Переселение из санитарно-защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Переселение из санитарно-защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 10089/06 по делу N А64-6580/05-13
Действующим законодательством не предусмотрены полномочия территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выносить предписания, возлагающие на юридических или физических лиц обязанность по обеспечению переселения жильцов домов в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне.ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действующим законодательством не предусмотрены полномочия территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выносить предписания, возлагающие на юридических или физических лиц обязанность по обеспечению переселения жильцов домов в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне.ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое обеспечение ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Игнатьева И.А.)
("Российский юридический журнал", 2017, N 2)Однако, как справедливо указывает И.В. Суздалев, "неверно было бы описывать прошлый ущерб просто как ущерб, причиненный до определенной даты" <1>. Дефиниция накопленного вреда окружающей среде должна содержать ряд уточнений, позволяющих отграничивать данное понятие от собственно вреда окружающей среде, который подлежит возмещению по общим правилам. Соответственно требуется определение условий, позволяющих однозначно установить, когда же вред окружающей среде начинает характеризоваться как "накопленный". Например, ясность в этот вопрос могут внести предлагавшиеся в научной литературе указание на период причинения вреда до приватизации <2>, учет таких обстоятельств, как "ситуации причинения вреда прежним собственником (владельцем) источника негативного воздействия, возникшие в связи с некорректным переходом имущественных прав, в частности в ходе приватизации, нередко происходившей без учета экологического фактора; случаи причинения вреда неустановленными лицами либо банкротами; проблемы переселения жителей санитарно-защитных зон" <3>. Для понимания прошлого экологического ущерба в литературе предлагался признак недоступности или труднодоступности для привлечения к ответственности его причинителя, который "прекратил хозяйственную деятельность в месте причинения ущерба, ликвидирован или просто неизвестен" <4>.
(Игнатьева И.А.)
("Российский юридический журнал", 2017, N 2)Однако, как справедливо указывает И.В. Суздалев, "неверно было бы описывать прошлый ущерб просто как ущерб, причиненный до определенной даты" <1>. Дефиниция накопленного вреда окружающей среде должна содержать ряд уточнений, позволяющих отграничивать данное понятие от собственно вреда окружающей среде, который подлежит возмещению по общим правилам. Соответственно требуется определение условий, позволяющих однозначно установить, когда же вред окружающей среде начинает характеризоваться как "накопленный". Например, ясность в этот вопрос могут внести предлагавшиеся в научной литературе указание на период причинения вреда до приватизации <2>, учет таких обстоятельств, как "ситуации причинения вреда прежним собственником (владельцем) источника негативного воздействия, возникшие в связи с некорректным переходом имущественных прав, в частности в ходе приватизации, нередко происходившей без учета экологического фактора; случаи причинения вреда неустановленными лицами либо банкротами; проблемы переселения жителей санитарно-защитных зон" <3>. Для понимания прошлого экологического ущерба в литературе предлагался признак недоступности или труднодоступности для привлечения к ответственности его причинителя, который "прекратил хозяйственную деятельность в месте причинения ущерба, ликвидирован или просто неизвестен" <4>.
Статья: Экологические приоритеты: проблемы теории и правоприменительной деятельности
(Клюканова Л.Г.)
("Российский юридический журнал", 2017, N 3)<1> Так, в Липецкой области в 2003 г. была принята Программа переселения граждан г. Липецка из санитарно-защитной зоны предприятия ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" на период 2004 - 2007 годов, по результатам которой в 2003 - 2004 гг. переселено 300 семей. В Череповце Волгоградской области реализуется программа "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы и др. (подробнее см.: Об организации санитарно-защитных зон: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июня 2005 г. N 0100/4722-05-32 // СПС "КонсультантПлюс").
(Клюканова Л.Г.)
("Российский юридический журнал", 2017, N 3)<1> Так, в Липецкой области в 2003 г. была принята Программа переселения граждан г. Липецка из санитарно-защитной зоны предприятия ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" на период 2004 - 2007 годов, по результатам которой в 2003 - 2004 гг. переселено 300 семей. В Череповце Волгоградской области реализуется программа "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы и др. (подробнее см.: Об организации санитарно-защитных зон: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 июня 2005 г. N 0100/4722-05-32 // СПС "КонсультантПлюс").
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 34
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)4.3.17. До начала эксплуатации объекта УХО следует завершить работы по озеленению и благоустройству, включая переселение жителей и другие мероприятия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)4.3.17. До начала эксплуатации объекта УХО следует завершить работы по озеленению и благоустройству, включая переселение жителей и другие мероприятия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека. Необходимо отметить, что данным Судом было принято лишь несколько решений по защите экологических прав. Это связано с тем, что Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека не содержит положений, прямо защищающих право человека на благоприятную окружающую среду. Те несколько решений по делам, которые можно рассматривать как экологические, были приняты на основании ст. 8 Конвенции, в которой гарантируется право человека на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не является исключением Постановление по делу Фадеева против России, описанное выше, которое также было основано на данной статье. Суд признал, что Российская Федерация как государство, ратифицировавшее Конвенцию, не смогла предпринять действенных мер по защите права заявительницы, проживающей в санитарно-защитной зоне экологически вредного предприятия ЗАО "Северсталь", на уважение частной жизни и жилища и переселить ее из этой зоны. В качестве исполнения решения Российская Федерация будет обязана не только выплатить заявительнице денежную компенсацию, но и предпринять действенные меры к ее переселению из санитарно-защитной зоны.
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека. Необходимо отметить, что данным Судом было принято лишь несколько решений по защите экологических прав. Это связано с тем, что Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека не содержит положений, прямо защищающих право человека на благоприятную окружающую среду. Те несколько решений по делам, которые можно рассматривать как экологические, были приняты на основании ст. 8 Конвенции, в которой гарантируется право человека на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не является исключением Постановление по делу Фадеева против России, описанное выше, которое также было основано на данной статье. Суд признал, что Российская Федерация как государство, ратифицировавшее Конвенцию, не смогла предпринять действенных мер по защите права заявительницы, проживающей в санитарно-защитной зоне экологически вредного предприятия ЗАО "Северсталь", на уважение частной жизни и жилища и переселить ее из этой зоны. В качестве исполнения решения Российская Федерация будет обязана не только выплатить заявительнице денежную компенсацию, но и предпринять действенные меры к ее переселению из санитарно-защитной зоны.
Статья: Обзор новостей от 06.08.2010
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 8)Расходы на переселение жителей с территории
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 8)Расходы на переселение жителей с территории
"Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
(постатейный)
(под ред. М.М. Бринчука, О.Н. Кузнецовой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
(постатейный)
(под ред. М.М. Бринчука, О.Н. Кузнецовой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
Статья: Великое переселение, или как размер санитарно-защитной зоны влияет на жилищные условия граждан
(Ковалева Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 45)ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ИЛИ КАК РАЗМЕР САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ
(Ковалева Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 45)ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ИЛИ КАК РАЗМЕР САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ
"Медицинские услуги: как пациенту отстоять свои интересы"
(Колоколов Г.Р.)
("Омега-Л", 2009)Суд первой инстанции выдал исполнительный лист, но служба судебных приставов прекратила исполнительное производство на том основании, что "приоритетной очереди" для переселения жителей санитарно-защитной зоны на новое место жительства не существует.
(Колоколов Г.Р.)
("Омега-Л", 2009)Суд первой инстанции выдал исполнительный лист, но служба судебных приставов прекратила исполнительное производство на том основании, что "приоритетной очереди" для переселения жителей санитарно-защитной зоны на новое место жительства не существует.
Вопрос: О порядке учета при исчислении налога на прибыль расходов организации на переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом формирования санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта (затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов).
(Письмо Минфина РФ от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418)Вопрос: О порядке учета при исчислении налога на прибыль расходов организации на переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом формирования санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта (затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов).
(Письмо Минфина РФ от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418)Вопрос: О порядке учета при исчислении налога на прибыль расходов организации на переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом формирования санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта (затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: интересные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. Брызгалина А.В.)
("Налоги и финансовое право", 2013, N 11)Таким образом, расходы на переселение граждан из санитарно-защитной зоны обусловлены требованиями законодательства.
(под ред. Брызгалина А.В.)
("Налоги и финансовое право", 2013, N 11)Таким образом, расходы на переселение граждан из санитарно-защитной зоны обусловлены требованиями законодательства.
Статья: Европейский суд на защите прав человека от негативного воздействия экологических факторов
(Лукьянченко В.В.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)Впоследствии была запланирована программа переселения 18 900 людей из санитарно-защитной зоны ОАО "Северсталь" за счет государственного бюджета. Однако в результате в 2004 году жители жилых домов по ул. Гагарина были переселены в другой район города, при этом ОАО "Северсталь" профинансировало приблизительно 1/3 издержек при переселении.
(Лукьянченко В.В.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)Впоследствии была запланирована программа переселения 18 900 людей из санитарно-защитной зоны ОАО "Северсталь" за счет государственного бюджета. Однако в результате в 2004 году жители жилых домов по ул. Гагарина были переселены в другой район города, при этом ОАО "Северсталь" профинансировало приблизительно 1/3 издержек при переселении.
"Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие"
(Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф.)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Норма", "Инфра-М", 2012)В связи с этим заслуживает внимания Постановление Европейского суда по правам человека от 9 июня 2005 г. по делу "Фадеева против Российской Федерации" (жалоба N 55723/00) <1>, по которому было установлено в отношении заявительницы, проживающей в экологически неблагоприятной местности вблизи функционирования предприятия ОАО "Северсталь", нарушение права на уважение ее жилища. Удовлетворяя жалобу Фадеевой, Европейский суд пришел к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся в распоряжении государства большие полномочия, оно не сумело найти справедливый баланс между интересами общества и эффективным удовлетворением права заявителя на уважение ее дома и частной жизни. При этом было отмечено, что государство разрешило хозяйственную деятельность загрязняющего окружающую среду предприятия в центре плотно заселенного города. Хотя предприятие осуществляло свою деятельность с серьезными нарушениями природоохранного законодательства, не было принято эффективных мер, которые учитывали бы интересы местного населения, подвергающегося воздействию токсичных выбросов предприятия. Переселение некоторых семей из зоны являлось доброй волей этого предприятия. Решение о постановке Фадеевой на жилищный учет, принятое российскими судами, не имело для нее никакого значения, так как не давало ей никакой надежды на переселение из санитарно-защитной зоны. Соответственно, имело место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
(Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф.)
(под ред. Н.К. Толчеева)
("Норма", "Инфра-М", 2012)В связи с этим заслуживает внимания Постановление Европейского суда по правам человека от 9 июня 2005 г. по делу "Фадеева против Российской Федерации" (жалоба N 55723/00) <1>, по которому было установлено в отношении заявительницы, проживающей в экологически неблагоприятной местности вблизи функционирования предприятия ОАО "Северсталь", нарушение права на уважение ее жилища. Удовлетворяя жалобу Фадеевой, Европейский суд пришел к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся в распоряжении государства большие полномочия, оно не сумело найти справедливый баланс между интересами общества и эффективным удовлетворением права заявителя на уважение ее дома и частной жизни. При этом было отмечено, что государство разрешило хозяйственную деятельность загрязняющего окружающую среду предприятия в центре плотно заселенного города. Хотя предприятие осуществляло свою деятельность с серьезными нарушениями природоохранного законодательства, не было принято эффективных мер, которые учитывали бы интересы местного населения, подвергающегося воздействию токсичных выбросов предприятия. Переселение некоторых семей из зоны являлось доброй волей этого предприятия. Решение о постановке Фадеевой на жилищный учет, принятое российскими судами, не имело для нее никакого значения, так как не давало ей никакой надежды на переселение из санитарно-защитной зоны. Соответственно, имело место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья: Новости от 07.07.2010
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7)Переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7)Переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны