Переобучение работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Переобучение работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Профессиональная подготовка, переподготовка
(КонсультантПлюс, 2025)Направление на переобучение работника за счет средств работодателя является правом, а не обязанностью работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Направление на переобучение работника за счет средств работодателя является правом, а не обязанностью работодателя
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение ученического договора
(КонсультантПлюс, 2025)...направление на переобучение работника за счет средств работодателя является правом, а не обязанностью работодателя..."
(КонсультантПлюс, 2025)...направление на переобучение работника за счет средств работодателя является правом, а не обязанностью работодателя..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование труда уязвимых групп работников: вызовы и пути их преодоления в эру искусственного интеллекта
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)И.А. Филипова полагает, что трудовое законодательство должно предусмотреть ограничения по выполнению работ, которые могут выполняться роботами, установление защитных квот на рабочие места, занимаемые людьми, правила взаимодействия работников и роботов для тех работ, где их труд будет совместным; гарантии по переобучению работников в целях повышения их конкурентоспособности в сравнении с системами ИИ; меры социальной защиты для высвобождаемых работников, рабочие места которых исчезнут из-за внедрения ИИ <19>. Предлагается предусмотреть перечень сведений, которые не могут входить в цифровой профиль работника, а также перечень недопустимых целей его использования <20>.
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)И.А. Филипова полагает, что трудовое законодательство должно предусмотреть ограничения по выполнению работ, которые могут выполняться роботами, установление защитных квот на рабочие места, занимаемые людьми, правила взаимодействия работников и роботов для тех работ, где их труд будет совместным; гарантии по переобучению работников в целях повышения их конкурентоспособности в сравнении с системами ИИ; меры социальной защиты для высвобождаемых работников, рабочие места которых исчезнут из-за внедрения ИИ <19>. Предлагается предусмотреть перечень сведений, которые не могут входить в цифровой профиль работника, а также перечень недопустимых целей его использования <20>.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
(ред. от 29.09.2025)занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения ст. 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пп. 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 62 (далее - положение о дипломировании членов экипажей морских судов), и исходил из того, что повышение квалификации и наличие действующего рабочего диплома является необходимым и обязательным условием для продолжения работы Я. на судне в занимаемой должности, а также требованием закона. При этом нормативно закрепленная обязанность работодателя проводить переобучение работников не может зависеть от наличия или отсутствия федерального финансирования на эти цели. Неисполнение работодателем возложенной на него законом обязанности направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий. Поскольку Я. для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить Я. на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел право самостоятельно пройти переподготовку и получить диплом, в связи с чем суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании понесенных истцом расходов на обучение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции сослался на Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, положения ст. 21, 196, 197, 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пп. 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 62 (далее - положение о дипломировании членов экипажей морских судов), и исходил из того, что повышение квалификации и наличие действующего рабочего диплома является необходимым и обязательным условием для продолжения работы Я. на судне в занимаемой должности, а также требованием закона. При этом нормативно закрепленная обязанность работодателя проводить переобучение работников не может зависеть от наличия или отсутствия федерального финансирования на эти цели. Неисполнение работодателем возложенной на него законом обязанности направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий. Поскольку Я. для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить Я. на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел право самостоятельно пройти переподготовку и получить диплом, в связи с чем суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании понесенных истцом расходов на обучение.
Статья: Вопросы об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, связанных с выполнением оборонного законодательства
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 5)Также работодателям рекомендуется при необходимости принимать меры по комплектованию штатов рабочими и специалистами необходимой квалификации, повышению квалификации, переобучению работников, в том числе во взаимодействии со службами занятости населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
(Аракелян К.Э., Аракелян Г.К.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 5)Также работодателям рекомендуется при необходимости принимать меры по комплектованию штатов рабочими и специалистами необходимой квалификации, повышению квалификации, переобучению работников, в том числе во взаимодействии со службами занятости населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья: Влияние практики внедрения цифровых технологий на трудовую функцию работника и иные связанные с ней условия трудового договора
(Белозерова К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В целях минимизации описанных рисков важно закрепить достаточные гарантии работников, предусмотреть механизмы перепрофилирования работников. Безусловно, одну из ключевых ролей в данном вопросе играет планирование в сфере обучения будущих работников. Однако на уровне трудового права важно определить минимальные гарантии для работников, потребность в которых утрачивается в связи с объективной необходимостью автоматизации трудового процесса (например, предусмотреть действующие механизмы предварительного переобучения работников, обеспечить квотирование рабочих мест для уволенных по указанным причинам работников, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в связи с невозможностью найти работу по старой профессии и пройти обучение, определить гарантийные и компенсационные меры и т.д.).
(Белозерова К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В целях минимизации описанных рисков важно закрепить достаточные гарантии работников, предусмотреть механизмы перепрофилирования работников. Безусловно, одну из ключевых ролей в данном вопросе играет планирование в сфере обучения будущих работников. Однако на уровне трудового права важно определить минимальные гарантии для работников, потребность в которых утрачивается в связи с объективной необходимостью автоматизации трудового процесса (например, предусмотреть действующие механизмы предварительного переобучения работников, обеспечить квотирование рабочих мест для уволенных по указанным причинам работников, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в связи с невозможностью найти работу по старой профессии и пройти обучение, определить гарантийные и компенсационные меры и т.д.).
Статья: Обучение оказанию первой помощи на работе
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)И еще один момент. По нашему мнению, позиция Минтруда России, изложенная в упомянутом письме от 30.05.2022 N 15-2/В-1677, не совсем верна. Программа обучения правилам оказания первой помощи едина для всех, и, следовательно, при переводе нет оснований для переобучения работника именно первой помощи, но вот если он освоил данные приемы в рамках программы по охране труда, а при переводе требуется освоение новой (например, раньше была программа "а", но при переводе требуется программа "б"), то план обучения по новой программе также должен включать первую помощь.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)И еще один момент. По нашему мнению, позиция Минтруда России, изложенная в упомянутом письме от 30.05.2022 N 15-2/В-1677, не совсем верна. Программа обучения правилам оказания первой помощи едина для всех, и, следовательно, при переводе нет оснований для переобучения работника именно первой помощи, но вот если он освоил данные приемы в рамках программы по охране труда, а при переводе требуется освоение новой (например, раньше была программа "а", но при переводе требуется программа "б"), то план обучения по новой программе также должен включать первую помощь.
Статья: Коллективный договор как организационно-правовой документ
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Выработка условий коллективного договора возложена на его стороны. В принципе договором может быть урегулирован любой вопрос, затрагивающий интересы работников и работодателя. Однако в части второй ст. 41 ТК РФ приводится рекомендуемый перечень вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться обязательства сторон. К таким вопросам относятся: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков); улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и др. Исходя из уровня финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре допускается устанавливать льготы и преимущества для работников, а также условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Выработка условий коллективного договора возложена на его стороны. В принципе договором может быть урегулирован любой вопрос, затрагивающий интересы работников и работодателя. Однако в части второй ст. 41 ТК РФ приводится рекомендуемый перечень вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться обязательства сторон. К таким вопросам относятся: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков); улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и др. Исходя из уровня финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре допускается устанавливать льготы и преимущества для работников, а также условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)По мнению И.А. Филиповой, трудовое законодательство должно предусмотреть ограничения по выполнению работ, которые могут осуществляться роботами, установление защитных квот на рабочие места, занимаемые людьми, правила взаимодействия работников и роботов для тех работ, где их труд будет совместным; гарантии по переобучению работников в целях повышения их конкурентоспособности в сравнении с системами ИИ; меры социальной защиты для высвобождаемых работников, рабочие места которых исчезнут из-за внедрения ИИ [17, с. 185].
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)По мнению И.А. Филиповой, трудовое законодательство должно предусмотреть ограничения по выполнению работ, которые могут осуществляться роботами, установление защитных квот на рабочие места, занимаемые людьми, правила взаимодействия работников и роботов для тех работ, где их труд будет совместным; гарантии по переобучению работников в целях повышения их конкурентоспособности в сравнении с системами ИИ; меры социальной защиты для высвобождаемых работников, рабочие места которых исчезнут из-за внедрения ИИ [17, с. 185].
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Представленные данные, так же как и многие другие, позволяют говорить об активизации процесса обучения и переобучения работников в последние годы, о переходе от принципа "образование на всю жизнь" к "образованию через всю жизнь". В целом в России сложилось противоречие, с одной стороны, между потребностью в развитии системы образования взрослого населения и, с другой стороны, слабой связью данной системы с ситуацией на рынке труда, недоучетом специфики взрослого населения как объекта образовательного процесса, проблемой инвестиций в образование взрослых и многими другими проблемами в обозначенной области.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Представленные данные, так же как и многие другие, позволяют говорить об активизации процесса обучения и переобучения работников в последние годы, о переходе от принципа "образование на всю жизнь" к "образованию через всю жизнь". В целом в России сложилось противоречие, с одной стороны, между потребностью в развитии системы образования взрослого населения и, с другой стороны, слабой связью данной системы с ситуацией на рынке труда, недоучетом специфики взрослого населения как объекта образовательного процесса, проблемой инвестиций в образование взрослых и многими другими проблемами в обозначенной области.