Переобучение безработных
Подборка наиболее важных документов по запросу Переобучение безработных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Теперь вернемся к показателям федерального проекта "Содействие занятости", осуществляемого в рамках национального проекта "Демография". Как уже говорилось выше, по состоянию на начало мая 2024 г. опубликованы данные только за 2022 г. При этом в отчете указывается, что в этот период количество граждан, проходивших при содействии служб занятости профессиональную переподготовку и обучение и зарегистрировавшихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, составило 3 061 520 человек <14> (за 2022 г., напомним, по данным ФНС, общее количество самозанятых увеличилось на 2 699 361 человек). Что касается показателя, отражающего количество безработных, направленных на профессиональное переобучение и обучение профессиональным навыкам, то в отчете он указывается не в абсолютных, а в относительных величинах от плана - 90,6%. Поэтому их прямое сравнение не представляется возможным. Зато сопоставление этих данных с официальным статистическим показателем Росстата, согласно которому в 2022 г. количество зарегистрированных безработных составляло чуть более 2 млн 951 тысячи человек, позволяет сделать вывод, что деятельность служб занятости в России пока по большей части направлена на увеличение "предпринимательской активности", а не снижение дефицита рабочей силы в экономике <15>. Из этого следует, что мы сталкиваемся именно с концептуальными проблемами формирования государственной политики в области занятости населения, которые и провоцируют скачкообразное увеличение самозанятости в ущерб классическому трудовому найму, спрос на который превышает предложение. Об этом свидетельствует и анализ действующего законодательства в этой области.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Теперь вернемся к показателям федерального проекта "Содействие занятости", осуществляемого в рамках национального проекта "Демография". Как уже говорилось выше, по состоянию на начало мая 2024 г. опубликованы данные только за 2022 г. При этом в отчете указывается, что в этот период количество граждан, проходивших при содействии служб занятости профессиональную переподготовку и обучение и зарегистрировавшихся в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, составило 3 061 520 человек <14> (за 2022 г., напомним, по данным ФНС, общее количество самозанятых увеличилось на 2 699 361 человек). Что касается показателя, отражающего количество безработных, направленных на профессиональное переобучение и обучение профессиональным навыкам, то в отчете он указывается не в абсолютных, а в относительных величинах от плана - 90,6%. Поэтому их прямое сравнение не представляется возможным. Зато сопоставление этих данных с официальным статистическим показателем Росстата, согласно которому в 2022 г. количество зарегистрированных безработных составляло чуть более 2 млн 951 тысячи человек, позволяет сделать вывод, что деятельность служб занятости в России пока по большей части направлена на увеличение "предпринимательской активности", а не снижение дефицита рабочей силы в экономике <15>. Из этого следует, что мы сталкиваемся именно с концептуальными проблемами формирования государственной политики в области занятости населения, которые и провоцируют скачкообразное увеличение самозанятости в ущерб классическому трудовому найму, спрос на который превышает предложение. Об этом свидетельствует и анализ действующего законодательства в этой области.
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан в сферах оплаты труда и занятости населения
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Вследствие этого только пятая часть (450 из 2 050 чел.) из числа прошедших обучение безработных трудоустроилась, затраченные на переобучение остальных граждан (почти 80%) бюджетные средства (25 млн руб.) израсходованы неэффективно.
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Вследствие этого только пятая часть (450 из 2 050 чел.) из числа прошедших обучение безработных трудоустроилась, затраченные на переобучение остальных граждан (почти 80%) бюджетные средства (25 млн руб.) израсходованы неэффективно.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 138
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) органами службы занятости населения - в процессе профессиональной консультационной работы с ищущими работу гражданами, при определении наиболее востребованных на рынках труда в субъектах Российской Федерации перспективных и новых профессий для переобучения безработных, обучения лиц предпенсионного возраста, а также для организации профессионально-ориентационной работы с различными категориями граждан;
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) органами службы занятости населения - в процессе профессиональной консультационной работы с ищущими работу гражданами, при определении наиболее востребованных на рынках труда в субъектах Российской Федерации перспективных и новых профессий для переобучения безработных, обучения лиц предпенсионного возраста, а также для организации профессионально-ориентационной работы с различными категориями граждан;
"Временный порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико - социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение"
(утв. Минтрудом РФ 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом РФ 18.04.2000 N 2510/4245-23, ФСС РФ 18.04.2000 N 02-08/10-943П)10.3. В случае признания пострадавшего в установленном порядке безработным его профессиональное обучение (переобучение) проводится в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации.
(утв. Минтрудом РФ 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом РФ 18.04.2000 N 2510/4245-23, ФСС РФ 18.04.2000 N 02-08/10-943П)10.3. В случае признания пострадавшего в установленном порядке безработным его профессиональное обучение (переобучение) проводится в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации.
Статья: Сокращения в марте - ошибки фирм. Как исправить их?
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 5)Из-за введенных против России санкций власти в начале марта 2022 года начали обсуждать меры поддержки рынка труда, чтобы избежать безработицы. В предварительном списке значились организация временных работ на срок до трех месяцев, выплаты работникам с неполной занятостью и зарплатой ниже минимального размера оплаты труда, организация профессионального переобучения примерно для 200 тыс. человек. Российский Президент Владимир Путин заявил, что структурные изменения экономики страны, вызванные санкциями стран Запада, приведут к временному росту инфляции и безработицы, и их нужно минимизировать. Также Президент поручил высшим должностным лицам регионов принять необходимые меры по обеспечению социально-экономической стабильности.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 5)Из-за введенных против России санкций власти в начале марта 2022 года начали обсуждать меры поддержки рынка труда, чтобы избежать безработицы. В предварительном списке значились организация временных работ на срок до трех месяцев, выплаты работникам с неполной занятостью и зарплатой ниже минимального размера оплаты труда, организация профессионального переобучения примерно для 200 тыс. человек. Российский Президент Владимир Путин заявил, что структурные изменения экономики страны, вызванные санкциями стран Запада, приведут к временному росту инфляции и безработицы, и их нужно минимизировать. Также Президент поручил высшим должностным лицам регионов принять необходимые меры по обеспечению социально-экономической стабильности.
Статья: Работа в России. Мнения
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)В идеале "Работа в России" - это своего рода Госуслуги для всех категорий трудящихся, где в режиме одного окна можно получить весь набор услуг и документов, не выходя из дома. Встать на учет в центре занятости, подать заявку на переобучение, разместить резюме и прочее. Это то, что касается граждан и их комфорта. А для госорганов важна аналитика. Где, какое предприятие, например, закрывается, сколько сокращает людей, сколько из них переходят на новую работу, сколько идут на переобучение и т.д. А потом сведение этих данных по всем регионам дает общую картину. Не просто молчаливую цифру по уровню безработицы, а говорящую статистику, которая далее ложится в основу изменения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, механизмы поддержки бизнеса и политику занятости как таковую. Однако для сбора аналитических данных у государства есть еще с десяток механизмов, а вот у граждан вариантов не так уж много.
(Святенко И., Нилов Я., Ляшок В., Позднякова О., Починок Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 3)В идеале "Работа в России" - это своего рода Госуслуги для всех категорий трудящихся, где в режиме одного окна можно получить весь набор услуг и документов, не выходя из дома. Встать на учет в центре занятости, подать заявку на переобучение, разместить резюме и прочее. Это то, что касается граждан и их комфорта. А для госорганов важна аналитика. Где, какое предприятие, например, закрывается, сколько сокращает людей, сколько из них переходят на новую работу, сколько идут на переобучение и т.д. А потом сведение этих данных по всем регионам дает общую картину. Не просто молчаливую цифру по уровню безработицы, а говорящую статистику, которая далее ложится в основу изменения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, механизмы поддержки бизнеса и политику занятости как таковую. Однако для сбора аналитических данных у государства есть еще с десяток механизмов, а вот у граждан вариантов не так уж много.
Статья: Модели государственного регулирования занятости населения в зарубежных странах и в Российской Федерации
(Гальцова И.Ю.)
("Юрист", 2024, N 10)- организация оплачиваемых общественных работ для граждан, состоящих на учете в качестве безработных;
(Гальцова И.Ю.)
("Юрист", 2024, N 10)- организация оплачиваемых общественных работ для граждан, состоящих на учете в качестве безработных;
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)медосвидетельствование безработных граждан, направляемых на профобучение (переобучение) (Руководство по применению КОСГУ);
(КонсультантПлюс, 2025)медосвидетельствование безработных граждан, направляемых на профобучение (переобучение) (Руководство по применению КОСГУ);
Статья: Содействие занятости. Официальная позиция
(Талбацкий Я.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)С учетом рынка труда соискателя программы бесплатного переобучения распространены не только на безработных, но и на имеющих работу граждан. Это позволяет гражданам, которые уже работают, обновить свои навыки и получить повышение, избежать рисков увольнения, дополнив свои навыки современными технологиями. Программа помогает и тем, кто имеет потребность обновить свои навыки после длительной паузы в работе по специальности, например в связи с уходом за ребенком.
(Талбацкий Я.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 9)С учетом рынка труда соискателя программы бесплатного переобучения распространены не только на безработных, но и на имеющих работу граждан. Это позволяет гражданам, которые уже работают, обновить свои навыки и получить повышение, избежать рисков увольнения, дополнив свои навыки современными технологиями. Программа помогает и тем, кто имеет потребность обновить свои навыки после длительной паузы в работе по специальности, например в связи с уходом за ребенком.
Статья: Социальный контракт как способ адресной социальной адаптации граждан России
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Общий период ежемесячных выплат составляет 4 месяца, первая выплата производится в течение месяца с даты заключения соцконтракта при условии, что гражданин зарегистрировался в центре занятости населения в качестве безработного или ищущего работу; 3 выплаты осуществляются в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства. Ежемесячная сумма устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Общий период ежемесячных выплат составляет 4 месяца, первая выплата производится в течение месяца с даты заключения соцконтракта при условии, что гражданин зарегистрировался в центре занятости населения в качестве безработного или ищущего работу; 3 выплаты осуществляются в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства. Ежемесячная сумма устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Статья: Понятие и признаки социального государства в науке конституционного права
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Также упрощены процедуры постановки на учет лиц в службе занятости в качестве безработных, развитие в законодательстве получили новые формы занятости и переобучения, в том числе в дистанционном формате.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Также упрощены процедуры постановки на учет лиц в службе занятости в качестве безработных, развитие в законодательстве получили новые формы занятости и переобучения, в том числе в дистанционном формате.