Персональные данные Казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Персональные данные Казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Туризм и искусственный интеллект: правовое регулирование в России и Казахстане
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Наличие реальной проблемы подтверждает один из случаев, имевший место в Казахстане 5 марта 2024 г., когда появилась информация об утечке более чем 2 миллионов персональных данных граждан Республики Казахстан. Факт подобной утечки установила и подтвердила Государственная техническая служба Республики Казахстан <4>.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Наличие реальной проблемы подтверждает один из случаев, имевший место в Казахстане 5 марта 2024 г., когда появилась информация об утечке более чем 2 миллионов персональных данных граждан Республики Казахстан. Факт подобной утечки установила и подтвердила Государственная техническая служба Республики Казахстан <4>.
Статья: Цифровизация в трудовом праве стран ЕАЭС
(Пряженников М.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)В ТК РК правовое регулирование обработки персональных данных работников ограничивается закреплением общих обязанностей работодателя, а подробно все правила описаны в Законе Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" <9>. Его содержание в целом идентично российским правовым нормам. Важно, что дача согласия на обработку персональных данных возможна в форме электронного документа. Аналогичный подход применен в Беларуси, где согласие субъекта персональных данных в соответствии с п. 2 - 3 ст. 5 Закона Республики Беларусь "О защите персональных данных" <10> может быть получено в виде электронного документа или в иной электронной форме (указания (выбора) субъектом персональных данных определенной информации (кода) после получения CMC-сообщения, сообщения на адрес электронной почты; проставления субъектом персональных данных соответствующей отметки на интернет-ресурсе; других способов, позволяющих установить факт получения согласия субъекта персональных данных). Электронный формат согласия, подписанного электронной подписью, допускается и ч. 1 ст. 9 Закона Кыргызской Республики "Об информации персонального характера" <11>.
(Пряженников М.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)В ТК РК правовое регулирование обработки персональных данных работников ограничивается закреплением общих обязанностей работодателя, а подробно все правила описаны в Законе Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" <9>. Его содержание в целом идентично российским правовым нормам. Важно, что дача согласия на обработку персональных данных возможна в форме электронного документа. Аналогичный подход применен в Беларуси, где согласие субъекта персональных данных в соответствии с п. 2 - 3 ст. 5 Закона Республики Беларусь "О защите персональных данных" <10> может быть получено в виде электронного документа или в иной электронной форме (указания (выбора) субъектом персональных данных определенной информации (кода) после получения CMC-сообщения, сообщения на адрес электронной почты; проставления субъектом персональных данных соответствующей отметки на интернет-ресурсе; других способов, позволяющих установить факт получения согласия субъекта персональных данных). Электронный формат согласия, подписанного электронной подписью, допускается и ч. 1 ст. 9 Закона Кыргызской Республики "Об информации персонального характера" <11>.
Нормативные акты
"Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза"
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)"накопительные пенсии" - обязательная накопительная пенсия в Республике Армения, пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов в Республике Казахстан, накопительная часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Российской Федерации;
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)"накопительные пенсии" - обязательная накопительная пенсия в Республике Армения, пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов в Республике Казахстан, накопительная часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Российской Федерации;
Приказ Роскомнадзора от 05.08.2022 N 128
"Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70152)2. Иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции, действующие нормы права которых, а также применяемые ими меры по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке соответствуют положениям Конвенции:
"Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70152)2. Иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции, действующие нормы права которых, а также применяемые ими меры по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке соответствуют положениям Конвенции:
Статья: Государства в своем праве
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 11)Попытки локализации предпринимаются по всему миру, в том числе на постсоветском пространстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" государственные органы и организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 12 Закона Республики Казахстан от 21.05.2013 N 94-V "О персональных данных и их защите" хранение персональных данных осуществляется в базе, которая хранится на территории Республики Казахстан. Аналогичное положение, пусть и в более размытой формулировке, содержится в ч. 5 ст. 18 российского Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Многочисленные территориальные ограничения хранения данных содержатся и в российском Законе о защите информации. В частности, технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. Всего в мире насчитывается до 80 государств, чье законодательство содержит требования локализации <20>. Распространенность разного рода ограничений по месту хранения данных в ЕС привела к тому, что в части данных, не являющихся персональными, Евросоюз пошел по пути уменьшения количества территориальных ограничений, поскольку счел их препятствием для экономического роста <21>.
(Дмитрик Н.А.)
("Закон", 2021, N 11)Попытки локализации предпринимаются по всему миру, в том числе на постсоветском пространстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" государственные органы и организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 12 Закона Республики Казахстан от 21.05.2013 N 94-V "О персональных данных и их защите" хранение персональных данных осуществляется в базе, которая хранится на территории Республики Казахстан. Аналогичное положение, пусть и в более размытой формулировке, содержится в ч. 5 ст. 18 российского Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Многочисленные территориальные ограничения хранения данных содержатся и в российском Законе о защите информации. В частности, технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации. Всего в мире насчитывается до 80 государств, чье законодательство содержит требования локализации <20>. Распространенность разного рода ограничений по месту хранения данных в ЕС привела к тому, что в части данных, не являющихся персональными, Евросоюз пошел по пути уменьшения количества территориальных ограничений, поскольку счел их препятствием для экономического роста <21>.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Республике Казахстан в области защиты данных действует Закон Республики Казахстан N 94-V "О персональных данных и их защите" [1016]. Под обезличиванием персональных данных понимаются действия, в результате совершения которых определение принадлежности персональных данных субъекту персональных данных невозможно. Допускается сбор, обработка персональных данных для проведения статистических, социологических, научных, маркетинговых исследований при условии, что собственник и (или) оператор, а также третье лицо, передающие персональные данные, обязаны их обезличить в соответствии с правилами сбора, обработки персональных данных.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Республике Казахстан в области защиты данных действует Закон Республики Казахстан N 94-V "О персональных данных и их защите" [1016]. Под обезличиванием персональных данных понимаются действия, в результате совершения которых определение принадлежности персональных данных субъекту персональных данных невозможно. Допускается сбор, обработка персональных данных для проведения статистических, социологических, научных, маркетинговых исследований при условии, что собственник и (или) оператор, а также третье лицо, передающие персональные данные, обязаны их обезличить в соответствии с правилами сбора, обработки персональных данных.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Таким образом, в качестве одного из технических элементов электронного голосования выступает ГАС "Выборы". Ее аналоги встречаются в ряде зарубежных стран ("Сайлау" в Казахстане, "Шайлоо" в Кыргызстане, ГАИС "Выборы" в Молдове). Однако возможности ГАС "Выборы" в настоящий момент в полной мере не используются. В частности, электронный регистр избирателей, который является составной частью ГАС "Выборы", служит только основой для составления списка избирателей в бумажной форме, что фактически сводит на нет все преимущества его ведения в электронной форме. Необходимость защиты персональных данных, а также интересы безопасности обусловливают и невозможность передачи итогов голосования от УИК в ТИК по каналам связи, что создает возможность для манипуляции с итогами голосования при их принятии вышестоящими комиссиями, даже если протоколы были составлены с использованием технологии QR-кодов.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Таким образом, в качестве одного из технических элементов электронного голосования выступает ГАС "Выборы". Ее аналоги встречаются в ряде зарубежных стран ("Сайлау" в Казахстане, "Шайлоо" в Кыргызстане, ГАИС "Выборы" в Молдове). Однако возможности ГАС "Выборы" в настоящий момент в полной мере не используются. В частности, электронный регистр избирателей, который является составной частью ГАС "Выборы", служит только основой для составления списка избирателей в бумажной форме, что фактически сводит на нет все преимущества его ведения в электронной форме. Необходимость защиты персональных данных, а также интересы безопасности обусловливают и невозможность передачи итогов голосования от УИК в ТИК по каналам связи, что создает возможность для манипуляции с итогами голосования при их принятии вышестоящими комиссиями, даже если протоколы были составлены с использованием технологии QR-кодов.
Статья: Тенденции развития и особенности правового регулирования деятельности необанков в Республике Казахстан
(Ручкина Г.Ф.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)В статье анализируется деятельность новых цифровых банков, эффективно функционирующих в Республике Казахстан в соответствии с Концепцией развития открытого банкинга Национального банка и Национальным проектом "Технологический рывок". Появление необанков в условиях цифровой трансформации финансового рынка обусловило необходимость дальнейшего правового обеспечения деятельности онлайн-банков, защиты персональных данных клиентов при использовании цифровых банковских сервисов. Кроме того, в банковском секторе Казахстана наметились дальнейшие тенденции по развитию розничного и корпоративного цифрового банкинга, включая создание банковских экосистем, внедрение технологий Open API, онлайн-сервисов для малого и среднего бизнеса. Банки Казахстана создают собственные платформы или заключают партнерство с финтех-компаниями, которые предлагают альтернативные финансовые услуги: платежные и переводные сервисы, кредитование, инвестирование.
(Ручкина Г.Ф.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)В статье анализируется деятельность новых цифровых банков, эффективно функционирующих в Республике Казахстан в соответствии с Концепцией развития открытого банкинга Национального банка и Национальным проектом "Технологический рывок". Появление необанков в условиях цифровой трансформации финансового рынка обусловило необходимость дальнейшего правового обеспечения деятельности онлайн-банков, защиты персональных данных клиентов при использовании цифровых банковских сервисов. Кроме того, в банковском секторе Казахстана наметились дальнейшие тенденции по развитию розничного и корпоративного цифрового банкинга, включая создание банковских экосистем, внедрение технологий Open API, онлайн-сервисов для малого и среднего бизнеса. Банки Казахстана создают собственные платформы или заключают партнерство с финтех-компаниями, которые предлагают альтернативные финансовые услуги: платежные и переводные сервисы, кредитование, инвестирование.
Статья: Направление работника в командировку за границу: вопросы, связанные с передачей персональных данных
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)2. Если страна командирования включена в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 05.08.2022 N 128. Этот список значительно больше и в том числе включает в себя иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции, такие как Беларусь, Казахстан, Канада, Израиль, Япония и т.д.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)2. Если страна командирования включена в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 05.08.2022 N 128. Этот список значительно больше и в том числе включает в себя иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции, такие как Беларусь, Казахстан, Канада, Израиль, Япония и т.д.
Статья: Векторы развития правового регулирования электронной торговли в России и за рубежом
(Сергеева О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Совершенно справедливо некоторые ученые обращают внимание на то, что при разработке отечественного закона следует использовать опыт юрисдикций, которые имеют не только специальное нормативное регулирование рассматриваемой сферы, но также достаточно развитую цифровую экономику, что позволяет занимать им ведущие позиции в мире <48>. В связи с изложенным в юридической литературе встречается мнение, что законодательная практика КНР могла бы быть полезна в следующих сферах: обеспечение информирования потребителей о качестве товаров и услуг; мониторинг платформой электронной коммерции качества товаров и услуг, реализуемых на ней; антимонопольное регулирование деятельности операторов платформ; внесудебное урегулирование споров на платформе; защита персональных данных пользователей платформ; меры поддержки для развития российской трансграничной торговли <49>. Разумным видится и принятие мер поддержки отечественных производителей при осуществлении продажи товаров на электронных площадках в рамках внутренней торговли. В этом случае ориентиром могут служить Правила внутренней торговли Республики Казахстан <50>, согласно которым при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках предоставляется приоритет товарам с отличительным знаком "Сделано в Казахстане" (п. 200).
(Сергеева О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Совершенно справедливо некоторые ученые обращают внимание на то, что при разработке отечественного закона следует использовать опыт юрисдикций, которые имеют не только специальное нормативное регулирование рассматриваемой сферы, но также достаточно развитую цифровую экономику, что позволяет занимать им ведущие позиции в мире <48>. В связи с изложенным в юридической литературе встречается мнение, что законодательная практика КНР могла бы быть полезна в следующих сферах: обеспечение информирования потребителей о качестве товаров и услуг; мониторинг платформой электронной коммерции качества товаров и услуг, реализуемых на ней; антимонопольное регулирование деятельности операторов платформ; внесудебное урегулирование споров на платформе; защита персональных данных пользователей платформ; меры поддержки для развития российской трансграничной торговли <49>. Разумным видится и принятие мер поддержки отечественных производителей при осуществлении продажи товаров на электронных площадках в рамках внутренней торговли. В этом случае ориентиром могут служить Правила внутренней торговли Республики Казахстан <50>, согласно которым при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках предоставляется приоритет товарам с отличительным знаком "Сделано в Казахстане" (п. 200).
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)<3> Предметом Соглашения являются правовое регулирование и организация взаимодействия компетентных органов государств сторон при обмене информацией в электронном виде, в том числе персональными данными, за исключением информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну (государственные секреты) государств сторон. В 2019 - 2020 гг. к Соглашению утверждены технические протоколы технологического взаимодействия, защиты информации и три технических протокола информационного взаимодействия, определяющих перечни сведений, находящихся в ведении МВД и подлежащих передаче в рамках информационного обмена в электронном виде между МВД. В частности, Технический протокол N 3 определяет, что МВД России и МВД Белоруссии предоставляют друг другу в числе иных следующие сведения в электронном виде (по запросу): сведения об исполнении международных запросов, касающихся обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции; информацию, запрашиваемую в рамках уголовных дел, получение которой не требует выполнения следственных действий; информацию, запрашиваемую по материалам проверок; информацию по материалам проверок и уголовным делам, представляющую взаимный интерес (по мере установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения материалов проверок и расследования уголовных дел). Обмен сведениями в электронном виде (файловый обмен) осуществляется с клиентских автоматизированных рабочих мест МВД в соответствии с Регламентом подключения абонентских пунктов к Мультисервисной сети обмена криминалистической информацией между правоохранительными органами (полициями) государств - участников СНГ от 23.03.2016. При этом применяются программно-аппаратные средства криптографической защиты информации; передача файлов, а также подписание передаваемых файлов электронной подписью осуществляются с использованием компонента "Деловая почта" программного комплекса (почтового защищенного сервиса) ViPNet Client, функционирующего в рамках защищенной сети VPN Мультисервисной сети.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)<3> Предметом Соглашения являются правовое регулирование и организация взаимодействия компетентных органов государств сторон при обмене информацией в электронном виде, в том числе персональными данными, за исключением информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну (государственные секреты) государств сторон. В 2019 - 2020 гг. к Соглашению утверждены технические протоколы технологического взаимодействия, защиты информации и три технических протокола информационного взаимодействия, определяющих перечни сведений, находящихся в ведении МВД и подлежащих передаче в рамках информационного обмена в электронном виде между МВД. В частности, Технический протокол N 3 определяет, что МВД России и МВД Белоруссии предоставляют друг другу в числе иных следующие сведения в электронном виде (по запросу): сведения об исполнении международных запросов, касающихся обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции; информацию, запрашиваемую в рамках уголовных дел, получение которой не требует выполнения следственных действий; информацию, запрашиваемую по материалам проверок; информацию по материалам проверок и уголовным делам, представляющую взаимный интерес (по мере установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения материалов проверок и расследования уголовных дел). Обмен сведениями в электронном виде (файловый обмен) осуществляется с клиентских автоматизированных рабочих мест МВД в соответствии с Регламентом подключения абонентских пунктов к Мультисервисной сети обмена криминалистической информацией между правоохранительными органами (полициями) государств - участников СНГ от 23.03.2016. При этом применяются программно-аппаратные средства криптографической защиты информации; передача файлов, а также подписание передаваемых файлов электронной подписью осуществляются с использованием компонента "Деловая почта" программного комплекса (почтового защищенного сервиса) ViPNet Client, функционирующего в рамках защищенной сети VPN Мультисервисной сети.
Статья: Обеспечение конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни в уголовном процессе: сравнительно-правовой анализ на примере Российской Федерации и Республики Казахстан
(Лаврушко Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Если провести анализ норм уголовно-процессуального законодательства, касающихся института тайны и обеспечения конфиденциальности, как в Республике Казахстан, так и в Российской Федерации, то можно проследить почти идентичный набор инструментов, позволяющих защитить персональные данные граждан, информацию, раскрывающую личную жизнь участников уголовного процесса, материалы уголовного дела в целом, а также иную информацию. Однако данный состав инструментов, на наш взгляд, носит разрозненный характер, поскольку отсутствует определенный раздел либо глава, которые полностью посвящены были бы институту тайны и конфиденциальности в уголовном процессе, а механизм защиты конфиденциальной информации и вовсе не имеет четкой структуры и алгоритма в нормах уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации.
(Лаврушко Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Если провести анализ норм уголовно-процессуального законодательства, касающихся института тайны и обеспечения конфиденциальности, как в Республике Казахстан, так и в Российской Федерации, то можно проследить почти идентичный набор инструментов, позволяющих защитить персональные данные граждан, информацию, раскрывающую личную жизнь участников уголовного процесса, материалы уголовного дела в целом, а также иную информацию. Однако данный состав инструментов, на наш взгляд, носит разрозненный характер, поскольку отсутствует определенный раздел либо глава, которые полностью посвящены были бы институту тайны и конфиденциальности в уголовном процессе, а механизм защиты конфиденциальной информации и вовсе не имеет четкой структуры и алгоритма в нормах уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации.
Статья: Национальные и международные предпосылки создания Цифрового кодекса РФ
(Жарич А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В Казахстане предполагается, что кодекс соберет воедино законы об информатизации, о защите персональных данных, связи, об электронной цифровой подписи, о государственных услугах и будет регулировать все виды деятельности, связанные с использованием передовых технологий, включая роботов, блокчейн и искусственный интеллект. В приоритет поставят защиту персональных данных граждан от несанкционированных утечек.
(Жарич А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В Казахстане предполагается, что кодекс соберет воедино законы об информатизации, о защите персональных данных, связи, об электронной цифровой подписи, о государственных услугах и будет регулировать все виды деятельности, связанные с использованием передовых технологий, включая роботов, блокчейн и искусственный интеллект. В приоритет поставят защиту персональных данных граждан от несанкционированных утечек.
Статья: Квазисудебный механизм разрешения споров, связанных с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Казахстан
(Калыков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Возражение в Апелляционный совет может быть подано через канцелярию уполномоченного органа либо направлено по почте с уведомлением о вручении. Возражение подается в произвольной письменной форме на казахском и русском языках с указанием персональных данных физического лица и наименования юридического лица, подавшего возражение, а также контактных данных. Кроме того, заявитель обязан приложить к подаваемому возражению следующие документы:
(Калыков А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Возражение в Апелляционный совет может быть подано через канцелярию уполномоченного органа либо направлено по почте с уведомлением о вручении. Возражение подается в произвольной письменной форме на казахском и русском языках с указанием персональных данных физического лица и наименования юридического лица, подавшего возражение, а также контактных данных. Кроме того, заявитель обязан приложить к подаваемому возражению следующие документы: