Персональные данные в суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как получить согласие на обработку персональных данных: анализ практики судов
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 3
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
Статья: Идет исполнение договора - нужны ли согласия ответственных представителей контрагента на обработку их персональных данных?
(Журавлев А.В.)Анализ существующей судебной практики показывает, что общее понимание о том, как оператор должен продемонстрировать отсутствие комментируемых нарушений, у судов отсутствует. Как правило, суды при применении подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ никак не раскрывают смысл оговорки о ненарушении прав; не исследуют, какие именно меры принимаются оператором для того, чтобы обеспечить ненарушение прав и интересов субъекта персональных данных. Некоторые суды для решения вопроса о том, были ли нарушены права субъекта, требуют от субъекта предоставить доказательства таких нарушений, а в их отсутствие склонны констатировать отсутствие нарушений и соблюдение оператором оговорки (Постановление АС Дальневосточного округа от 12.12.2016 N Ф03-5265/2016 по делу N А73-1619/2016, Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2014 по делу N А56-36684/2014; Решение Александровского городского суда Владимирской области от 24.11.2022 по делу N 2-1257/2022; Решение Тверского районного суда города Москвы от 04.09.2024 по делу N 2-3232/2024). В других случаях суды возлагают бремя доказывания соблюдения данного требования на самого оператора (Постановление АС Северо-Западного округа от 23.03.2021 N Ф07-1255/2021; Решение АС Воронежской области от 15.06.2023 по делу N А14-2054/2023). Последний подход может встретить определенные возражения, с точки зрения существующей правовой позиции Верховного суда РФ о недопустимости возложения на лицо бремени доказывания отрицательного факта (п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 3, утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017). Представляется, что само по себе ненарушение прав и свобод субъекта ПД является отрицательным фактом. Поскольку отрицательный юридический факт для одной стороны соотносится с положительным для другой, именно на субъекта ПД или Роскомнадзор должна возлагаться обязанность доказывания того, что права и свободы субъекта ПД были нарушены в результате обработки ПД на основании подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ.
(Журавлев А.В.)Анализ существующей судебной практики показывает, что общее понимание о том, как оператор должен продемонстрировать отсутствие комментируемых нарушений, у судов отсутствует. Как правило, суды при применении подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ никак не раскрывают смысл оговорки о ненарушении прав; не исследуют, какие именно меры принимаются оператором для того, чтобы обеспечить ненарушение прав и интересов субъекта персональных данных. Некоторые суды для решения вопроса о том, были ли нарушены права субъекта, требуют от субъекта предоставить доказательства таких нарушений, а в их отсутствие склонны констатировать отсутствие нарушений и соблюдение оператором оговорки (Постановление АС Дальневосточного округа от 12.12.2016 N Ф03-5265/2016 по делу N А73-1619/2016, Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2014 по делу N А56-36684/2014; Решение Александровского городского суда Владимирской области от 24.11.2022 по делу N 2-1257/2022; Решение Тверского районного суда города Москвы от 04.09.2024 по делу N 2-3232/2024). В других случаях суды возлагают бремя доказывания соблюдения данного требования на самого оператора (Постановление АС Северо-Западного округа от 23.03.2021 N Ф07-1255/2021; Решение АС Воронежской области от 15.06.2023 по делу N А14-2054/2023). Последний подход может встретить определенные возражения, с точки зрения существующей правовой позиции Верховного суда РФ о недопустимости возложения на лицо бремени доказывания отрицательного факта (п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 3, утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017). Представляется, что само по себе ненарушение прав и свобод субъекта ПД является отрицательным фактом. Поскольку отрицательный юридический факт для одной стороны соотносится с положительным для другой, именно на субъекта ПД или Роскомнадзор должна возлагаться обязанность доказывания того, что права и свободы субъекта ПД были нарушены в результате обработки ПД на основании подп. 7 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ.
Статья: Обработка и защита персональных данных судей и государственных гражданских служащих судебной системы: взаимодействие публичных и частных интересов
(Серенко С.Б., Пугачева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)<11> См.: Инструкция о порядке обработки и защиты персональных данных судей районных, городских, межрайонных судов, гарнизонных военных судов: утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14 марта 2011 г. N 47; и пришедшее ей на смену Положение о ведении личных дел и обработке персональных данных судей судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов: утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 апреля 2016 г. N 72.
(Серенко С.Б., Пугачева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)<11> См.: Инструкция о порядке обработки и защиты персональных данных судей районных, городских, межрайонных судов, гарнизонных военных судов: утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14 марта 2011 г. N 47; и пришедшее ей на смену Положение о ведении личных дел и обработке персональных данных судей судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов: утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 апреля 2016 г. N 72.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что на обработку персональных данных несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет достаточно согласия его родителя (иного законного представителя). Такой вывод сделан в том числе с учетом того, что за таких несовершеннолетних сделки (за исключением некоторых) вправе совершать только их родители, усыновители или опекуны. Они же подписывают и трудовой договор от имени работника. Это следует из ст. 28, п. п. 1 - 3 ст. 31, ст. 32 ГК РФ, п. 1 ст. 64 СК РФ, ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что на обработку персональных данных несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет достаточно согласия его родителя (иного законного представителя). Такой вывод сделан в том числе с учетом того, что за таких несовершеннолетних сделки (за исключением некоторых) вправе совершать только их родители, усыновители или опекуны. Они же подписывают и трудовой договор от имени работника. Это следует из ст. 28, п. п. 1 - 3 ст. 31, ст. 32 ГК РФ, п. 1 ст. 64 СК РФ, ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
Готовое решение: Как обжаловать решения и действия должностных лиц Роскомнадзора в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как обжаловать в судебном порядке решения органов Роскомнадзора и действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как обжаловать в судебном порядке решения органов Роскомнадзора и действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере персональных данных
Вопрос: Об истребовании у взыскателя согласия на обработку персональных данных для исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы и бюджетных (автономных) учреждений.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 02-16-06/107832)Вопрос: Об истребовании у взыскателя согласия на обработку персональных данных для исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы и бюджетных (автономных) учреждений.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 02-16-06/107832)Вопрос: Об истребовании у взыскателя согласия на обработку персональных данных для исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы и бюджетных (автономных) учреждений.
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Такое согласие может понадобиться, например, если вы планируете передачу данных третьим лицам, не являющимся стороной по договору с потребителем. Исключение - передача персональных данных в рамках реализации вами своего права на уступку прав (требований) по такому договору (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 100-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Такое согласие может понадобиться, например, если вы планируете передачу данных третьим лицам, не являющимся стороной по договору с потребителем. Исключение - передача персональных данных в рамках реализации вами своего права на уступку прав (требований) по такому договору (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 100-О).
Статья: Устанавливаем видеонаблюдение в офисе с учетом судебной практики
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 7)Аргумент 2. Видеонаблюдение нарушает право на обработку персональных данных только с согласия работника. Так, в одном из дел в ответ на ссылку работника на то, что видеонаблюдение нарушает его право на охрану персональных данных, суд указал, что съемка рабочего процесса не является раскрытием персональных данных и не подпадает под действие гл. 14 ТК РФ <3>. Она связана с обеспечением безопасности и не нарушает права работника на неприкосновенность частной жизни и на неразглашение персональных данных, так как осуществляется в целях, связанных с его трудовой деятельностью, а не для того, чтобы установить обстоятельства его частной жизни либо личную или семейную тайну.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 7)Аргумент 2. Видеонаблюдение нарушает право на обработку персональных данных только с согласия работника. Так, в одном из дел в ответ на ссылку работника на то, что видеонаблюдение нарушает его право на охрану персональных данных, суд указал, что съемка рабочего процесса не является раскрытием персональных данных и не подпадает под действие гл. 14 ТК РФ <3>. Она связана с обеспечением безопасности и не нарушает права работника на неприкосновенность частной жизни и на неразглашение персональных данных, так как осуществляется в целях, связанных с его трудовой деятельностью, а не для того, чтобы установить обстоятельства его частной жизни либо личную или семейную тайну.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Однако если медицинский работник обращается в органы, не уполномоченные на разрешение конфликтных ситуаций, с указанием в обращении персональных данных пациентов, суд может признать такое поведение дисциплинарным проступком и отказать работнику, уволенному за разглашение охраняемой законом тайны, в восстановлении на работе.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Однако если медицинский работник обращается в органы, не уполномоченные на разрешение конфликтных ситуаций, с указанием в обращении персональных данных пациентов, суд может признать такое поведение дисциплинарным проступком и отказать работнику, уволенному за разглашение охраняемой законом тайны, в восстановлении на работе.