Первичная доврачебная медико-санитарная помощь
Подборка наиболее важных документов по запросу Первичная доврачебная медико-санитарная помощь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании организацией первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика-юрлица, проведении предварительных и периодических медосмотров.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Примечательно, что в ранее действующем законодательстве в сфере здравоохранения первичная медико-санитарная помощь не подразделялась на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь. Не знают такой классификации международные стандарты организации охраны здоровья, в частности, положения Алма-Атинской декларации ВОЗ о первичной медико-санитарной помощи от 12 сентября 1978 г. <10>, документа, легшего в основу формирования систем здравоохранения стран, в которых здоровье человека признается в качестве основного права человека, а достижение его возможного допустимого высшего уровня составляет важнейшую социальную задачу для государства <11>. Безусловно, если обратиться к теории организации здравоохранения, то можно сформулировать достаточно точное и ясное представление о первичной медико-санитарной помощи. Поскольку это зона первого контакта населения со службами здравоохранения <12>, то она может быть доврачебной, поскольку оказывается фельдшерами, медицинскими сестрами, акушерками и другими средними медицинскими работниками, либо врачебной, оказываемой участковыми врачами и включающей в себя, прежде всего, первичную заботу о здоровье, а не только прием заболевших врачом этого звена. Но никак не специализированной первичной медико-санитарной, поскольку в принципе вся помощь подразделяется на первичную медико-санитарную и специализированную. С юридической точки зрения действующее законодательное регулирование данного вида медицинской помощи создает довольно искаженное представление о первичной медико-санитарной помощи. Причем не только законодательные несовершенства, но и сама практика диктует иные условия. Наблюдается низкий уровень общей медицинской культуры, причем как со стороны пациентов, стремящихся за медицинской помощью только лишь в случаях надобности, так и со стороны медицинских работников, которые вовсе не заинтересованы в оказании профилактической помощи и санитарном просвещении населения. Убеждаясь на собственном примере, могу сказать, что отсутствует коммуникация между врачом и пациентом, за исключением пациентов III группы здоровья, то есть с имеющимися хроническими заболеваниями. А ведь в основу организации оказания медицинской помощи в целом согласно ст. 6 Закона N 323-ФЗ положен принцип приоритета интересов пациента.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Примечательно, что в ранее действующем законодательстве в сфере здравоохранения первичная медико-санитарная помощь не подразделялась на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь. Не знают такой классификации международные стандарты организации охраны здоровья, в частности, положения Алма-Атинской декларации ВОЗ о первичной медико-санитарной помощи от 12 сентября 1978 г. <10>, документа, легшего в основу формирования систем здравоохранения стран, в которых здоровье человека признается в качестве основного права человека, а достижение его возможного допустимого высшего уровня составляет важнейшую социальную задачу для государства <11>. Безусловно, если обратиться к теории организации здравоохранения, то можно сформулировать достаточно точное и ясное представление о первичной медико-санитарной помощи. Поскольку это зона первого контакта населения со службами здравоохранения <12>, то она может быть доврачебной, поскольку оказывается фельдшерами, медицинскими сестрами, акушерками и другими средними медицинскими работниками, либо врачебной, оказываемой участковыми врачами и включающей в себя, прежде всего, первичную заботу о здоровье, а не только прием заболевших врачом этого звена. Но никак не специализированной первичной медико-санитарной, поскольку в принципе вся помощь подразделяется на первичную медико-санитарную и специализированную. С юридической точки зрения действующее законодательное регулирование данного вида медицинской помощи создает довольно искаженное представление о первичной медико-санитарной помощи. Причем не только законодательные несовершенства, но и сама практика диктует иные условия. Наблюдается низкий уровень общей медицинской культуры, причем как со стороны пациентов, стремящихся за медицинской помощью только лишь в случаях надобности, так и со стороны медицинских работников, которые вовсе не заинтересованы в оказании профилактической помощи и санитарном просвещении населения. Убеждаясь на собственном примере, могу сказать, что отсутствует коммуникация между врачом и пациентом, за исключением пациентов III группы здоровья, то есть с имеющимися хроническими заболеваниями. А ведь в основу организации оказания медицинской помощи в целом согласно ст. 6 Закона N 323-ФЗ положен принцип приоритета интересов пациента.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Первичная медико-санитарная помощь подразделяется на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Первичная медико-санитарная помощь подразделяется на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")309. Дежурный фельдшер по медицинскому пункту назначается из числа медицинских специалистов полка со средним медицинским образованием и отвечает за внутренний порядок в медицинском пункте, а в отсутствие врача - за оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах. Он подчиняется дежурному по полку, его помощнику и начальнику медицинского пункта полка. Ему подчиняются дневальные по медицинскому пункту.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")309. Дежурный фельдшер по медицинскому пункту назначается из числа медицинских специалистов полка со средним медицинским образованием и отвечает за внутренний порядок в медицинском пункте, а в отсутствие врача - за оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах. Он подчиняется дежурному по полку, его помощнику и начальнику медицинского пункта полка. Ему подчиняются дневальные по медицинскому пункту.
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Для медицинской деятельности критерии риска установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности <5>. В частности, в качестве критериев выбраны виды работ и услуг, указанные в лицензии на медицинскую деятельность: чем их суммарно больше, тем выше категория риска, которая присваивается медицинской организации. Примечательно, что если одна медицинская организация имеет лицензию, например, только на медицинский массаж (в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях), а другая организация имеет лицензию только на трансплантацию органов и тканей (в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях), то обе организации будут относиться к низкой категории риска. Иначе говоря, с точки зрения вероятности наступления негативных событий медицинский массаж и пересадка органов формально приравнены к одной низкой категории риска.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Для медицинской деятельности критерии риска установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности <5>. В частности, в качестве критериев выбраны виды работ и услуг, указанные в лицензии на медицинскую деятельность: чем их суммарно больше, тем выше категория риска, которая присваивается медицинской организации. Примечательно, что если одна медицинская организация имеет лицензию, например, только на медицинский массаж (в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях), а другая организация имеет лицензию только на трансплантацию органов и тканей (в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях), то обе организации будут относиться к низкой категории риска. Иначе говоря, с точки зрения вероятности наступления негативных событий медицинский массаж и пересадка органов формально приравнены к одной низкой категории риска.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Согласно ч. 3 первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Согласно ч. 3 первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Ситуация: Какая бесплатная медицинская помощь предоставляется беременным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Таким образом, можно говорить, что итогом реформы стала передача полномочий местного самоуправления по организации и оказанию доврачебной и врачебной, особенно первичной медико-санитарной помощи, на уровень субъекта <5>. Таким образом, муниципальные медицинские организации практически исчезли. Согласно статистическим данным, в России в 2022 г. было зарегистрировано всего 12 больничных организаций, находящихся в муниципальной собственности. Тем не менее говорить о переходе страны на двухуровневую систему здравоохранения было бы неверно и преждевременно. Несмотря на то, что деятельность органов местного самоуправления преимущественно направлена на создание условий для оказания медицинской помощи, а не на непосредственную организацию ее оказания, стоит отметить, что в 2020 г. в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности в ст. 132 получил закрепление принцип доступности медицинской помощи, а также было определено в качестве обязанности муниципальных органов власти способствовать его реализации в пределах своих полномочий. Этот факт отчасти может свидетельствовать об укреплении роли органов муниципальной власти в сфере здравоохранения. За период с 2021 по 2024 гг. наблюдается 3% рост числа медицинских организаций муниципальной формы собственности в целом по стране. Однако рост показывали лишь три федеральных округа (Южный, Северо-Кавказский, Приволжский). В остальных, напротив, наблюдается сокращение количества таких организаций при общем росте числа медицинских организаций иных форм собственности. В двух федеральных округах - Дальневосточном и Сибирском - наблюдается сокращение общего числа медицинских организаций независимо от форм собственности. Однако данная корреляция не носит существенный характер (рис. 1).
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Таким образом, можно говорить, что итогом реформы стала передача полномочий местного самоуправления по организации и оказанию доврачебной и врачебной, особенно первичной медико-санитарной помощи, на уровень субъекта <5>. Таким образом, муниципальные медицинские организации практически исчезли. Согласно статистическим данным, в России в 2022 г. было зарегистрировано всего 12 больничных организаций, находящихся в муниципальной собственности. Тем не менее говорить о переходе страны на двухуровневую систему здравоохранения было бы неверно и преждевременно. Несмотря на то, что деятельность органов местного самоуправления преимущественно направлена на создание условий для оказания медицинской помощи, а не на непосредственную организацию ее оказания, стоит отметить, что в 2020 г. в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности в ст. 132 получил закрепление принцип доступности медицинской помощи, а также было определено в качестве обязанности муниципальных органов власти способствовать его реализации в пределах своих полномочий. Этот факт отчасти может свидетельствовать об укреплении роли органов муниципальной власти в сфере здравоохранения. За период с 2021 по 2024 гг. наблюдается 3% рост числа медицинских организаций муниципальной формы собственности в целом по стране. Однако рост показывали лишь три федеральных округа (Южный, Северо-Кавказский, Приволжский). В остальных, напротив, наблюдается сокращение количества таких организаций при общем росте числа медицинских организаций иных форм собственности. В двух федеральных округах - Дальневосточном и Сибирском - наблюдается сокращение общего числа медицинских организаций независимо от форм собственности. Однако данная корреляция не носит существенный характер (рис. 1).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) оказание первичной медико-санитарной помощи. Она осуществляется как по месту обучения, так и по месту жительства или работы обучающихся в форме первичной доврачебной медико-санитарной помощи (фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками), первичной врачебной медико-санитарной помощи (врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики), первичной специализированной медико-санитарной помощи (врачами-специалистами).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) оказание первичной медико-санитарной помощи. Она осуществляется как по месту обучения, так и по месту жительства или работы обучающихся в форме первичной доврачебной медико-санитарной помощи (фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками), первичной врачебной медико-санитарной помощи (врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики), первичной специализированной медико-санитарной помощи (врачами-специалистами).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, 14 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", которым внесены изменения в перечень видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Так, в частности, из числа работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях были исключены такие виды работ (услуг), как гигиеническое воспитание, дезинфектология, операционное дело и т.д. В связи с этим выданные до 1 сентября 2021 г. лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, не позднее чем до 1 сентября 2022 г.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, 14 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", которым внесены изменения в перечень видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Так, в частности, из числа работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях были исключены такие виды работ (услуг), как гигиеническое воспитание, дезинфектология, операционное дело и т.д. В связи с этим выданные до 1 сентября 2021 г. лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, не позднее чем до 1 сентября 2022 г.
Статья: Алгоритмы медицинской помощи пациентам с незавершенным суицидом в условиях пенитенциарных учреждений
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Первичная доврачебная медико-санитарная помощь на догоспитальном этапе оказывается прибывшим на место происшествия дежурным медицинским работником филиала медико-санитарной части ФСИН России, осуществляющим свою деятельность в учреждении УИС, а также сотрудниками - очевидцами происшествия. Алгоритм доврачебной помощи включает последовательность действий:
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Первичная доврачебная медико-санитарная помощь на догоспитальном этапе оказывается прибывшим на место происшествия дежурным медицинским работником филиала медико-санитарной части ФСИН России, осуществляющим свою деятельность в учреждении УИС, а также сотрудниками - очевидцами происшествия. Алгоритм доврачебной помощи включает последовательность действий: