Перерасчет арендной платы за землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Перерасчет арендной платы за землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 39.7 ЗК РФОсновные принципы определения арендной платы обязательны, когда размер арендной платы за публичные земли устанавливает компетентный орган >>>
Позиция ВС РФ: Если арендодатель не уведомил арендатора публичного земельного участка об изменении регулируемой арендной платы, хотя по условиям договора обязан был это сделать, арендатор не освобождается от обязанности заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами, но может оспорить начисление неустойки за нарушение сроков внесения арендной платы
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)
Применимые нормы: п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, ст. 406 ГК РФЕсли арендодатель не исполнил предусмотренную договором аренды публичного земельного участка обязанность своевременно производить перерасчет арендной платы и информировать об этом арендатора и не уведомил его об изменении арендной платы, это не освобождает арендатора от обязательства заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами. В то же время в силу ст. 406 ГК РФ он вправе оспаривать правомерность начисления неустойки за нарушение сроков внесения платы.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)
Применимые нормы: п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, ст. 406 ГК РФЕсли арендодатель не исполнил предусмотренную договором аренды публичного земельного участка обязанность своевременно производить перерасчет арендной платы и информировать об этом арендатора и не уведомил его об изменении арендной платы, это не освобождает арендатора от обязательства заплатить за аренду в размере, установленном нормативными правовыми актами. В то же время в силу ст. 406 ГК РФ он вправе оспаривать правомерность начисления неустойки за нарушение сроков внесения платы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Например, согласно п. 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Например, согласно п. 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подп. "а" п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подп. "а" п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
Готовое решение: Как учитывать аренду земельного участка под строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: арендные платежи за земельные участки под строительство, как правило, устанавливаются не в фиксированной сумме. Они могут меняться, например, при изменении кадастровой стоимости участка, базовой ставки арендной платы, различных коэффициентов. В связи с этим при изменении величины арендных платежей вам необходимо пересчитывать и корректировать в учете ППА и обязательство по аренде и с момента пересчета начислять амортизацию ППА и процентный расход по арендному обязательству в новой сумме. При изменении величины обязательства по аренде ставка дисконтирования пересматривается (п. п. 21, 22 ФСБУ 25/2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: арендные платежи за земельные участки под строительство, как правило, устанавливаются не в фиксированной сумме. Они могут меняться, например, при изменении кадастровой стоимости участка, базовой ставки арендной платы, различных коэффициентов. В связи с этим при изменении величины арендных платежей вам необходимо пересчитывать и корректировать в учете ППА и обязательство по аренде и с момента пересчета начислять амортизацию ППА и процентный расход по арендному обязательству в новой сумме. При изменении величины обязательства по аренде ставка дисконтирования пересматривается (п. п. 21, 22 ФСБУ 25/2018).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 9 Постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 9 данных Правил, не проводится.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 9 Постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 9 данных Правил, не проводится.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство имущественных отношений Московской области письмом от 15.02.2007 г. N ИС-1626 уведомило ЗАО "Зубр+" об изменении механизма расчета арендной платы в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ "О регулировании земельных отношений" и перерасчете арендной платы на 2006 г. и начиная с 2007 г. с применением нового механизма расчета арендной платы исходя из размера базовой ставки арендной платы - 0,015004 руб. кв. м коэффициента места месторасположения - 1, коэффициента, учитывающего условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора; размер арендной платы на 2006 - 2007 г. составил 2700 руб. 72 коп.
Нужно ли регистрировать изменение арендной платы в договоре аренды в соответствии с предусмотренным в нем механизмом
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство имущественных отношений Московской области письмом от 15.02.2007 г. N ИС-1626 уведомило ЗАО "Зубр+" об изменении механизма расчета арендной платы в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23\96-ОЗ "О регулировании земельных отношений" и перерасчете арендной платы на 2006 г. и начиная с 2007 г. с применением нового механизма расчета арендной платы исходя из размера базовой ставки арендной платы - 0,015004 руб. кв. м коэффициента места месторасположения - 1, коэффициента, учитывающего условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора; размер арендной платы на 2006 - 2007 г. составил 2700 руб. 72 коп.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)При решении вопроса о нарушении собственником здания, оформившим занятый им земельный участок на праве аренды, правового режима земельного участка необходимо установить, противоречат ли осуществляемый вид деятельности и способ использования указанных объектов их целевому использованию и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Вместе с тем арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, при этом площадь объектов, используемых для этой деятельности, должна составлять не более 25% от площади всех капитальных объектов. Такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка, а также не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)При решении вопроса о нарушении собственником здания, оформившим занятый им земельный участок на праве аренды, правового режима земельного участка необходимо установить, противоречат ли осуществляемый вид деятельности и способ использования указанных объектов их целевому использованию и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Вместе с тем арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, при этом площадь объектов, используемых для этой деятельности, должна составлять не более 25% от площади всех капитальных объектов. Такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка, а также не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
Вопрос: Без проведения торгов заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке увеличить размер арендной платы, если увеличилась кадастровая стоимость земельного участка?
(Консультация эксперта, 2024)При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
(Консультация эксперта, 2024)При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за август 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Фонд, посчитав, что с 2015 по 2019 г. использовать земельный участок для целей, предусмотренных договором аренды, было невозможно, обратился в суд с требованием о перерасчете арендной платы.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Фонд, посчитав, что с 2015 по 2019 г. использовать земельный участок для целей, предусмотренных договором аренды, было невозможно, обратился в суд с требованием о перерасчете арендной платы.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)С учетом утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП Правил землепользования (п. 3.3.5) при решении вопроса о нарушении собственником здания, оформившим занятый им земельный участок на праве аренды, правового режима земельного участка необходимо установить, противоречат ли осуществляемый вид деятельности и способ использования указанных объектов их целевому использованию и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, причем площадь объектов, используемых для этой деятельности, должна составлять не более 25% площади всех капитальных объектов. Такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка, а также не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)С учетом утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП Правил землепользования (п. 3.3.5) при решении вопроса о нарушении собственником здания, оформившим занятый им земельный участок на праве аренды, правового режима земельного участка необходимо установить, противоречат ли осуществляемый вид деятельности и способ использования указанных объектов их целевому использованию и видам разрешенного использования, закрепленным в нормативных актах. Арендатор, использующий участок по основному виду разрешенного использования, вправе осуществлять в принадлежащих ему объектах капитального строительства на таком участке вспомогательный вид деятельности, предусмотренный градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, причем площадь объектов, используемых для этой деятельности, должна составлять не более 25% площади всех капитальных объектов. Такая деятельность не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению или о несоответствии фактического вида использования целям предоставления участка, а также не влечет необходимости пересчета кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы за него.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Районный суд, по иску администрации муниципального района, признал дополнительное соглашение недействительным. Законом Республики Карелия Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, при этом полномочия арендодателя по действующим договорам аренды Министерству не переданы. Не являясь стороной заключенного договора аренды, Министерство не вправе было совершать юридически значимые действия, направленные на изменение условий договора по пересчету размера арендной платы <20>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Районный суд, по иску администрации муниципального района, признал дополнительное соглашение недействительным. Законом Республики Карелия Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, при этом полномочия арендодателя по действующим договорам аренды Министерству не переданы. Не являясь стороной заключенного договора аренды, Министерство не вправе было совершать юридически значимые действия, направленные на изменение условий договора по пересчету размера арендной платы <20>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важно в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости либо об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения указать сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью. Как отмечалось ранее, от кадастровой стоимости зависят размер земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, плата за публичный сервитут и другие платежи. Соответственно, изменение кадастровой стоимости в судебном порядке повлечет перерасчет соответственно земельного налога, арендной платы и других платежей, рассчитываемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Важно в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости либо об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения указать сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью. Как отмечалось ранее, от кадастровой стоимости зависят размер земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, плата за публичный сервитут и другие платежи. Соответственно, изменение кадастровой стоимости в судебном порядке повлечет перерасчет соответственно земельного налога, арендной платы и других платежей, рассчитываемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)- при расчете арендной платы по договору аренды органом местного самоуправления были применены: ставка арендной платы в размере 2,8 и коэффициент арендной платы 1,00. Между тем арендная плата по договору подлежит оплате арендатором с учетом измененного вида разрешенного использования земельного участка, а при расчете арендной платы должна применяться ставка арендной платы в размере 1,5%, так как с указанной даты вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для содержания и эксплуатации подстанций" на "энергетика", в связи с чем арендодатель обязан осуществить перерасчет арендной платы (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 июля 2022 г. N А81-8536/2021);
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)- при расчете арендной платы по договору аренды органом местного самоуправления были применены: ставка арендной платы в размере 2,8 и коэффициент арендной платы 1,00. Между тем арендная плата по договору подлежит оплате арендатором с учетом измененного вида разрешенного использования земельного участка, а при расчете арендной платы должна применяться ставка арендной платы в размере 1,5%, так как с указанной даты вид разрешенного использования земельного участка был изменен с "для содержания и эксплуатации подстанций" на "энергетика", в связи с чем арендодатель обязан осуществить перерасчет арендной платы (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 июля 2022 г. N А81-8536/2021);