путин выделил основные направления формирования устойчивого макроэкономического фундамента, наличие которого позволит обеспечить развитие национальной экономики в долгосрочном периоде (стимулирование инвестиций, реформа контрольно-надзорной деятельности, развитие отечественных социально значимых интернет-сервисов). Резюмируя изложенное, глава государства отметил, что потенциал конституционных норм далеко не исчерпан, но заданные высокие ориентиры социально-экономического развития требуют внесения поправок в конституционный текст. Эти поправки были названы им "обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства". Таким образом, сама концепция поправок опиралась на устоявшиеся представления о социальном государстве, обладающем внешней и внутренней устойчивостью, стабильностью социально-экономических отношений и развитой системой социальных лифтов. Признавая важность других параметров, отмеченных в президентской концепции (поддержание суверенитета, обороноспособности, многополярного мирового правопорядка), остановимся именно на социальных аспектах как наиболее близких и понятных для граждан. Наполнение принципа социального государства реальным содержанием получило справедливую оценку как одно из главных направлений реформы <12>, а его реализация в данный момент может быть признана состоявшейся.
Статья: Проблемные вопросы закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вопросы возникают и в части использования КТРУ. Например, в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения могут быть закуплены только медицинские изделия, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.12.2020 N 1379н. Проблема заключается в том, что в перечне указаны конкретные наименования и коды видов медицинских изделий, что ставит вопрос о возможности указать такие сведения в качестве характеристики объекта закупки (во избежание отказа в оплате закупленного оборудования или ответственности за нецелевой характер расходования выделенных средств).
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 1)Вопросы возникают и в части использования КТРУ. Например, в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения могут быть закуплены только медицинские изделия, включенные в перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.12.2020 N 1379н. Проблема заключается в том, что в перечне указаны конкретные наименования и коды видов медицинских изделий, что ставит вопрос о возможности указать такие сведения в качестве характеристики объекта закупки (во избежание отказа в оплате закупленного оборудования или ответственности за нецелевой характер расходования выделенных средств).
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Мы сохранили все основные государственные программы, продолжили модернизировать первичное звено здравоохранения, расселять аварийное жилье, ремонтировать и строить дороги, ликвидируем свалки и объекты накопленного экологического вреда, строим новые школы, дома культуры, библиотеки на селе и многое другое.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Мы сохранили все основные государственные программы, продолжили модернизировать первичное звено здравоохранения, расселять аварийное жилье, ремонтировать и строить дороги, ликвидируем свалки и объекты накопленного экологического вреда, строим новые школы, дома культуры, библиотеки на селе и многое другое.
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)<10> Сон И.М., Меньшикова Л.И., Флеглер Н.А., Сененко А.Ш., Руголь Л.В. Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2021. N 1. С. 53 - 63.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)<10> Сон И.М., Меньшикова Л.И., Флеглер Н.А., Сененко А.Ш., Руголь Л.В. Роль органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2021. N 1. С. 53 - 63.
Статья: Обеспечение доступности медицинской помощи как новелла конституционно-правового статуса института местного самоуправления в Российской Федерации: кадры, инфраструктура, территории
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<4> Модернизация первичного звена здравоохранения в России: предпосылки, принципы и перспективы развития. URL: https://health.bashkortostan.ru/presscenter/news/351953 (дата обращения: 27.04.2022).
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)<4> Модернизация первичного звена здравоохранения в России: предпосылки, принципы и перспективы развития. URL: https://health.bashkortostan.ru/presscenter/news/351953 (дата обращения: 27.04.2022).