Перераспределение лесных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Перераспределение лесных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2023 N 88а-11500/2023 (УИД 74RS0032-01-2022-009866-31)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предоставлении земельных участков в собственность путем перераспределения земельных участков.
Обстоятельства: Не дана оценка доводам о том, что истец является собственником земельных участков из земель населенных пунктов, истребуемые земельные участки также находятся на землях населенных пунктов, наложение на земли лесного фонда отсутствует.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В кассационной жалобе, поданной 16 мая 2023 года, административный истец П.Т. просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, либо направлении дела на новое рассмотрение. По его мнению, обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными, в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также в связи с неправильным применением судами норм материального права. Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что формируемые путем перераспределения земельные участки частично расположены на землях лесного фонда Миасского лесничества Тургоякского участкового лесничества в квартале 24 выдел 19. Между тем, материалами дела не подтверждается факт частичного нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда. Суд в решении ссылается на материалы лесоустройства, которые в материалах настоящего дела отсутствуют. В материалах дела имеется заключение кадастрового инженера с проектными характеристиками формируемых земельных участков, из которого следует, что испрашиваемые земельные участки формируются на землях населенных пунктов, в связи с чем выводы судов о том, что административным истцом не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства нахождения формируемых земельных участков исключительно в муниципальной собственности являются ошибочными. Поскольку испрашиваемые земельные участки формируются на землях населенных пунктов, в границах городского округа, а лесной участок с кадастровым номером <данные изъяты> согласно сведениям государственного кадастрового учета имеет координаты границ, дополнительное согласование границ образуемых земельных участков с Главным управлением лесами Челябинской области, согласно положениям законодательства Российской Федерации, не требуется.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предоставлении земельных участков в собственность путем перераспределения земельных участков.
Обстоятельства: Не дана оценка доводам о том, что истец является собственником земельных участков из земель населенных пунктов, истребуемые земельные участки также находятся на землях населенных пунктов, наложение на земли лесного фонда отсутствует.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В кассационной жалобе, поданной 16 мая 2023 года, административный истец П.Т. просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, либо направлении дела на новое рассмотрение. По его мнению, обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными, в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также в связи с неправильным применением судами норм материального права. Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что формируемые путем перераспределения земельные участки частично расположены на землях лесного фонда Миасского лесничества Тургоякского участкового лесничества в квартале 24 выдел 19. Между тем, материалами дела не подтверждается факт частичного нахождения испрашиваемых земельных участков на землях лесного фонда. Суд в решении ссылается на материалы лесоустройства, которые в материалах настоящего дела отсутствуют. В материалах дела имеется заключение кадастрового инженера с проектными характеристиками формируемых земельных участков, из которого следует, что испрашиваемые земельные участки формируются на землях населенных пунктов, в связи с чем выводы судов о том, что административным истцом не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства нахождения формируемых земельных участков исключительно в муниципальной собственности являются ошибочными. Поскольку испрашиваемые земельные участки формируются на землях населенных пунктов, в границах городского округа, а лесной участок с кадастровым номером <данные изъяты> согласно сведениям государственного кадастрового учета имеет координаты границ, дополнительное согласование границ образуемых земельных участков с Главным управлением лесами Челябинской области, согласно положениям законодательства Российской Федерации, не требуется.
Апелляционное определение Московского городского суда от 17.07.2024 по делу N 33а-5980/2024 (УИД 77RS0035-02-2023-005251-28)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка; 2) Об обязании повторно рассмотреть заявление.
Обстоятельства: Истец указал, что им была подготовлена схема и подано заявление для получения государственной услуги по перераспределению земельного участка. По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по перераспределению земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.В силу приведенных норм тот факт, что испрашиваемые административным истцом к перераспределению земли не входят в границы принадлежащего СНТ "Лесная поляна" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ..., не исключает их отнесения к территории садоводства (пункт 8 статьи 3 Закона N 217-ФЗ).
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка; 2) Об обязании повторно рассмотреть заявление.
Обстоятельства: Истец указал, что им была подготовлена схема и подано заявление для получения государственной услуги по перераспределению земельного участка. По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по перераспределению земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.В силу приведенных норм тот факт, что испрашиваемые административным истцом к перераспределению земли не входят в границы принадлежащего СНТ "Лесная поляна" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ..., не исключает их отнесения к территории садоводства (пункт 8 статьи 3 Закона N 217-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. "Д" обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Истра Московской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков по мотиву того, что формируемый участок имеет пересечение с землями лесного фонда.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. "Д" обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Истра Московской области о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков по мотиву того, что формируемый участок имеет пересечение с землями лесного фонда.
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений, срок рассмотрения заявления и приложенных к нему документов может быть продлен, но не более чем до 35 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 8.1 ст. 39.29 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений, срок рассмотрения заявления и приложенных к нему документов может быть продлен, но не более чем до 35 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 8.1 ст. 39.29 ЗК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления указанных заявлений.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"В случае направления схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления указанных заявлений.
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
(утв. Минэкономразвития России)утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)В ходе рассмотрения дела было подтверждено, что новый владелец увеличил площадь своего земельного участка. И присоединенные метры являются частью общественной дороги в деревне. Интересно, что после подачи иска ответчик в очередной раз перераспределил границы своих участков, сняв их с регистрационного учета и образовав два в новых границах, с другими кадастровыми номерами. На этот раз обошлось без увеличения площади. Полагаем, таким образом он пытался ввести суд в заблуждение, усложнив и без того непростую историю изменения площадей и границ своих участков.
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)В ходе рассмотрения дела было подтверждено, что новый владелец увеличил площадь своего земельного участка. И присоединенные метры являются частью общественной дороги в деревне. Интересно, что после подачи иска ответчик в очередной раз перераспределил границы своих участков, сняв их с регистрационного учета и образовав два в новых границах, с другими кадастровыми номерами. На этот раз обошлось без увеличения площади. Полагаем, таким образом он пытался ввести суд в заблуждение, усложнив и без того непростую историю изменения площадей и границ своих участков.
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу, если нужно образовать участок из публичных земель (земельных участков), сделать это можно только в соответствии с проектом межевания территории. Если он не утвержден, нужно подготовить и утвердить схему расположения земельного участка. Образование лесных участков проводится в соответствии с их проектной документацией. Если лесной участок образуется для строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовить документацию по планировке территории, необходим только утвержденный проект межевания территории (п. п. 1, 2, 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу, если нужно образовать участок из публичных земель (земельных участков), сделать это можно только в соответствии с проектом межевания территории. Если он не утвержден, нужно подготовить и утвердить схему расположения земельного участка. Образование лесных участков проводится в соответствии с их проектной документацией. Если лесной участок образуется для строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовить документацию по планировке территории, необходим только утвержденный проект межевания территории (п. п. 1, 2, 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции применил положения так называемой лесной амнистии, установленной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ, поскольку земельные участки, из которых в последующем сформирован спорный объект, поставлены на кадастровый учет до 01.01.2016 и имели категорию земель сельскохозяйственного назначения. Выводы суда основаны на формальном соответствии земельного участка ответчика критериям "лесной амнистии", однако оставлены без внимания вопросы определения границ при его формировании в процессе перераспределения земель бывших совхозов, не определены причины пересечения с государственным лесным фондом.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции применил положения так называемой лесной амнистии, установленной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ, поскольку земельные участки, из которых в последующем сформирован спорный объект, поставлены на кадастровый учет до 01.01.2016 и имели категорию земель сельскохозяйственного назначения. Выводы суда основаны на формальном соответствии земельного участка ответчика критериям "лесной амнистии", однако оставлены без внимания вопросы определения границ при его формировании в процессе перераспределения земель бывших совхозов, не определены причины пересечения с государственным лесным фондом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20.1. В п. 20.1 ч. 1 комментируемой статьи говорится о приостановлении только кадастрового учета лесного участка в тех случаях, когда границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Исключение составляют случаи пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, или случаи, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости. Преобразуемым является земельный участок, в отношении которого возможно преобразование, под которым понимается раздел, выдел, объединение, перераспределение земельного участка. Другими словами, новые земельные участки образуются из уже существующего участка (участков).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20.1. В п. 20.1 ч. 1 комментируемой статьи говорится о приостановлении только кадастрового учета лесного участка в тех случаях, когда границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Исключение составляют случаи пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, или случаи, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости. Преобразуемым является земельный участок, в отношении которого возможно преобразование, под которым понимается раздел, выдел, объединение, перераспределение земельного участка. Другими словами, новые земельные участки образуются из уже существующего участка (участков).
Статья: Сопоставительный анализ систем использования сельскохозяйственных земель Китая и России
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)После экономической реформы 1978 года основной хозяйствующей единицей на сельскохозяйственных землях КНР был принят семейный подряд. Земельные ресурсы и другие средства производства оставались в коллективной собственности. Каждой семье исходя из количества ее членов выдавалось производственное задание, под которое крестьянский двор брал в пользование земельные участки. В результате государство устанавливало вид получаемой продукции, размер обязательной сдачи урожая в счет сельскохозяйственного налога, количество продукции, которое должно было продаваться государству по фиксированной цене и которое должно было передаваться в коллективные фонды, а также размер отчислений за пользование общественными средствами производства (техника, система орошения, защитные лесные полосы и т.п.).
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)После экономической реформы 1978 года основной хозяйствующей единицей на сельскохозяйственных землях КНР был принят семейный подряд. Земельные ресурсы и другие средства производства оставались в коллективной собственности. Каждой семье исходя из количества ее членов выдавалось производственное задание, под которое крестьянский двор брал в пользование земельные участки. В результате государство устанавливало вид получаемой продукции, размер обязательной сдачи урожая в счет сельскохозяйственного налога, количество продукции, которое должно было продаваться государству по фиксированной цене и которое должно было передаваться в коллективные фонды, а также размер отчислений за пользование общественными средствами производства (техника, система орошения, защитные лесные полосы и т.п.).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2007. С. 75.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2007. С. 75.
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100%;
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100%;