Перенос бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2025 N 13АП-10034/2025 по делу N А21-10875/2024
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требования заказчика: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Заказчиком предъявлена к взысканию неустойка за нарушение подрядчиком срока выполнения работ.
Решение: Отказано.Как правомерно указал суд первой инстанции, изменение дополнительным соглашением от 29.12.2020 условий контракта о сроке выполнения работ в сторону его увеличения, не исключает в рассмотренном случае списание неустойки на основании правил N 783, направленных на поддержку подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, ввиду того, что изменение условий было обусловлено необходимостью соблюдения заказчиком требований статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в связи с переносом части лимитов бюджетных обязательств на основании распоряжения Правительства Калининградской области от 24.12.2020 N 247-р), заключалось в его интересах и по его инициативе.
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требования заказчика: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Заказчиком предъявлена к взысканию неустойка за нарушение подрядчиком срока выполнения работ.
Решение: Отказано.Как правомерно указал суд первой инстанции, изменение дополнительным соглашением от 29.12.2020 условий контракта о сроке выполнения работ в сторону его увеличения, не исключает в рассмотренном случае списание неустойки на основании правил N 783, направленных на поддержку подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, ввиду того, что изменение условий было обусловлено необходимостью соблюдения заказчиком требований статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в связи с переносом части лимитов бюджетных обязательств на основании распоряжения Правительства Калининградской области от 24.12.2020 N 247-р), заключалось в его интересах и по его инициативе.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 N 17АП-4449/2023-ГК по делу N А50-20624/2022
Требование: О взыскании неустойки по государственным контрактам.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.В связи с переносом лимитов бюджетных обязательств с 2022 годна 20213 год сторонами заключено дополнительное соглашение от 21.11.2022 N 2 к контракту, которым цена работ на 2023 год установлена 215 879 руб., срок действия контракта и бюджетного обязательства определен до 20.11.2023, а также указано, что установленный срок не изменяет права и обязанности сторон по нему, а также не исключает предъявление штрафных санкций за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств.
Требование: О взыскании неустойки по государственным контрактам.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.В связи с переносом лимитов бюджетных обязательств с 2022 годна 20213 год сторонами заключено дополнительное соглашение от 21.11.2022 N 2 к контракту, которым цена работ на 2023 год установлена 215 879 руб., срок действия контракта и бюджетного обязательства определен до 20.11.2023, а также указано, что установленный срок не изменяет права и обязанности сторон по нему, а также не исключает предъявление штрафных санкций за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исполнение контрактов и договоров: сложности взаимодействия сторон и полезные советы для участников закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)5. При исполнении контрактов по Закону N 44-ФЗ старайтесь не переносить работы (как и поставку товаров) на следующий финансовый год, т.к. лимиты бюджетных обязательств легко могут измениться (в сторону сокращения), и это невозможно будет оспорить: в контракты, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязательно включается пункт о вероятном одностороннем изменении условий контракта. По Закону N 223-ФЗ перенос работ (услуг) на следующий календарный год не так критичен, но тоже может иметь свои риски.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)5. При исполнении контрактов по Закону N 44-ФЗ старайтесь не переносить работы (как и поставку товаров) на следующий финансовый год, т.к. лимиты бюджетных обязательств легко могут измениться (в сторону сокращения), и это невозможно будет оспорить: в контракты, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязательно включается пункт о вероятном одностороннем изменении условий контракта. По Закону N 223-ФЗ перенос работ (услуг) на следующий календарный год не так критичен, но тоже может иметь свои риски.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Неосуществление фондом контроля за выполнением подрядчиками взятых на себя обязательств по проектированию и строительству объектов образования, несвоевременное ведение претензионной работы послужили одной из причин неосвоения на протяжении нескольких лет бюджетных средств в полном объеме, переноса сроков строительства зданий школ и детских садов, а как результат - нарушения прав детей на получение образования.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Неосуществление фондом контроля за выполнением подрядчиками взятых на себя обязательств по проектированию и строительству объектов образования, несвоевременное ведение претензионной работы послужили одной из причин неосвоения на протяжении нескольких лет бюджетных средств в полном объеме, переноса сроков строительства зданий школ и детских садов, а как результат - нарушения прав детей на получение образования.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом контроле за финансовым состоянием учреждений и установления ответственности руководителя бюджетного учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом контроле за финансовым состоянием учреждений и установления ответственности руководителя бюджетного учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Перенос показателей (остатков) по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, сформированных в отчетном финансовом году на первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, осуществляется в первый рабочий день текущего финансового года на основании сформированных органами Федерального казначейства Казначейских справок.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Перенос показателей (остатков) по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, сформированных в отчетном финансовом году на первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, осуществляется в первый рабочий день текущего финансового года на основании сформированных органами Федерального казначейства Казначейских справок.
Статья: Застройка земельного участка, занятого чужими инженерными сетями
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)При заключении договора на оказание услуг по переносу сетей у правообладателя инженерной коммуникации возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Совершенно очевидно, что данные затраты сетевые организации стараются переложить на застройщиков, учитывая их в стоимости договора. При заключении же договора на компенсацию затрат отсутствует налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость, а если объект публичной собственности создается за счет бюджетных средств, также налога на прибыль, что подтверждает налоговый орган в своих разъяснениях <15>.
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)При заключении договора на оказание услуг по переносу сетей у правообладателя инженерной коммуникации возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Совершенно очевидно, что данные затраты сетевые организации стараются переложить на застройщиков, учитывая их в стоимости договора. При заключении же договора на компенсацию затрат отсутствует налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость, а если объект публичной собственности создается за счет бюджетных средств, также налога на прибыль, что подтверждает налоговый орган в своих разъяснениях <15>.
Статья: Основные бюджетные принципы и исключения в международной практике управления бюджетом
(Богачева О.В., Смородинов О.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Согласно этому принципу процесс составления бюджета осуществляется ежегодно и охватывает только один год, голосование по проекту в законодательном органе власти проводится ежегодно, исполнение бюджета также охватывает один год. С окончанием финансового года прекращаются бюджетные обязательства и операции с бюджетными ресурсами. Данный принцип предполагает, что не израсходованные в течение бюджетного года бюджетные ассигнования прекращают свое действие и остатки средств не переносятся на следующий год.
(Богачева О.В., Смородинов О.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Согласно этому принципу процесс составления бюджета осуществляется ежегодно и охватывает только один год, голосование по проекту в законодательном органе власти проводится ежегодно, исполнение бюджета также охватывает один год. С окончанием финансового года прекращаются бюджетные обязательства и операции с бюджетными ресурсами. Данный принцип предполагает, что не израсходованные в течение бюджетного года бюджетные ассигнования прекращают свое действие и остатки средств не переносятся на следующий год.
Статья: Новшества в применении счетов 200, 300, 400, 500 и счетов забалансового учета
(Макарова О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Приказом N 192н внесено уточнение в положение п. 312 Инструкции N 157н, устанавливающее, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
(Макарова О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Приказом N 192н внесено уточнение в положение п. 312 Инструкции N 157н, устанавливающее, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)2. Оптимизировать работу с ГИИС "Электронный бюджет" и ведомственными информационно-техническими системами, внедрив в работу искусственный интеллект для автоматической синхронизации данных (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных смет, планов-графиков закупок, кассового исполнения бюджета).
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)2. Оптимизировать работу с ГИИС "Электронный бюджет" и ведомственными информационно-техническими системами, внедрив в работу искусственный интеллект для автоматической синхронизации данных (лимитов бюджетных обязательств, бюджетных смет, планов-графиков закупок, кассового исполнения бюджета).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)перенос показателей главной книги при реорганизации учреждений разных типов, по мнению Департамента, необходимо отражать с учетом Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенных Письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. N 02-06-07/1546, и Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенных Письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. N 02-06-07/5236;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)перенос показателей главной книги при реорганизации учреждений разных типов, по мнению Департамента, необходимо отражать с учетом Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенных Письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. N 02-06-07/1546, и Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенных Письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. N 02-06-07/5236;
Вопрос: О налоговых поступлениях в бюджеты субъектов РФ в связи с введением единого налогового счета.
(Письмо Минфина России от 18.05.2023 N 03-02-07/45575)Названным приказом предусматривается увеличение сроков возврата денежных средств, уплаченных плательщиками, уже зачисленных в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в случае уменьшения налоговых обязательств плательщика.
(Письмо Минфина России от 18.05.2023 N 03-02-07/45575)Названным приказом предусматривается увеличение сроков возврата денежных средств, уплаченных плательщиками, уже зачисленных в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в случае уменьшения налоговых обязательств плательщика.
Готовое решение: Как учитывать лимиты бюджетных обязательств на счете 501 23 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)"
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели, сформированные в отчетном финансовом году на счете 501 23, подлежат перерегистрации в текущем финансовом году. Перенесите их на счет 501 13 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года" (п. 312 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 14.05.2021 N 02-06-10/37201).
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели, сформированные в отчетном финансовом году на счете 501 23, подлежат перерегистрации в текущем финансовом году. Перенесите их на счет 501 13 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года" (п. 312 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 14.05.2021 N 02-06-10/37201).
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)3. Транзитный характер ЕНС, на котором аккумулируются налоги всех уровней российской бюджетной системы, увеличивает сроки зачисления сумм региональных и местных налогов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Теперь, чтобы дойти до консолидированного бюджета субъекта РФ, сумма налога сначала должна поступить на казначейский счет в Тульской области, и только затем она распределяется в бюджет той территории, к которой прикреплен налогоплательщик. Отсюда возникают задержки в формировании субфедеральных налоговых доходов, способные в свою очередь нарушить ритмичность исполнения социальных обязательств государства, оплаты труда работников бюджетной сферы, выполнения ранее заключенных регионами контрактов. Об этом можно судить по крайней мере из того, что в Госдуму РФ уже внесен законопроект, в котором предлагается перенести единый срок подачи отчетности с 25-го на 21-е число, а единый срок уплаты налогов - с 28-го на 25-е число на том основании, что до наступления указанного срока региональные и местные бюджеты не смогут получать налоги, даже если их суммы заранее перечисляются. Указывается, что из-за этого могут образоваться кассовые разрывы, из-за которых будет нарушаться исполнение субфедеральных расходных обязательств <11>. Между тем эта идея вовсе не нова: первоначальная концепция ЕНС проектировалась с более ранними сроками сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов (20-е и 25-е числа месяца) в сравнении с фактически установленными (25-е и 28-е числа месяца). Она подходит для бюджетной системы, но официально была признана неудобной для бизнеса, так как существенное сокращение сроков, отводимых для расчета и уплаты налогов, нарушило бы стабильность деятельности компаний и умножило бы случаи сдачи формальной отчетности в срок с последующей подачей уточненных деклараций, что, в свою очередь, привело бы к росту издержек администрирования налогов, зачисляемых единым налоговым платежом <12>.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)3. Транзитный характер ЕНС, на котором аккумулируются налоги всех уровней российской бюджетной системы, увеличивает сроки зачисления сумм региональных и местных налогов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Теперь, чтобы дойти до консолидированного бюджета субъекта РФ, сумма налога сначала должна поступить на казначейский счет в Тульской области, и только затем она распределяется в бюджет той территории, к которой прикреплен налогоплательщик. Отсюда возникают задержки в формировании субфедеральных налоговых доходов, способные в свою очередь нарушить ритмичность исполнения социальных обязательств государства, оплаты труда работников бюджетной сферы, выполнения ранее заключенных регионами контрактов. Об этом можно судить по крайней мере из того, что в Госдуму РФ уже внесен законопроект, в котором предлагается перенести единый срок подачи отчетности с 25-го на 21-е число, а единый срок уплаты налогов - с 28-го на 25-е число на том основании, что до наступления указанного срока региональные и местные бюджеты не смогут получать налоги, даже если их суммы заранее перечисляются. Указывается, что из-за этого могут образоваться кассовые разрывы, из-за которых будет нарушаться исполнение субфедеральных расходных обязательств <11>. Между тем эта идея вовсе не нова: первоначальная концепция ЕНС проектировалась с более ранними сроками сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов (20-е и 25-е числа месяца) в сравнении с фактически установленными (25-е и 28-е числа месяца). Она подходит для бюджетной системы, но официально была признана неудобной для бизнеса, так как существенное сокращение сроков, отводимых для расчета и уплаты налогов, нарушило бы стабильность деятельности компаний и умножило бы случаи сдачи формальной отчетности в срок с последующей подачей уточненных деклараций, что, в свою очередь, привело бы к росту издержек администрирования налогов, зачисляемых единым налоговым платежом <12>.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных по соглашению о компенсации потерь в связи с переносом инженерных сетей и сооружений.
(Письмо Минфина России от 12.10.2023 N 03-03-05/96841)В соответствии с положениями абзаца восьмого пункта 4.1 статьи 271 НК РФ денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе через третьих лиц, в целях финансирования выполняемых работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признаются в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ для учета субсидий.
(Письмо Минфина России от 12.10.2023 N 03-03-05/96841)В соответствии с положениями абзаца восьмого пункта 4.1 статьи 271 НК РФ денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе через третьих лиц, в целях финансирования выполняемых работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признаются в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ для учета субсидий.