Перепродажа товара с товарным знаком
Подборка наиболее важных документов по запросу Перепродажа товара с товарным знаком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли продавец ограничить права покупателя на перепродажу товара
(КонсультантПлюс, 2025)Если продавец является обладателем исключительного права на товарный знак, полагаем, он также не может на этом основании запретить покупателю последующую продажу товара. Объясняется это тем, что использование товарного знака в отношении товаров, которые введены в оборот на территории РФ самим правообладателем или с его согласия, не нарушает исключительное право на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если продавец является обладателем исключительного права на товарный знак, полагаем, он также не может на этом основании запретить покупателю последующую продажу товара. Объясняется это тем, что использование товарного знака в отношении товаров, которые введены в оборот на территории РФ самим правообладателем или с его согласия, не нарушает исключительное право на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Имеется немало примеров решения подобных споров, касающихся использования товарных знаков при перепродаже ввезенных готовых товаров <3>, использования товарных знаков при ввозе сырья и комплектующих для локального производства <4>, коммерческой концессии (франчайзинг) и маркетингового ноу-хау <5>, лицензионных платежей за производственное ноу-хау <6>, лицензионных платежей за пользование авторскими правами <7>, лицензионных платежей за селекционные достижения <8>, переквалификации иных платежей в лицензионные для целей включения в таможенную стоимость <9> и т.п.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Имеется немало примеров решения подобных споров, касающихся использования товарных знаков при перепродаже ввезенных готовых товаров <3>, использования товарных знаков при ввозе сырья и комплектующих для локального производства <4>, коммерческой концессии (франчайзинг) и маркетингового ноу-хау <5>, лицензионных платежей за производственное ноу-хау <6>, лицензионных платежей за пользование авторскими правами <7>, лицензионных платежей за селекционные достижения <8>, переквалификации иных платежей в лицензионные для целей включения в таможенную стоимость <9> и т.п.
Статья: Доктрина исчерпания прав на товарный знак в Европейском союзе и США: сравнительный анализ
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Если перепродаваемые товары существенно отличаются от товаров, продаваемых владельцем товарного знака, доктрина первой продажи не применяется. Неспособность обеспечить контроль качества, требуемый владельцем товарного знака, также не позволит применить доктрину исчерпания прав. Так, в деле Shell Oil Co. против Commercial Petroleum, Inc. суд решил, что нефтепродукты, не прошедшие контроль качества Shell, являются контрафактными [10].
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Если перепродаваемые товары существенно отличаются от товаров, продаваемых владельцем товарного знака, доктрина первой продажи не применяется. Неспособность обеспечить контроль качества, требуемый владельцем товарного знака, также не позволит применить доктрину исчерпания прав. Так, в деле Shell Oil Co. против Commercial Petroleum, Inc. суд решил, что нефтепродукты, не прошедшие контроль качества Shell, являются контрафактными [10].
Статья: Параллельный импорт как экономико-правовая категория
(Белых В.С., Панова А.С.)
("Юрист", 2023, N 3)С юридической точки зрения концепция параллельного импорта связана с категорией правового режима. В общетеоретическом плане под правовым режимом принято понимать "порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования" <9>. Категория правового режима необходима в целях уяснения специфики юридического регулирования определенной сферы общественных отношений, особенностей регулирования конкретного участка деятельности <10>. Условия ввоза в страну товаров могут определяться следующими правовыми режимами: международным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая сильная доктрина исчерпания права) (далее - международный режим), национальным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая слабая доктрина исчерпания права) (далее - национальный режим) и региональным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая промежуточная модель исчерпания права) (далее - региональный режим). Основу международного режима составляет дозволение, в силу которого товары могут перепродаваться без разрешения правообладателя товарного знака в любой стране при условии первоначального введения их в гражданский оборот самим правообладателем или с его согласия другим управомоченным лицом. Особая направленность международного режима состоит в том, что он разрешает параллельный импорт. В отличие от международного режима, основу национального режима составляет запрет продажи товаров в стране импорта товаров без разрешения правообладателя товарного знака. Другими словами, "введение товаров в гражданский оборот на рынке одной страны не исчерпывает исключительное право на товарный знак на рынке другой страны" <11>. В целом особая направленность национального режима заключается в запрете параллельного импорта, установленном страной импорта товаров. Несколько слов необходимо сказать о региональном режиме. Такой режим устанавливается, как правило, в рамках интеграционных объединений стран, создаваемых с целью экономического сотрудничества, предполагающего формирование единого рынка товаров, преодоление национальных торговых барьеров. Региональный режим основывается на разрешении продажи импортируемого в интеграционное объединение стран товара при условии исчерпания исключительного права на товарный знак после первой продажи товара в одной из стран, входящих в такой союз (объединение). Иначе говоря, региональный режим применяется на ограниченной территории какого-либо союза государств, например Европейского союза (далее - ЕС) или Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), и, как отмечается в литературе, совмещает преимущества и недостатки сильной и слабой доктрин исчерпания <12>. Такой режим обычно используется в рамках определенной таможенной зоны <13>.
(Белых В.С., Панова А.С.)
("Юрист", 2023, N 3)С юридической точки зрения концепция параллельного импорта связана с категорией правового режима. В общетеоретическом плане под правовым режимом принято понимать "порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования" <9>. Категория правового режима необходима в целях уяснения специфики юридического регулирования определенной сферы общественных отношений, особенностей регулирования конкретного участка деятельности <10>. Условия ввоза в страну товаров могут определяться следующими правовыми режимами: международным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая сильная доктрина исчерпания права) (далее - международный режим), национальным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая слабая доктрина исчерпания права) (далее - национальный режим) и региональным режимом исчерпания права на товарный знак (так называемая промежуточная модель исчерпания права) (далее - региональный режим). Основу международного режима составляет дозволение, в силу которого товары могут перепродаваться без разрешения правообладателя товарного знака в любой стране при условии первоначального введения их в гражданский оборот самим правообладателем или с его согласия другим управомоченным лицом. Особая направленность международного режима состоит в том, что он разрешает параллельный импорт. В отличие от международного режима, основу национального режима составляет запрет продажи товаров в стране импорта товаров без разрешения правообладателя товарного знака. Другими словами, "введение товаров в гражданский оборот на рынке одной страны не исчерпывает исключительное право на товарный знак на рынке другой страны" <11>. В целом особая направленность национального режима заключается в запрете параллельного импорта, установленном страной импорта товаров. Несколько слов необходимо сказать о региональном режиме. Такой режим устанавливается, как правило, в рамках интеграционных объединений стран, создаваемых с целью экономического сотрудничества, предполагающего формирование единого рынка товаров, преодоление национальных торговых барьеров. Региональный режим основывается на разрешении продажи импортируемого в интеграционное объединение стран товара при условии исчерпания исключительного права на товарный знак после первой продажи товара в одной из стран, входящих в такой союз (объединение). Иначе говоря, региональный режим применяется на ограниченной территории какого-либо союза государств, например Европейского союза (далее - ЕС) или Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), и, как отмечается в литературе, совмещает преимущества и недостатки сильной и слабой доктрин исчерпания <12>. Такой режим обычно используется в рамках определенной таможенной зоны <13>.
Готовое решение: Какая предусмотрена ответственность за реализацию контрафактной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. На юрлиц, в частности, могут наложить административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. руб., а также конфисковать контрафакты и орудия правонарушения. Если случай подходит под недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, применяются нормы о ней (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Обратите внимание: покупатель товара с чужим товарным знаком тоже отвечает за незаконную реализацию, если перепродает товар (абз. 5 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. На юрлиц, в частности, могут наложить административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. руб., а также конфисковать контрафакты и орудия правонарушения. Если случай подходит под недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, применяются нормы о ней (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Обратите внимание: покупатель товара с чужим товарным знаком тоже отвечает за незаконную реализацию, если перепродает товар (абз. 5 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).