Персональные данные конституция
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные конституция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""В отсутствие прямого указания в федеральном законодательстве на полномочие конкурсного управляющего получать спорные персональные данные, их предоставление нарушает положения статьи 24 Конституции Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Ограничение доступа к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""В отсутствие прямого указания в федеральном законодательстве на полномочие конкурсного управляющего получать спорные персональные данные, их предоставление нарушает положения статьи 24 Конституции Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на защиту персональных данных с позиций публичного права
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Думается, что время, когда юристы вели дискуссии по поводу того, влияет ли цифровизация на права человека, уже в прошлом. Очевидно, что влияет. На этом фоне примечательно предложение, высказанное во Франции, включить право на защиту персональных данных в Конституцию как инфраструктурное право, позволяющее осуществлять многие другие права в цифровой среде - голосовать, реализовать свободу слова и коммуникаций <2>. Хотя у такой позиции сторонников немного, но о важности защиты данных теперь задумывается любой человек. Недаром в литературе говорится о новой, третьей фазе защиты персональных данных <3>.
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Думается, что время, когда юристы вели дискуссии по поводу того, влияет ли цифровизация на права человека, уже в прошлом. Очевидно, что влияет. На этом фоне примечательно предложение, высказанное во Франции, включить право на защиту персональных данных в Конституцию как инфраструктурное право, позволяющее осуществлять многие другие права в цифровой среде - голосовать, реализовать свободу слова и коммуникаций <2>. Хотя у такой позиции сторонников немного, но о важности защиты данных теперь задумывается любой человек. Недаром в литературе говорится о новой, третьей фазе защиты персональных данных <3>.
Статья: Соблюдение баланса публичных и частных интересов при цифровизации судебной системы
(Кощеев Н.К.)
("Юрист", 2025, N 4)Законодателю при цифровой модернизации судебной системы важно не нарушать баланс удобства для участников процесса и соблюдения базовых прав этих участников. В статье 23 Конституции Российской Федерации декларировано право на неприкосновенность частной жизни, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ряд ученых отмечает, что смысл, заложенный в указанную конституционную норму, подлежит расширительному толкованию и позволяет включать персональные данные <7>. Статья 23 Конституции указывает на то, что цифровая персональная информация может являться особым объектом охраны государства.
(Кощеев Н.К.)
("Юрист", 2025, N 4)Законодателю при цифровой модернизации судебной системы важно не нарушать баланс удобства для участников процесса и соблюдения базовых прав этих участников. В статье 23 Конституции Российской Федерации декларировано право на неприкосновенность частной жизни, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ряд ученых отмечает, что смысл, заложенный в указанную конституционную норму, подлежит расширительному толкованию и позволяет включать персональные данные <7>. Статья 23 Конституции указывает на то, что цифровая персональная информация может являться особым объектом охраны государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
(ред. от 29.09.2025)2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
Статья: Особенности формирования межсистемных правовых образований для регулирования защиты персональных данных при их трансграничной передаче
(Нефедов Б.И., Истомин Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Что же касается национального права государств, то здесь нет единого подхода. В Конституции Испании защита персональных данных явным образом увязывается с защитой чести, неприкосновенности частной и семейной жизни. В Конституции Португалии взаимосвязь права на неприкосновенность частной жизни и на защиту персональных данных уже не очевидна, но почти все положения ее ст. 35 (использование информационных технологий) по своим формулировкам близки к положениям ранее упомянутых Конвенции Совета Европы 1981 г. и Хартии ЕС. В ФРГ подход несколько иной, так как в Основном законе ФРГ нет положений, которые явно указывали бы на существование права на защиту персональных данных. Однако его включают в право на информационное самоопределение, которое, в свою очередь, согласно решению Федерального конституционного суда Германии <48>, проистекает не из ст. 10 Основного закона ФРГ, устанавливающей неприкосновенность частной корреспонденции, почтовых отправлений и телекоммуникаций, а из ст. 1.1, закрепляющей неприкосновенность человеческого достоинства, и ст. 2.1, закрепляющей право на свободное развитие личности. В США, как уже было отмечено, неприкосновенность частной жизни проистекает из нескольких поправок к Конституции, в том числе из первой поправки, устанавливающей свободу религии, слова, прессы и собраний, которые рассматриваются в Европе в качестве отдельных прав.
(Нефедов Б.И., Истомин Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Что же касается национального права государств, то здесь нет единого подхода. В Конституции Испании защита персональных данных явным образом увязывается с защитой чести, неприкосновенности частной и семейной жизни. В Конституции Португалии взаимосвязь права на неприкосновенность частной жизни и на защиту персональных данных уже не очевидна, но почти все положения ее ст. 35 (использование информационных технологий) по своим формулировкам близки к положениям ранее упомянутых Конвенции Совета Европы 1981 г. и Хартии ЕС. В ФРГ подход несколько иной, так как в Основном законе ФРГ нет положений, которые явно указывали бы на существование права на защиту персональных данных. Однако его включают в право на информационное самоопределение, которое, в свою очередь, согласно решению Федерального конституционного суда Германии <48>, проистекает не из ст. 10 Основного закона ФРГ, устанавливающей неприкосновенность частной корреспонденции, почтовых отправлений и телекоммуникаций, а из ст. 1.1, закрепляющей неприкосновенность человеческого достоинства, и ст. 2.1, закрепляющей право на свободное развитие личности. В США, как уже было отмечено, неприкосновенность частной жизни проистекает из нескольких поправок к Конституции, в том числе из первой поправки, устанавливающей свободу религии, слова, прессы и собраний, которые рассматриваются в Европе в качестве отдельных прав.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Обеспечение информационной безопасности личности в условиях цифровизации наиболее тесно связано с проблемами обработки персональных данных. Именно поэтому в 2020 г. в Конституции РФ появилась норма об обеспечении безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (п. "м" ст. 71).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Обеспечение информационной безопасности личности в условиях цифровизации наиболее тесно связано с проблемами обработки персональных данных. Именно поэтому в 2020 г. в Конституции РФ появилась норма об обеспечении безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (п. "м" ст. 71).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Конституция РФ прямо указывает на ограничения доступа к личным данным. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Конституция РФ прямо указывает на ограничения доступа к личным данным. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).