Персонифицированный учет омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Персонифицированный учет омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление предпринимателем в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ. Установив факт непредставления указанных сведений в срок, суд тем не менее отказал во взыскании штрафа, указав, что с 01.01.2017 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). О факте нарушения предпринимателем срока представления сведений Отделение должно было узнать на следующий день после истечения установленного срока их представления. Фактически акт о выявлении правонарушения был составлен только через два месяца, решение вынесено через четыре месяца, требование об уплате санкции выставлено через пять месяцев с момента совершения правонарушения, заявление в суд направлено через три с половиной года после истечения срока исполнения требования об уплате, следовательно, на дату направления в суд заявления срок для взыскания штрафа в судебном порядке пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить расчет по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды
(КонсультантПлюс, 2025)Количество застрахованных лиц, указываемое в графе 1 этой строки расчета по страховым взносам, должно включать лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
(КонсультантПлюс, 2025)Количество застрахованных лиц, указываемое в графе 1 этой строки расчета по страховым взносам, должно включать лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
Готовое решение: Как заполнить расчет по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Количество застрахованных лиц в расчете по страховым взносам, которое указывается в графе 1 данной строки, должно включать лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
(КонсультантПлюс, 2025)Количество застрахованных лиц в расчете по страховым взносам, которое указывается в графе 1 данной строки, должно включать лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, исполнительные органы субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, исполнительные органы субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации.
Статья: Персональные данные пациента и его законного представителя: специфика электронного предоставления в контексте применения технологий "искусственного интеллекта" в digital-медицине
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В рамках персонифицированного учета в области обязательного медицинского страхования осуществляется сбор, хранение и обработка информационной составляющей big data, относящейся к персональным данным пациента, а также к сведениям, составляющим врачебную тайну. При этом обезличивание этой информации не производится. В то же время обезличивание больших данных - основополагающий принцип их обработки, он не реализуется в рамках персонифицированного учета.
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В рамках персонифицированного учета в области обязательного медицинского страхования осуществляется сбор, хранение и обработка информационной составляющей big data, относящейся к персональным данным пациента, а также к сведениям, составляющим врачебную тайну. При этом обезличивание этой информации не производится. В то же время обезличивание больших данных - основополагающий принцип их обработки, он не реализуется в рамках персонифицированного учета.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)С учетом специфики аккумулируемой в НРЭР информации можно констатировать его отличие от аналогичных информационных ресурсов и систем, применяемых в сфере социального обеспечения и ориентированных главным образом на повышение эффективности правоприменительных процедур с целью достижения баланса интересов государства и субъектов - получателей социального обеспечения. Так, индивидуальный персонифицированный учет в обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании представляет собой аккумулирование и актуализацию сведений о каждом застрахованном лице для реализации соответственно пенсионных прав при назначении страховых пенсий и прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Такой учет позволяет обеспечить информационную поддержку прогнозирования соответствующих расходов, создание условий для осуществления контроля за использованием средств указанных видов обязательного социального страхования и т.д. Кроме того, важными информационными ресурсами являются федеральные и региональные регистры граждан, имеющих право на определенные виды социального обеспечения (государственную социальную помощь; дополнительные меры государственной поддержки граждан, имеющих детей; социальные услуги; государственные услуги по содействию занятости населения), а также федеральный реестр инвалидов, содержащий сведения, на основании которых уполномоченные субъекты могут выносить решения о назначении гражданам (без истребования от них соответствующих документов на бумажном носителе) пенсий и предоставлении мер социальной поддержки в связи с инвалидностью.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)С учетом специфики аккумулируемой в НРЭР информации можно констатировать его отличие от аналогичных информационных ресурсов и систем, применяемых в сфере социального обеспечения и ориентированных главным образом на повышение эффективности правоприменительных процедур с целью достижения баланса интересов государства и субъектов - получателей социального обеспечения. Так, индивидуальный персонифицированный учет в обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании представляет собой аккумулирование и актуализацию сведений о каждом застрахованном лице для реализации соответственно пенсионных прав при назначении страховых пенсий и прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Такой учет позволяет обеспечить информационную поддержку прогнозирования соответствующих расходов, создание условий для осуществления контроля за использованием средств указанных видов обязательного социального страхования и т.д. Кроме того, важными информационными ресурсами являются федеральные и региональные регистры граждан, имеющих право на определенные виды социального обеспечения (государственную социальную помощь; дополнительные меры государственной поддержки граждан, имеющих детей; социальные услуги; государственные услуги по содействию занятости населения), а также федеральный реестр инвалидов, содержащий сведения, на основании которых уполномоченные субъекты могут выносить решения о назначении гражданам (без истребования от них соответствующих документов на бумажном носителе) пенсий и предоставлении мер социальной поддержки в связи с инвалидностью.
Статья: Правовое регулирование использования информационных систем в здравоохранительной деятельности: зарубежный опыт, отечественное законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации (часть 3 статьи 91 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации (часть 3 статьи 91 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 4 ст. 97 Закона об основах охраны здоровья официальная статистическая информация в сфере здравоохранения размещается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет. Согласно ст. 91 указанного Закона предусмотрены информационные системы в сфере здравоохранения. В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности на основании представляемых ими первичных данных о медицинской деятельности. Операторами информационных систем являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, организации, назначенные указанными органами, а также органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования. Порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 4 ст. 97 Закона об основах охраны здоровья официальная статистическая информация в сфере здравоохранения размещается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет. Согласно ст. 91 указанного Закона предусмотрены информационные системы в сфере здравоохранения. В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности на основании представляемых ими первичных данных о медицинской деятельности. Операторами информационных систем являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, организации, назначенные указанными органами, а также органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования. Порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Готовое решение: Как до 31.12.2023 (включительно) заполнить и представить в налоговый орган расчет по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2023)Количество застрахованных лиц в расчете по страховым взносам, которое указывается в графе 1 данной строки, должно включать всех лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся все сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
(КонсультантПлюс, 2023)Количество застрахованных лиц в расчете по страховым взносам, которое указывается в графе 1 данной строки, должно включать всех лиц, застрахованных в системе индивидуального (персонифицированного) учета СФР, обязательного медицинского страхования, которым в течение расчетного (отчетного) периода вы фактически осуществляли выплаты и иные вознаграждения (п. п. 4.1, 4.3, 4.4 Порядка заполнения расчета по страховым взносам). К ним, в частности, относятся все сотрудники и физлица, выполнявшие работы (оказывавшие услуги) по гражданско-правовым договорам.
Статья: Современная трансформация российского и международного трудового права
(Крылов К.Д.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)В этих условиях следовало бы последовательно использовать и повысить роль норм российского трудового законодательства, принятых на основе директивных международных норм об инспекции труда, включая нормы о профсоюзном контроле. Осуществлению контрольных функций в сфере труда могло бы содействовать расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве между инспекциями труда (государственными и профсоюзными), органами прокуратуры, налоговыми органами, фондами обязательного медицинского страхования и созданным новым Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации <9>. С применением цифровых технологий и электронного документооборота могли бы осуществляться сравнительная актуарная деятельность, плановая и внеплановая инспекционная проверка соблюдения трудового законодательства на основе информации налоговых органов и органов внебюджетных фондов, осуществляющих организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования. Такое сотрудничество могло бы быть законодательно закреплено с соблюдением требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
(Крылов К.Д.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)В этих условиях следовало бы последовательно использовать и повысить роль норм российского трудового законодательства, принятых на основе директивных международных норм об инспекции труда, включая нормы о профсоюзном контроле. Осуществлению контрольных функций в сфере труда могло бы содействовать расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве между инспекциями труда (государственными и профсоюзными), органами прокуратуры, налоговыми органами, фондами обязательного медицинского страхования и созданным новым Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации <9>. С применением цифровых технологий и электронного документооборота могли бы осуществляться сравнительная актуарная деятельность, плановая и внеплановая инспекционная проверка соблюдения трудового законодательства на основе информации налоговых органов и органов внебюджетных фондов, осуществляющих организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования. Такое сотрудничество могло бы быть законодательно закреплено с соблюдением требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.